Профанация священного: торговле «снедями» не место в храмах и возле них

Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого

«Нам не свойственны торги, бывающие в местах,
где чествуются мученики. Ибо не для иного чего
обязаны христиане приходить в мученические храмы,
или на места близ оных лежащие, как для молитвы,
и для того, чтобы, воспоминая твёрдость святых,
подвизавшихся за благочестие до смерти, сами
возбуждались к подобной ревности».
Свт. Василий Великий[1]

«Тревожным признаком обмирщения православного сознания,
умаления церковности, духовного ослепления является
всё усиливающаяся коммерциализация многих сторон
приходской жизни. Материальная заинтересованность всё чаще
выходит на первое место, заслоняя и убивая всё живое и духовное».
Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Алексий Второй[2]

Среди множества проблем нашей церковной жизни есть одна, на которую обращается совсем мало внимания. Между тем, проблема эта является ярким проявлением обмирщения в Церкви и требует решения. Речь идёт о продаже продуктов питания внутри храмов и на прихрамовой территории.

Согласно 76-му правилу Шестого Вселенского Собора (VII в.), «никто не должен внутри священных оград корчемницу, или различныя снеди поставляти, или иныя купли производити, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием своим во плоти поучая нас, повелел не творити дому Отца Своего домом купли. Он и пеняжникам рассыпал пенязи, и изгнал творящих святый храм мирским местом (Иоан. 2:15–16). Посему аще кто будет обличен в реченном преступлении: да будет отлучен».

Таким образом, под угрозой отлучения от Церкви святые отцы запретили торговлю в храмах и возле них, особо оговорив это для «снедей», то есть продуктов питания.

Священноисповедник Никодим (Милаш) в толковании на указанное правило указывает, что цель его – «сохранить св. храм и всё вокруг храма от профанации, в частности же от корчемничества и торговли, согласно учению Христа, что дома Отца Его не должно делать домом торговли (Ин. 2:16), так как это – дом молитвы (Мф. 21:18)»[3]. Отметим, что правило распространяется не только на сам храм, но на пространство «внутри священных оград», то есть на прихрамовую территорию, как это указывается и в толкованиях авторитетных канонистов – Вальсамона и Зонары[4]. Священноисповедник Никодим пишет: «священные ограды составляет, по словам Зонары в толковании этого правила, всё, что окружает св. храмы (αί των θείων ναών ά᾿πασαι περιοχαί, omnia sanctorum templorum septa), и на первом месте пространство перед храмом с западной стороны, называемое προπύλαιον или προαύλιον (паперть. atrium), где, главным образом, эти корчемные и торговые дела и велись».

Воистину, нет ничего нового под солнцем! Сегодня у нас объекты торговли располагаются в основном как раз со стороны паперти. Нередка ситуация, когда при входе на церковную территорию первыми встречают человека торговые (в т. ч. продуктовые) лавки… Здесь, выражаясь в маркетинговых терминах, наибольшая «проходимость торговой точки».

Относительно «снедей» наиболее вопиющее нарушение – это продажа продуктов непосредственно в стенах храма. Если в отношении реализации товаров, имеющих значение для церковной жизни (православная литература, свечи и пр.), ещё может быть какое-то снисхождение, то чем извинить продажу прямо в храмах разнообразных шоколадочек, конфеток и т. п.? Мы в храмах должны на шоколадки глядеть и покупать их? Не горька ли духовно эта плотская сладость? «Сне́ди сла́дкия виде́нием сме́рть исхода́таих, и стра́нен ея́ ра́ди Бо́жия сла́вы и жи́зни яви́хся»[5]

Свято-елисаветинских «ангелочков» из Белоруссии можно встретить и в храмах Москвы.

Не менее постыдна торговля непостными продуктами (в том числе в монастырях) во время однодневных и многодневных постов. В продуктовых лавках возле храмов можно во время поста запросто приобрести, например, мороженое. Автор этих строк неоднократно наблюдал это, например, возле храма Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (г. Москва). Как Церковь может говорить миру о значении поста, как мы можем быть, по выражению Евангелия, «солью земли» и «светом миру», позволяя такое?..

Торговый кураж доходит до того, что во время Божественной литургии у храма продолжается торговля, в том числе съестным. Продавцы церковных лавок не идут на литургию, а «захожане» чётко видят приоритеты: богослужение идёт, торговля не прекращается. Наши благочестивые предки этого бы не поняли. Традиционное для Руси отношение к этим вопросам выражено в указе императора Павла Петровича, в котором запрещена всякая торговля во время литургии: «В праздничные дни, так называемые двунадесятые, в торжественные императорской высочайшей фамилии и в воскресные никаких торгов и продаж не производилось, кроме съестных припасов, кои дозволить в помянутые дни продавать с утра до начатия обедни и потом продолжать с окончания оной до позволенных часов вечера»[6]. Впрочем, ещё за четырнадцать веков до императора Павла святитель Василий Великий строго учил: «Если другие прежде нас нарушили обычай, имевший силу у святых, и вместо того, чтобы молиться друг за друга, вместе со многими покланяться Богу, проливать пред Ним слезы, умилостивлять Его за содеянные нами грехи, благодарить за Его благодеяния и назидаться словом утешения, что, как известно, и в наше время еще соблюдалось, если в замен этого и место, и время обращают в торг, игрища и общий рынок, то не прилично нам следовать сим людям и участием в деле утверждать нелепое нововведение. Напротив того, должны мы подражать собраниям, какие описывают в евангелиях, при Господе нашем Иисусе Христе, и исполнять, что предписано Апостолом, как близко подходящее к такому примеру. Пишет же так: «Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию» (1Кор. 14, 26)»…

Притом, что продажа продуктов питания «внутри священных оград» стала совершенно обычной, в некоторых приходах и монастырях она осуществляется в особом масштабе – сразу в нескольких торговых точках. Так, после перевода архиепископа Алексия (Фролова) в Кострому в 2010 году территория московского Новоспасского монастыря, в котором он был наместником, стала порой напоминать продуктовый базар: открылась «трапезная», а также киоски. Отметим, что владыка Алексий, молитвенник и аскет, с Божией помощью без продуктового базара восстановил и содержал Новоспасскую обитель…

«Трапезная паломника» и киоски в Новоспасском монастыре (г. Москва).

Ещё одна проблема, связанная с реализацией продуктов при храмах, — использование на упаковке изображений сакральной реальности. Это не только мультяшные «ангелочки» свято-елисаветинских грильяжей из Белоруссии, но и, например, образ прп. Сергия Радонежского на подарочных наборах сладостей в Троице-Сергиевой лавре…

О чём думал человек, размещавший образ прп. Сергия и ангелов Божиих на металлической крышке от подарочного набора сладостей?

Закономерно, что в нашу коммерческую эпоху происходит постмодернистская утрата смысла. Слово «трапезная», всегда в русском языке означавшее место для приёма пищи в монастыре[7], сегодня всё чаще используется в значении «церковное кафе», как элемент брендинга… Философ Людвиг Витгенштейн замечательно писал, что «значение слова есть способ его употребления. Ибо этот способ есть то, что мы усваиваем, когда данное слово впервые входит в наш язык». В язык наших современников «трапезная» всё больше входит как кафе. Между тем, трезвенное отношение к родному церковнославянскому слову напомнит нам о том, что помимо стола и пищи «трапезой» называется святой престол в храме и антиминс…

Табличка у Богоявленского собора в центре Москвы (Богоявленский пер.) куда более чётко считывается на иностранном языке.

На изложенные доводы есть то возражение, что, дескать, будет трудно или вовсе невозможно содержать храмы, если отказаться от торговли. Но, братия и сёстры, если мы согласимся с этим доводом, то разве это не будет нашим церковным банкротством (притом гораздо более страшным, чем невозможность уплатить епархиальный налог)? Разве мы не выкажем презрение и непослушание самому Господу нашему Иисусу Христу, изгнавшему торговцев из храма?.. Добавим, что указанный довод замечательно опровергнут протоиереем Михаилом Питницким в сочинении «Торговля в храме»[8].

В лавке при храме вмч. Георгия Победоносца (г. Долгопрудный) мёд и иконы — видимо, предметы схожего «ранга».

И ещё: если у нас приходская община и приходское собрание станут действительностью (включая братские трапезы настоятеля с прихожанами), а не безжизненным словосочетанием из главы XVII Устава РПЦ, то вопрос содержания храмов в целом будет решён. Но это отдельная большая тема…

В завершение мы предлагаем следующие решения проблемы:

1. Полный запрет продажи продуктов питания внутри храмов.

2. Полный запрет продажи продуктов питания на прихрамовой территории. При невозможности этого по каким-либо причинам необходимо:

— Ограничить количество пунктов продажи продуктов одним местом.

— Запретить продажу непостной продукции в постные дни.

— Запретить торговлю продуктами с западной стороны храма (в пространстве рядом с папертью)[9]. По возможности выносить торговый пункт за пределы храмовой территории.

— Запретить торговлю продуктами во время Божественной литургии.

— При размещении для продажи продуктов питания – располагать их обособленно, не смешивая с другими товарами, особенно святыми иконами.

3. В случае наличия торговли продуктами питания – обязать приход (монастырь) в обязательном порядке осуществлять бесплатную раздачу продуктов или кормление малоимущих людей, в качестве милостыни, покрывающей вольное или невольное нарушение 76-го правила VI Вселенского Собора. При этом на продуктовых лавках и «трапезных» полезно разместить объявление, что малоимущий человек может получить пищу бесплатно.

4. Запретить называть словом «трапезная» места сбыта продуктов питания и приёма пищи, приобретаемой за деньги.

Конечно же, христиане, не дожидаясь принятия мер священноначалием и настоятелями, могут сами добровольно отказываться от покупки продуктов питания «внутри священных оград», чтобы хотя бы самим не соделывать дом молитвы «вертепом разбойников».

Примечание:

Данная статья не направлена на осуждение священноначалия, настоятелей, приходских старост и других христиан. Статья направлена на поиск решения проблемы.

Данная статья подготовлена в качестве доклада для круглого стола «Священные изображения в современном дискурсе: противоречия, проблемы, достижения» (27 ноября 2019 г., Москва), проведённого Аналитическим центром свт. Василия Великого при поддержке кафедры теологии Московского педагогического государственного университета.

[1] Святитель Василий Великий. Том 1. Правила пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 40. О торговле при церковных собраниях

[2] Слово на епархиальном собрании в 2004 г.

[3] См.: https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash/pravila-svjatyh-apostolov-i-vselenskih-soborov-s-tolkovanijami/227

[4] См. толкования 76-го правила здесь: https://azbyka.ru/otechnik/pravila/pravila-i-sobory-pravoslavnoj-cerkvi-shestoj-vselenskij-sobor-konstantinopolskij/#0_76

Любопытно, в частности, упоминание Вальсамона о том, что «разные святейшие патриархи предписывали из Августеона и из ближайших к преддверию святейшей Великой церкви Божией частей изгнать менял, торгующих съестными припасами и плодами и прочих торговцев». Под Великой церковью имеется в виду храм св. Софии в Константинополе.

[5] См.: Минея общая. Слу́жба о́бща по вся́ дни́ ко Го́споду на́шему Иису́су Христу́. Перевод прот. Григория Дьяченко: «Воззрением на сладкую пищу я стяжал себе смерть, и чрез неё (пищу) сделался чуждым Божией славы и жизни». Полный текст из Минеи: «Кто́ о мне́ не пла́чет преступи́вшем за́поведь Вы́шняго, невоздержа́ния ра́ди, во а́д всели́хся вме́сто рая́: сне́ди сла́дкия виде́нием сме́рть исхода́таих, и стра́нен ея́ ра́ди Бо́жия сла́вы и жи́зни яви́хся: но приими́ мя ка́ющагося, Го́споди, я́ко ми́лостив и человеколю́бец, вели́кия ра́ди Твоея́ ми́лости».

[6] См.: https://memoirs.ru/texts/PavelPU_RS83T40N10.htm

[7] См.: https://gufo.me/dict/dal/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F

[8] См.: https://azbyka.ru/torgovlya-v-hrame-pitnickij#5

[9] Отметим, что в Сретенском монастыре в Москве кафе «Несвятые святые» расположено достаточно обособленно и малоприметно. При этом магазин «Сретение», в котором в т. ч. продаются продукты, вынесен за пределы монастыря.

Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий