Для души: первое, второе и десерт

Беседа с протоиереем Виктором Цешковским

Источник: Православие.Ru

Протоиерей Виктор Цешковский, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Лос-Анджелесе, делится своими мыслями о «первом, втором блюдах и десерте» для человеческой души, а также о лекарствах от уныния и выгорания личности.

Протоиерей Виктор Цешковский Протоиерей Виктор Цешковский

– В жизни каждого человека действует Промысл Божий, но иногда он скрыт, а иногда явно открывает себя в каких-то знаках, знаменательных встречах, вовремя услышанных словах. Отец Виктор, не могли бы вы поделиться, были ли у вас такие знаки, явные проявления Промысла Божия о вас в вашей жизни?

– Было много, и явных, и скрытых. Например, в детстве. Нас пять братьев-священников. Когда мы еще не определились с выбором жизненного пути, мама очень беспокоилась, что с нами будет. Кто шел в армию, кто школу заканчивал, кто думал об институте. Наша мама горячо молилась и часто посещала старца Серафима (Тяпочкина). Спрашивала о сыновьях, а прозорливый старец давал всегда один и тот же ответ – протягивал ей просфору, приговаривая при этом:

– Неси звонарям!

Она ничего не понимала, приходила домой, рассказывала нам даже с некоторой досадой, чуть ли не с обидой:

– Каким звонарям?! Нет ни колоколен сейчас, ни звонниц!

И лишь когда пошел в семинарию мой старший брат, потом второй, третий, я – четвертый, мама сказала:

– Наконец до меня дошло! Уже и старца Серафима в живых нет...

Это скрытый Промысл Божий.

Архимандрит Серафим Тяпочкин Архимандрит Серафим Тяпочкин

А открытый, явный... Тут даже растеряться можно – так много примеров. Явный Промысл Божий проявляется лучше всего, наверное, в Евхаристии. Как Евхаристия превращает священника унылого, депрессивного в радостного. Бывает, устанешь сильно, приходишь в храм никакой, совершенно никакой, еще кто-то настроение испортит, разные ведь люди бывают: кто с упреками, кто просто поругаться. Начинаешь службу, хор поет не в лад, диакон делает ошибки, там еще что-то, еще что-то.

Душа наша по вертикали сердца бродит. Туда-сюда

И тут начинается Евхаристия. Чувствуешь, как кто-то поднимает сердце вверх. Ведь душа наша по вертикали сердца бродит. Туда-сюда. Когда в самом низу – это уныние: душа смешивается с плотью. Когда посередине – это, так сказать, запросы морального характера. А выше – уже Дух. Это бодрость, это радость.

И вот во время литургии – это же явный Промысл, это самое красивое из того, что Промысл Божий творит. Да, для священника это, конечно, литургия.

– Отец Виктор, уныние – частое искушение для пастырей?

– Думаю, да, ведь священник попадает в категорию людей, которым грозит выгорание личности. Это педагоги, врачи, лекторы, какие-то общественные деятели. Как немощи физические подходят, когда человек стареет, так и немощи духовные подходят, когда не хватает духовных сил. У священника или профессора – знания еще есть, а сил нет...

Сначала человек молодой, воспитанный, образованный, стремится, строит планы, делает много, осуществляет с помощью Божьей. Вот он выдал все из себя за какие-то годы, а потом хочется еще что-то делать, а сил нет и опыта духовного не хватает.

Не все святые и праведные, как Иоанн Кронштадтский. Там – бесконечность. Он достиг таких высот, когда уже святость... Обычный пастырь до этих святых высот не может подняться – иссякают духовные силы, и ему уже требуется помощь.

Храм Покрова в Лос-Анджелесе

– В чем заключается подобная помощь и как ее найти?

– Любой священник всегда ищет себе духовника. Этот духовник сильнее тебя духовно. На моей памяти – старцы. Они сейчас уже поуходили, конечно. Архимандрит Кирилл (Павлов), протоиерей Николай Гурьянов, архимандрит Серафим (Тяпочкин).

Кроме помощи, совета и молитвы духовника, есть еще два лекарства против выгорания личности. Первое лекарство – это Евхаристия, особенно Пресуществление Святых Даров. Высота духа.

Второе лекарство от выгорания – это семья. Я имею в виду женатого священника. Когда никаких сил нет, а тут явное промыслительное действие семьи: матушка, детишки и утешат, и успокоят. Это явное действие Промысла Божия.

У монахов семью заменяет братия, в Притчах говорится: «Брат от брата укрепляем, яко град тверд» (Притч. 18, 19). В монастыре есть старец, братия, взаимовыручка. Они делают для монаха то же самое, что делает семья для женатого священника.

Искушений у пастырей намного больше, чем у обычного человека

Вообще, искушений у пастырей намного больше, чем у обычного человека. Это сплошь и рядом. Каждый священник расскажет кучу таких историй. Например, прилетает в страшном испуге бабушка и кричит, что она перепутала: вписала внучку в записку за упокой. Объясняешь ей: «Ничего страшного, не переживайте, там, в Небесной Канцелярии, не перепутают!» Но она начинает кричать: «Нет, нет, внучка сейчас садится в самолет, нужно срочно молебен! Служите скорее молебен о ее здравии, батюшка!»

Надо служить, конечно, иначе эта бабушка останется в страшном горе. Она не переживет этот перелет внучки. Служишь молебен, и бабушка уже спокойно говорит: «Во-от, отслужили, теперь все хорошо будет!»

– Отец Виктор, не могли бы вы поделиться: кто из встретившихся на вашем жизненном пути людей оказал на вас самое большое духовное влияние?

– Я думаю, у каждого священника есть свой список «несвятых святых», как у владыки Тихона (Шевкунова). Я рос в приходе в 1960-е, смотрел на прихожан и видел среди них нескольких дедушек. Они были бородатые такие, препоясанные веревочкой. Я думал, что это просто деды, а потом мне сказали, что это священники-исповедники, бывшие репрессированные, пострадавшие за веру.

С годами забываешь... Только вот когда спросят, всплывает из памяти.

Храм Покрова Храм Покрова

– Вы служите у престола Божия уже почти четыре десятилетия. Не могли бы вы поделиться чудесными историями, свидетелями которых вы были за годы вашего служения?

– Думаю, что главное чудо – это чудо преображение души человеческой. Если человек придет к Богу – чудо... А остальное, что касается выздоровления, бытовых каких-то случаев, – это нормально, в порядке вещей.

Главное чудо XX века, наше общенародное русское чудо, – это воскрешение нашей Православной Церкви. Причина и источник известны. Мы не заслужили этого, а получили по наследству от наших предков-новомучеников. Их кровь стала почвой, на которой выросло и расцвело древо веры. И это чудо – на уровне воскрешения мертвых. Воскресли люди, воскресла Русь. Храм Спасителя в Москве можно назвать символом этого воскрешения.

Если говорить о моем личном чуде, то могу вспомнить случаи, которые произошли в моей семье.

Первый случай. Раньше, в советское время, монастыри и храмы закрывали, вот и в наших краях закрыли монастырь Святой Параскевы Пятницы. Монахини разбрелись по всему югу, и моя мама с ними общалась. Мои родители были еще совсем молодыми, папа недавно вернулся с войны. Они поженились, но были невенчанными. И вот как-то у папы обострились его фронтовые ранения, начали ему ступню резать, появилась опасность гангрены. Уже собирались ногу отрезать, а монахини сказали: «Вы обвенчайтесь, а мы за вас будем молиться!» И стали они молиться.

После венчания и монашеских молитв папа встал на ноги

Мама с папой пытаются обвенчаться, но идут сплошные препятствия: то один храм закрыт, то в другом священник умер, то еще что-то. Все-таки они обвенчались. И вот, после венчания и монашеских молитв, папа встал на ноги и прямом и в переносном смысле. Ему не только ногу сохранили, но он еще и прожил после этого 50 лет, и даже работал, не стал инвалидом, а ведь его до этого в инвалиды записали. Разве это не чудо? Молитва простых монахинь сотворила чудо.

Второй случай. В годы моего детства (конец 1960-х) уже не было таких гонений на Церковь, как в 1930-е годы, но все же еще случались притеснения верующих, храмы оставались закрытыми, детей не разрешали водить в церковь, причащать. У моих родителей трое старших сыновей были уже совершеннолетними, а трое, и я в том числе, – еще несовершеннолетними.

И вот за то, что мы ходили в церковь, решили моих маму и папу лишить родительских прав, а нас отправить в интернат. У отца сразу открылись все его фронтовые контузии, он собрался идти с властями воевать, решил взять с собой ружье.

Мама порезала ему ножом шины на велосипеде, чтобы он никуда не поехал, а сама отправилась к старице. Эти старицы из разоренных монастырей странствовали по деревням и селам, были такие, очень молитвенные. И вот старица дала маме совет – рассказать на суде про святых: Великого князя Александра Невского, Великого князя Димитрия Донского. Посоветовала маме также сказать, что старшие сыновья у нее служат в армии, и растит она из них защитников Отечества, а не каких-то врагов народа.

И вот, когда мама стала рассказывать про святых Великих князей, в суде последовала долгая пауза, а затем поднялся с места один из уважаемых людей, директор совхоза, ветеран войны, герой труда, и попросил остановить суд. Сказал, что берет нашу семью на поруки. Так старица научила мою маму какими-то простыми историями полностью изменить решение суда. Русская земля была богата такими подвижниками и подвижницами.

– Я знаю, что вы служили в Швеции, Италии, Испании, на Канарских островах. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о приходах этих стран, о людях, с которыми встречались.

– Что касается европейских стран, приходы очень похожи. Один из моих первых заграничных приходов – приход Преподобного Сергия Радонежского в Стокгольме. У него очень интересная, красивая история. В его организации главную роль сыграла одна женщина по имени Вера Сагер.

Вера Сагер Вера Сагер

Вера Николаевна прожила долгую жизнь: родилась за 5 лет до окончания XIX века – в 1895-м году, отошла ко Господу почти в конце XX века. Дочь русского дипломата Николая Бруннера, она получила блестящее образование, говорила на семи языках. Накануне русской революции вместе с родителями оказалась в Швеции, стала супругой шведского дипломата и очень состоятельной дамой. Я общался с теми старушками, которые дружили когда-то с Верой Сагер.

На склоне лет она основала в Стокгольме храм Преподобного Сергия Радонежского, который стал центром жизни русской общины. В храме главные святыни – чтимая Стокгольмская икона Божией Матери и настоящая реликвия – императорский флаг. Приход приняли в юрисдикцию Московского Патриархата в 1996-м году.

Сам я поехал в Стокгольм в гости, и меня попросили послужить в этом храме. Я бы там и остался, но по законам Швеции Церковью считается только Лютеранская церковь, а остальные регистрируются как просто религиозные организации. Чтобы открыть храм, нужно, чтобы МИД России обратилось в МИД Швеции, много нужно решить организационных вопросов.

И когда я уже был командирован в Сан-Франциско от Московской Патриархии, то узнал, что такое разрешение получено, и в храм Преподобного Сергия Радонежского в Стокгольме отправлен служить русский священник.

В Покровском храме В Покровском храме

Впечатления от приходов... Прихожане в европейских православных приходах – в основном наши русские эмигранты. Люди по разным причинам оказываются за рубежом, кто-то рождается уже в семье эмигрантов. Храм для них – кусочек Родины, частица души. После службы – обязательные совместные трапезы, посиделки, иногда до самого вечера. Есть в приходах и местные, которые переходят в Православие.

Везде в европейских православных приходах имеется общая проблема – нехватка зданий под храмы. Чаще всего навстречу идет Католическая церковь. В Италии и Испании католики предоставляли православным свои часовни. Мне как-то давали место жительства в католическом монастыре. Меня даже веселило, что я живу в «камере» – в католических монастырях не келлии, а камеры.

Везде в европейских православных приходах также имеются трудности с хорами, регентами, алтарниками. Еще проблема – несовпадение праздников: у них католические праздники – обычно выходные дни, а наши праздники с этими выходными не совпадают. Как-то на Канарах раз – и закрыли нашу часовню на все лето, потому что у них каникулы. Все чиновники на месяц отправились в отпуск, и нам пришлось служить на улице перед часовней. А мы не знали этих законов. В Швеции тоже каникулы летом, и все закрывается, кроме муниципальных служб.

Покровский храм Покровский храм

– Сейчас – настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Лос-Анджелесе. Расскажите немного об особенностях вашего служения в этом городе.

– Наш храм находится в Голливуде, недалеко от так называемой «Аллеи славы», где более 2,5 тысяч медных звезд с именами актёров, музыкантов и прочих знаменитостей вмонтированы в плиты тротуара.

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец

Наш приход был основан в 1952-м году по благословению митрополита Анастасия (Грибановского), второго Первоиерарха РПЦЗ (с 1936 по 1964 годы).

Постепенно приход вырос, ему стало тесно в прежнем храме, и приход переехал в новый храм. Освящали его в 1965-м году такие великие подвижники, как святитель Иоанн Шанхайский, Сан-Францисский чудотворец, и митрополит Филарет (Вознесенский), аскет и молитвенник, третий Первоиерарх РПЦЗ (с 1964 по 1985 годы), а также епископ Савва Эдмонтонский.

Митрополит Филарет (Вознесенский) Митрополит Филарет (Вознесенский)

Более 30 лет наш приход окормлял епископ Александр (Милеант), выдающийся православный богослов, духовный писатель и миссионер. Он отошел ко Господу 12 сентября 2005 года – в день памяти своего небесного покровителя, благоверного Великого князя Александра Невского.

Епископ Александр (Милеант) Епископ Александр (Милеант)

Наш приход живет обычными радостями и трудностями, у нас те же проблемы, что и у православных в России. Я бы обратил особое внимание на проблему ухода человека от реальности в виртуальный мир социальных сетей. Это бич современного мира. Люди уходят от реальности и в Америке, и в России. Они не слушают природу, окружающий мир, а виртуальная реальность – она истощает.

Икона Новомучеников и исповедников Российских Икона Новомучеников и исповедников Российских

Человек уходит от Бога, а без Бога душа теряет питание

Человек уходит от Бога, а без Бога душа теряет питание. Тело питается, и душа должна питаться. Блюдо номер один – это общение с Богом. Блюдо номер два – общение человека с человеком. И десерт – это общение с природой. Может быть, где-то, на каких-нибудь Банановых островах, люди еще общаются с природой, а в цивилизованном мире – все меньше и меньше. И вот, когда душа человека не получает необходимой ему пищи, – она просто умирает. К сожалению, эта проблема стоит остро во всем мире.

– А что за интересная и красивая икона Новомучеников и исповедников Российскиху вас в храме?

– Это одна из первых икон Новомучеников и исповедников Российских, они здесь даже еще без нимбов, потому что когда икону писали, они еще не были прославлены.

Я не знаю, кто ее написал, но она на самом деле поражает своим масштабом и красотой, раскрывает суть событий, которые произошли в прошлом. Позволяет узнавать тех, кто на ней изображен.

В Покровском храме В Покровском храме

– Благодарим вас за беседу, отец Виктор!

– Желаю читателям портала Православие.ру кормить душу общением с Богом, друг с другом и природой. Добро посылая в мир, добро будете получать в ответ. И поддерживайте нас, ваших пастырей, своей молитвой. Мы за вас молимся, а вы нас поминайте в своих молитвах. Без вас мы не сможем...

В Покровском храме В Покровском храме

В храме В храме

Источник: Православие.Ru

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ольга Рожнева:
Для души: первое, второе и десерт
Беседа с протоиереем Виктором Цешковским
01.11.2019
О монашестве без прикрас
Истории старшей сестры Успенского Шаровкина монастыря монахини Елисаветы
27.10.2019
«Тебя как благословить: как я считаю правильным или как тебе хочется?»
Беседа с протоиереем Александром Ториком. Часть 2
09.10.2019
«Либо диссертация, либо апостольник»
Игумения Николая (Ильина) о своем пути к Богу и в обитель
29.08.2019
Чудеса «Троеручицы»
Главная жемчужина старинного собора
24.07.2019
Все статьи автора
Виктор Цешковский:
Все статьи автора
Последние комментарии
Национальное унижение в спорте как возможная причина революции
Новый комментарий от Советский недобиток
13.12.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Наталия 2016
12.12.2019
Потерянный выход
Новый комментарий от Русская из Средней Азии
20.11.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от S. O.
11.12.2019
Что выходит, когда сапожник печет пироги...
Новый комментарий от Наталия 2016
13.12.2019
Панос Камменос: Элладская Церковь совершила преступление
Новый комментарий от Ортодоксос
12.12.2019