Я признаю себя виновным

Александр Сергеевич Пушкин 
0
474
Время на чтение 6 минут
Арап Петра Великого

Арап Петра Великого

Очень модное слово сейчас прочно вошло в наш лексикон. Толерантность. Часто приходится слышать, что это вообще-то очень даже христианская штука. Ну, само-то по себе это слово неплохое, если переводить его как «терпение». Мол, Бог терпел и нам велел. И с этим не поспоришь, поскольку терпение является одной из главных христианских добродетелей. Вообще, Господь, создавая человека совершенным, наделил его волей к развитию положительных качеств, которые присутствуют в каждом из нас как образе Божьем. Именно терпение, смирение, кротость и воздержание воспеваются в апостольских посланиях.

Помните сказку Андерсена о Снежной Королеве? В самом ее начале описывается, как тролли, то есть злые духи, сделали кривое зеркало, в котором все искажалось с точностью до наоборот. Добрые люди казались злыми, красота превращалась в уродство. Дьявол не способен ни к какому творческому акту, в средневековой Германии его даже называли «обезьяной Бога» - в том смысле, что он лишь выворачивает наизнанку человеческие добродетели, превращая их в пороки. Он первым предложил наделять вещи несуществующим смыслом, что сегодня активно используется в маркетинге («Мой голову только этим шампунем, и станешь успешным»).

Получается, что и понятие терпения легко извратить. Оно - в том, чтобы любить врагов, благословлять тех, кто нас проклинает, благотворить ненавидящим нас и молиться за обидчиков. Возможно, кто-то скажет: не надо передергивать, всем понятно, что речь не о терпении всяческих обид, а о терпимом отношении к тем, кто не таков, как ты. Ну, что же, посмотрим, что об этом говорит апостол Павел:

«...нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).

Любить другого человека нужно независимо от его национальности, религиозной принадлежности или социального статуса

Ну, это понятно. Любить другого человека и заботиться о нем нужно независимо от его национальности, религиозной принадлежности или социального статуса. Если кто-то не в состоянии понять значение математической функции, не имеет музыкального слуха, или его психика повреждена, - это не повод его презирать. Его нужно любить, снисходя к немощам. Так ведь никто из христиан не против. Все, кто научился любить Бога, только за. Другое дело, что нам, в силу повреждения естества (а любой грех нас разрушает, в первую очередь затрагивая сферу ума), часто трудно понимать друг друга. Мы как будто говорим на разных языках, даже употребляя одни и те же слова. К примеру, Ростовский архиепископ Иоасаф (Овсянников) и советский учитель Андрей Чикатило о понятии благодати рассуждали совершенно по-разному. Причем оба верили в бессмертие души и были жителями Ростовской области в одно и то же время. А христианами порой называют себя последователи таких организаций, учение которых вовсе отказывает Христу в Божественном достоинстве.

Мой бывший настоятель рассказывал, как однажды поздно вечером он шел по улице в подряснике (говоря о толерантности, стоит упомянуть, что далеко не всегда священнику в России безопасно ходить в священных одеждах и с крестом на груди в такое время), и ему повстречались бравые подростки, которые вели себя угрожающе и стали допытываться, не против ли русский священник идеи, что «черных» надо гнать из страны дубинками. Отец Геннадий задал им следующий вопрос:

- А вы-то, ребята, сами какой национальности будете?

- Русские мы! - был ответ.

А батюшка продолжает:

- По паспорту только русские? А вы знаете, что такое быть русским? Вот в сказках сказано: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»! Пушкин-то был кто? Русский или не русский?

И вы знаете, после такого диалога подростки очень многое для себя поняли и ушли, извинившись. Им стало стыдно, что к русским, как оказалось, они имели мало отношения, хотя они были так нетолерантны ко всем нерусским.

Русь начиналась как государство, вобравшее в себя людей разных национальностей, языков и обычаев. Сама христианская вера утверждалась у нас иностранными священнослужителями - греками. Тем не менее именно благодаря иностранной религии святые Борис и Глеб решились на подвиг, который отличает Русь от других христианских стран. Не Россию извне учить терпимости. Какая другая держава имела внутри себя столько народов, относясь к ним с любовью и заботой? В современной России права каждого народа соблюдаются особенно тщательно, не только законодательно. Ксенофобия в принципе у нас не является распространенной чертой. Можно, конечно, упомянуть об отдельных случаях, однако речь идет о недостаточной воспитанности некоторых граждан. Как из числа приезжих, так и местного населения. Бывают и такие, кто просто нарушает закон. В России преспокойно уживаются между собой христиане, мусульмане, иудеи, буддисты и шаманисты. Среди моих друзей немало атеистов, а дорогие моему сердцу родственники по дедушкиной линии - чеченские мусульмане.

Как-то раз Святейшего Патриарха Алексия II вызвали на Комиссию Евросоюза по подозрению в гонениях на сексуальные меньшинства со стороны Церкви. Ему был задан вопрос о том, как он относится к сексуальным меньшинствам. Святейший ответил:

- Вы знаете, Христос сказал: «Всякого пришедшего ко Мне не изгоню вон», но надо помнить, что грех надо называть своим именем.

Вот вам образ христианской терпимости. Если я говорю, что мой ближний - алкоголик, это не значит, что я его ненавижу или презираю. Я констатирую факт, что человек имеет страсть винопития. Если же мой ближний практикует гомосексуализм, он гомосексуалист. И это тоже грех, ведь так сказано в Библии. Можно обвинять меня в нетолерантности всякий раз, когда я привожу слова апостола:

«Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6, 9-10).

Если свидетельство о том, что неправедные идут к духовной гибели, и есть нетолерантность, - я признаю себя виновным

Если это свидетельство о том, что неправедные идут не к Богу, а к духовной гибели, и есть нетолерантность, - я признаю себя виновным.

Хотелось бы добавить несколько слов о расизме. Это явление вовсе не было присуще русскому человеку, в силу именно многонационального устройства государства. И когда мы видим, что где-нибудь в США белому могут впаять тюремный срок за то, что он чернокожего назвал чернокожим, то недоумеваем. Более того, дошло до того, что если посетителю американского кафе захочется выпить чашечку черного кофе, он должен попросить «кофе без молока». Иначе слово «черный», не приведи Господь, огорчит «афроамериканца». «А что такого?» - думается мне. Ведь я нисколько не обижусь, если меня назовут белокожим. Обижались ли колонизаторы американского континента, когда индейцы называли их бледнолицыми? У кого-то желтая кожа и узкие глаза. Меня этот факт вообще никак не печалит. Как и подавляющее большинство моих соотечественников. Очень надеюсь, что мне никогда не придется негра в России называть «афрорусским». Это глупо. Слово «негр» у нас никогда не было окрашено негативным оттенком. Когда у Корнея Чуковского Бибигон падает в чернильницу, послушайте, как реагируют Тата и Лена:

Впрочем, внучки мои не горюют,
Бибигона, как прежде, целуют.
- Ну что ж, - говорят, - ничего!
Мы и чёрного любим его!
И нам он, пожалуй, дороже
Теперь, когда он чернокожий,
На милого негра похожий.

Очень надеюсь, что мне никогда не придется негра в России называть «афрорусским»

Итак, не Западу учить нас, россиян, терпимости. Прошло совсем мало времени с тех пор, как в США перестали вешать негров за то, что они осмелились сесть на лавочку для белых. А у нас даже не было рабства в те времена, когда для Европы и Нового Света это было вполне нормальным явлением. А ведь они тогда были ревностными католиками и порядочными протестантами. И когда православным указывают извне, какую степень толерантности они должны усвоить, мне всякий раз смешно.

Любящий Христа любит каждого, кто Ему дорог. То есть любого другого человека. Любит, терпит и прощает всякое зло, обращенное к нему лично. Христиан скармливали диким зверям, вешали и расстреливали, сжигали живьем, но они не устраивали революций и бунтов против гонителей, не мстили ни палачам, ни тем, кто отдавал приказы. Этим самым терпением и торжествует православное христианство в мире. Но в своем терпении, делая добро, мы обязаны свидетельствовать о зле. А иначе - зачем мы? Кто продолжит солить пищу, если соль потеряет свою силу?

В своем терпении, делая добро, мы обязаны свидетельствовать о зле

Еще граф Толстой хотел переписать Священное Писание по-своему. Многим хочется сделать это и сегодня, потому что в Библии слишком много неудобных, нетолерантных высказываний. В том числе и о половых извращениях. Веруя в богодухновенность Священного Писания, я, православный христианин, не имею никакого права принимать культуру Содома и Гоморры. Против нее я должен проявить максимум нетолерантности, то есть выработать иммунитет ко греху.

Наконец, как дипломированный биолог, хочу сказать, что в иммунологии термин «толерантность» обозначает бедственное состояние организма, при котором иммунная система устойчиво воспринимает чужеродный антиген как собственный и не отвечает на него. А иммунодефицит, как известно, приводит к гибели.

Протоиерей Сергий Адодин

Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Сергий Адодин
Все статьи Протоиерей Сергий Адодин
Александр Сергеевич Пушкин
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
16.04.2024 14:49
«Не будет (у иудеев) ни священника, ни царя», сказал Златоуст
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 14:42
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 14:27
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
16.04.2024 13:24
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от учитель
16.04.2024 12:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Сергей
16.04.2024 12:14