Источник: ЦЭРС ИНЭС
О том, почему Запад недолюбливает Россию, кто оказался самым яростным русофобом и что можно сделать, чтобы нас полюбила Европа, пишет портал profiok.com.
Путеводитель по русофобии
Книга швейцарского журналиста и историка Ги Меттана «Запад – Россия: тысячелетняя война. История русофобии от Карла Великого до украинского кризиса» вышла в свет в 2015 году. С тех пор она была переведена на множество языков и издана в целом ряде стран, включая Китай, Италию, Швецию и даже США. В России эта книга издавалась дважды, что говорит о безусловном читательском интересе к этой острой теме.
Исследование Ги Меттана интересно тем, что автора, как бы ни хотелось, трудно обвинить в погоне за хайпом и разработкой заведомо конъюнктурной темы. Ги Меттан настолько глубоко погрузился в историю и так масштабно проработал проблему, что его книгу вполне можно рассматривать как основательное и серьёзное фундаментальное исследование. К тому же книга снабжена обширной библиографией и большим количеством ссылок на источники. Такую работу за несколько месяцев не проделать.
Сам автор объясняет, что цель его работы – поиск истинных причин возникновения русофобии и демонстрация укоренившихся на Западе предрассудков. В послесловии к книге историк Алексей Кожемяков назвал её своего рода путеводителем по русофобии.
Кстати, интересно, что в первом российском издании книги текст Ги Меттана сопровождался предисловием Владимира Познера и послесловием Алексея Кожемякова. Из второго издания послесловие Кожемякова исчезло, а предваряющие слова Познера о том, что выводы автора весьма спорны, остались на месте. Что ж, издатели тоже имеют право на выбор. И этот их выбор лишь подчёркивает предупреждение Ги Меттана: русофобия – это не просто набор стереотипов. Это активная позиция.
Москва – Третий Рим?
Ги Меттан уделяет большое внимание длящемуся более семи веков расколу христианства на Западное и Восточное. Исследователь считает, что если бы Россия в своё время приняла Западное, а не Восточное христианство, вся европейская история после падения Византии в 1453 году выглядела бы совсем иначе. Никому не пришло бы в голову сомневаться, что Россия – часть Европы. Сейчас же западные исследователи любят винить православие в «извечной российской отсталости».
По мнению Ги Меттана, причина тысячелетнего противостояния в том, что центр католицизма остался в Риме даже после падения Римской империи после получения Карлом Великим титула римского императора. А вот центр православия вслед за падением Константинополя «переехал» в Третий Рим, то есть в Москву. И именно Россия, как считает Ги Меттан, продолжает противостояние между Византией и Священной Римской империей.
Ги Меттан последовательно разбирает особенности русофобии в западных странах. Он показывает, что британцы увидели в России конкурента сразу после свержения Наполеона и тут же начали её демонизировать.
Во Франции всё началось намного раньше, а конкретно – с документа, который был сфабрикован французскими дипломатами ещё при Людовике XV в 1760-х годах. Речь идёт о так называемом «Завещании Петра I», в котором раскрывался «великий русский замысел завоевания большей части Европы». В этом документе Пётр Великий подробно расписал для будущих российских правителей стратегию установления мирового господства: непрерывно вести войны, вмешиваться в распри между европейскими странами, продвигаться как можно ближе к Индии и Константинополю.
С тех пор во Франции прочно укоренилось представление о России как о дикой стране с ярко выраженными захватническими амбициями (что, впрочем, не мешало Вольтеру вести пространную переписку с Екатериной II).
Ги Меттан также упоминает книгу Астольфа де Кюстина «Россия в 1839 году», в которой описывается нация, «стоящая на коленях и мечтающая покорить весь мир». По словам Меттана, произведение Кюстина вот уже полтора века остаётся «неисчерпаемым источником аргументов и образов» для русофобов разных стран.
Интересный момент: говоря о французской русофобии, Ги Меттан упоминает о появлении наряду с тезисом о российской отсталости нового тезиса, гласящего, что дела в России можно поправить за счёт «орошения её благодатными западными ценностями» и переноса в Россию западных институтов и политической системы. На тот момент дело было в поисках союзника против Германии после поражения во Франко-прусской войне. Сто лет назад идея провалилась, однако в современной истории, как мы знаем, этот посыл был с успехом использован западными политиками.
Что касается Познера, то основной причиной противоречий между Россией и Западом он считает татаро-монгольское иго, которое «отрезало Россию от остального мира на два с половиной века». Он пишет, что после того, как татаро-монгольское ярмо в России было сброшено, европейцы с удивлением обнаружили перед собой «страну, жители которой внешне совершенно такие же, как они сами, но порядки которых абсолютно иные». Познер приводит слова Андрея Кончаловского, заявившего, что вся проблема в том, что мы радикально отличаемся от европейцев, внешне оставаясь «слишком на них похожими». Для китайцев, японцев или арабов в Европе делают скидку на их особенный менталитет. А к нам есть претензии, потому что мы похожи на европейцев… Так и читается между строк предложение «оросить россиян европейскими ценностями», правда?
Виноватые по определению
За прошедшие десятилетия на Западе сформировался набор устойчивых стереотипов, связанных с Россией. Пресловутые медведи, разгуливающие по улицам, коррупция, беспробудное пьянство – это лишь несколько примеров, довольно безобидных.
Стоит отметить, что дискредитация нашей страны продолжалась даже в 1990-е, когда усилиями тогдашнего руководства Россия полностью шла на поводу у Запада.
Как и у любой страны, у России есть недостатки и достоинства, но в западной медиасреде предпочитают говорить только о недостатках. Достаточно вспомнить, что писали европейские СМИ об Олимпиаде в Сочи: больше всего говорилось о нераскрывшемся на церемонии открытия олимпийском кольце. В ходе украинского кризиса западные СМИ также молча опускали целый ряд фактов и освещали события исключительно с «официально принятой» точки зрения. Подобное поведение продолжается и в наши дни: Путина сравнивают с Гитлером, а Россию изображают чудовищем, угрожающим мирной и благополучной Европе. И что бы мы ни делали, как бы не оправдывались или не старались угодить Европе, мы останемся виноватыми: приговор всегда выносится заранее, как говорится, без суда и следствия. А обыватель, как обычно, переваривает всё, что вкладывают в его голову СМИ.
Владимира Познера, похоже, в этой ситуации ничего не смущает. По крайней мере, он пишет, что термин «русофобия» не вполне уместен там, где возникает «реакция, основанная на трезвой оценке угрозы».
Ги Меттан же делает очевидный вывод: Европе, раздираемой противоречиями, нужен общий враг. Ополчившись против России, европейские страны смогут, наконец, почувствовать своё единение.
И особенно обостряется русофобия в моменты, когда Россия расправляет плечи. «Существует ненависть пассивная, которая заключается в стремлении извлечь выгоду из внезапной слабости России, чтобы установить в ней удобный для Запада режим и завладеть ее природными ресурсами, как это случилось в годы правления Ельцина, – пишет Ги Меттан. – Но существует ещё и активная, воинствующая русофобия, оживающая, когда Россия обретает силу. Задачей такой русофобии является не дать России окрепнуть».
Собственно, книга Ги Меттана изначально была адресована не нам, а западному читателю. Не случайно одна из глав называется «Запад в российском зеркале». Автор показывает, что западному обществу стоит попробовать избавиться от стереотипов, которые ему навязываются в силу тех или иных политических причин. Или для начала хотя бы признать, что такие стереотипы существуют, а русофобия имеет вполне рукотворный характер: она «сделана» и «делается» людьми.
И самое обидное. Ги Меттан отмечает, что наиболее яростными русофобами чаще всего оказываются наши сограждане. Впрочем, ничего нового: «славянофилы» и «западники» существуют в российском обществе уже несколько веков.
Что же надо сделать, чтобы Запад нас полюбил?
По мнению Ги Меттана, начать надо с того, чтобы перестать задавать себе этот вопрос. Совсем.
«США нужны не союзники, а вассалы», – много лет назад сказал Владимир Путин. Идеального решения задача установления всеобщего равенства и братства, похоже, не имеет: равными нас видеть не хотят, а отходить на вторые позиции мы не собираемся.
Стало быть, с «нелюбовью» Запада к нашей стране давно пора смириться. А смирившись, расслабиться и окончательно расстаться с иллюзиями: Запад нас не полюбит никогда. Это вовсе не значит, что нужно прекратить дипломатические отношения, свернуть торговлю и поставить крест на культурном обмене. Просто стоит относиться к русофобии как к некой «исторической данности», пишет Алексей Кожемяков. По словам Ги Меттана, на Западе русофобия давно превратилась из «коллективного бессознательного» в единственно допустимую «официальную правду». Следовательно, при выстраивании отношений с Западом, разумно было бы не пытаться искоренить причины русофобии, не устраивать бесконечную полемику по каждому поводу, а сконцентрировать усилия на выстраивании диалога и поиске компромиссов.
«Мне важно довести до читателя мысль, что Россия не является невинной жертвой несправедливой и навязанной ей Западом войны и что если Запад «любит ненавидеть» Россию, то эта «любовь» возникла не на пустом месте», – делится мнением Владимир Познер.
Нет, конечно, Россия – не жертва. Хотя уже после выхода книги Ги Меттана произошло столько событий, что впору говорить об очередном невиданном всплеске русофобии. Тут и допинговый скандал, и осуждение действий российских военных в Сирии, и эскалация ситуации на Украине, и введение новых экономических санкций в отношении России, и осуждение невидимых «русских хакеров», определивших итог американских выборов.
Успокаивает лишь одно: мы видим, что сложившийся миропорядок постепенно меняется, и в новой мировой системе России ещё только предстоит определить и занять своё место. Как пишет Алексей Кожемяков, поводом для «исторического оптимизма» может стать надежда на то, что в новом мировом сообществе отношения между государствами будут строиться на принципиально иной основе. Но это – дело будущего. Пока же, как писал Генри Киссинджер, берётся в расчёт не сама правда, а то, что за неё принимается. А значит, выход в том, чтобы искать компромиссы, при этом уверенно следуя своим собственным путём.
При подготовке публикации использована статья Алексея Кожемякова «В поисках истинных причин русофобии», опубликованная в журнале «Экономические стратегии» №4 за 2019 год.