Статусное дело

На что надо обратить внимание Киеву, активизируя урегулирование в Донбассе

Украинский кризис 
0
386
Время на чтение 4 минуты

Источник: газета Известия

События последних трех месяцев вселяют сдержанный оптимизм относительно урегулирования конфликта в Донбассе. Обмен удерживаемыми лицами между Россией и Украиной, согласование «формулы Штайнмайера», завершение разведения сил и средств на трех пилотных участках (Станица Луганская, Золотое и Петровское) и даже передача Москвой задержанных во время инцидента в Керченском проливе в прошлом году украинских кораблей стали очень важными вехами на этом пути. И, как следствие, уже назначена и подтверждена всеми сторонами дата (9 декабря 2019 года) для проведения встречи на уровне глав государств в «нормандском формате». А ведь подобные саммиты не проходили с 19 октября 2016-го.

Естественно, это порождает надежду, что на предстоящих в Париже переговорах будут достигнуты договоренности относительно дальнейших шагов по деэскалации и разморожен политический трек урегулирования.

В первую очередь речь идет об обсуждаемых 20 зонах для разведения сторон конфликта и начала полноценного переговорного процесса по вопросам связанным с особым статусом ДНР и ЛНР, выборами, конституционными изменениями на Украине, амнистией и переходным правосудием, а также другими аспектами всеобъемлющего урегулирования. Исходя из этого, уже сейчас уместно начать обсуждение, касающееся ряда проблем, которые, вероятнее всего, станут наиболее острыми в следующем году.

Некоторые коллеги уже успели заявить, что для ДНР и ЛНР в случае всеобъемлющей реализации Минских соглашений оптимален был бы формат взаимоотношений с Киевом, как между Гонконгом и Пекином. Но если плоскость самоуправления и прав местных властей вполне могла бы стать основой особого статуса для ЛДНР, то такие параметры, как общая внешняя и оборонная политика, точно не укладываются в логику автономии для донбасских республик. Только в страшном сне жителям Донецка и Луганска может привидеться, что украинские военные будут размещены в крупных городах, а для самих граждан станет безальтернативной реальностью интеграция в НАТО и ЕС.

В примечаниях к «Комплексу мер по выполнению Минских соглашений» достаточно четко прописаны базовые параметры «Особого статуса», но почти все они требуют уточнений. В частности, в этом документе зафиксированы, следующие параметры: а) освобождение от наказания лиц, связанных с событиями, имевшими место в ЛДНР; б) право на языковое самоопределение; в) назначение глав органов прокуратуры и судов при участии органов самоуправления; г) договорные отношения между ЛДНР и Киевом относительно экономического, социального и культурного развития территорий; д) социально-экономическая поддержка со стороны Киева развитию ЛДНР; е) содействие со стороны Киева трансграничному сотрудничеству ЛДНР с регионами Российской Федерации; ж) создание местной народной милиции; з) невозможность досрочного прекращения полномочий депутатов, избранных на досрочных выборах согласно «Комплексу мер».

Также вышеуказанные пункты подтверждены и более подробно описаны в Законе Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», принятом 16 сентября 2014 года, но до сегодняшнего дня, не реализующемся на практике. Украинский парламент после принятия данного закона каждый год заново голосовал по нему и вносил в него изменения. В нынешнем виде он формально действует до 31 декабря 2019 года.

Особо следует отметить, что в «Комплексе мер» во всех пунктах, связанных с «Особым статусом», отмечается необходимость прямого диалога между представителями донбасских республик и Киева.

Кстати, у Украины уже был прецедент выделения одного региона и придания ему «Особого статуса». Речь идет о Крыме. Тут следует признать, что этот случай оказался крайне неудачным. Фактически Автономная Республика Крым, несмотря на наличие собственной конституции и широких прав по самоуправлению, не обладала возможностью реализовать свои права. Киев назначал на руководящие должности Крыма очень далеких от понимания социокультурных особенностей полуострова людей, главной целью которых зачастую была политика украинизации и выдавливания русского компонента из Крыма.

Представители украинской стороны неоднократно заявляли, что вопрос, связанный с «Особым статусом» для ЛДНР, может решаться исходя из концепции децентрализации, которая сейчас реализуется на Украине. Однако этот вариант неприемлем для ЛДНР, в силу того что украинская децентрализация подразумевает реформу финансово-экономических взаимоотношений центра и регионов, но совершенно не затрагивает вопросы, касающиеся политической и социокультурной составляющей.

Международный опыт показывает, что не существует идеальных «особых статусов», а такая форма сосуществования двух частей государства — не более чем приемлемый компромисс. Но при этом опыт, накопленный различными государствами, очень важен для будущего Донбасса. Относительно местного самоуправления образцами могут послужить Статут автономии Каталонии или того же Гонконга, относительно социально-культурного аспекта можно использовать подходы и принципы, заложенные в конституции Бельгии, касательно аспектов, связанных с судами и местной полицией, уместно использовать опыт Боснии и Герцеговины (не забывая об ограниченности суверенитета этого государства).

Можно приводить различные примеры «особых статусов». Это Квебек в Канаде, Аландские острова в Финляндии, Ольстер в Великобритании, взаимоотношения Гренландии и Дании и т.д. В каждом примере, есть полезные подходы для ситуации в Донбассе, но самое главное, надо уяснить, что особый статус — это не панацея от всех проблем, а только возможность для их решения.

Автор — директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Денис Денисов
И не было бы СВО
Политолог Денис Денисов о том, почему всё-таки не были выполнены Минские соглашения
13.02.2024
Нас ждёт долгое противостояние
О главных итогах 2023 года и прогнозе на новый 2024 год
22.12.2023
После встречи Си с Байденом отношения Китая с Россией не изменятся
В нынешних условиях США не обладают ресурсом, чтобы с позиции силы требовать от КНР поступиться своими национальными интересами
16.11.2023
«"Окно Овертона" открывается всё шире»
История нас ничему не учит
21.09.2023
Это вызов для всего западного мира
За последние полтора года на Украине действительно произошли очень серьезные изменения
30.08.2023
Все статьи Денис Денисов
Украинский кризис
Всё пережитое так огромно, что довоенными очами вы не можете смотреть на жизнь
Несколько замечаний по воспоминаниям Виктора Некрасова
24.04.2024
Потерянное время
Враги используют медлительность и просчёты Москвы
24.04.2024
Декоммунизация Шевченко
Почему на Украине скромно отметили 210 «кобзаря»?
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06