Татарские имена

Бывший СССР 
0
782
Время на чтение 7 минут
Протоиерей Максим Обухов

Возрождение Православия среди татар подняло вопрос о татарских именах. В России проживает много национальностей и у каждой сложились свои традиции. Как известно, в Церкви существует принцип принятия любых национальных традиций, наполнения их новым духовным содержанием, обогащение их. Особенностью татарской народности, национальной самоидентичности, сложившейся веками, является сохранение национальных имен. Причем, в отличие от исламских народов, татары в массе своей предпочитают свои национальные имена перед русскими (если можно так условно сказать по отношению к святцам - понятно, что они в основе греческо-латинско-еврейские) - или типично арабскими. У татар сложилась своя традиция имянаречения, к которой мы все привыкли и если мы слышим, что человека зовут Ринат, Диля и т.д., это значит что он, скорее всего, татарин. Татарские имена по своему происхождению по большей части тюркские, персидские, арабские, арабизированные еврейские, то есть Якуб - это Иаков, Сулейман - это Соломон и т. д. Причем доля тюркских имен намного выше, чем у русских доля имен славянского происхождения. То есть славянскими из православных святцев считаются Игорь, Святослав, Олег, Ольга, Глеб, Борис, но и из них большинство скандинавского происхождения: Игорь - это Ингвар, Глеб - это Олаф, Ольга - это Хельг.

Это не плохо, ни хорошо, это сложившаяся практика, традиция у разных народов. В Росси повелось давать имя по святцам, причем до революции даже было так, что зачастую выбор имени был только в пределах, совпадающих с днем рождения ребенка, но однозначно уже давно, несколько столетий, прижилась практика Крещения только и исключительно по святцам. И, если родители называют ребенка Эдуардом, Элиной, Тимуром, значит, при Крещении, якобы, необходимо подобрать имя из святцев и, как правило, созвучное, начинающееся с той же или созвучной буквы. Например, Тимура мы назовем Тимофеем или Дмитрием, Элину назовем Эмилией или Еленой, Эдуарда Евгением. Также, к сожалению, мало кто из современных прихожан Русской Православной Церкви знает, что есть прославленные святые: Ахмед, Варвар, Абу (Або), Азат, Амир и другие, есть библейское имя Дина и т.д.

В других православных Церквях несколько большее разнообразие. Практически везде используются имена любые. В Болгарии, Греции, Грузии, Сербии, можно назвать ребенка как угодно и крестить, причащать под этим именем. Это, повторюсь, ни плохо, ни хорошо, а сложившаяся традиция у каждого народа. Причем есть частотные списки имен, наиболее употребительных, их можно найти, и у каждого народа они свои, но есть, конечно, имена всеобщие и наиболее распространенные, но и тут есть свои национальные особенности у каждого народа - а именно произношение имен отличается. То есть наш Иван в Армении будет Ованес или Аганес, в Грузии Вано, в одном островном государстве будет Джон, во Франции Жан и т. д.

Во всем мире часто встречается практика иметь несколько имен, например, в России двойное имя - к собственному имени добавляется имя отца, это имеет большое значение для самоидентификации. Мы обращаемся к пожилому человеку - Мария Ивановна, и оказываем честь ее отцу, который родился, может быть более ста лет назад.

Это длинное вступление потребовалось для того, чтобы напомнить, что имя - часть нашего «Я», личной, семейной и национальной идентичности. В России, зачастую, это имена строго из святцев. В то же время, если в странах с сильной традицией - в России, Болгарии, Грузии, Сербии - устойчивые списки имен, то в миграционных странах, где наблюдается смешение нардов - к именам относятся очень свободно. То есть в Канаде, Аргентине, Австралии, нет даже такого понятия, как типичное аргентинское, австралийское имя - там можно назвать человека любым словом из словаря или просто нажать на клавиатуре случайную комбинацию клавиш, это никого не удивит и, естественно, это касается и церковной жизни в этих странах.

Если говорить о первых веках Христианства, то, понятное дело, никаких святцев не было, и быть не могло, но потом стал приживаться в некоторых землях обычай принимать при крещении имена мучеников, но самих мучеников и святых, вначале называли так, как было принято в античном мире, а потом они попадали в святцы, но в каждой стране и регионе были свои святцы. Сам же термин «христианские имена», а тем более «православные имена» и его употребление в быту сомнительно с точки зрения обоснованности исторической по той причине, что большинство из них восходят к языческой античности и пришли в святцы таким путем, что язычники под своими именами принимали Святое Крещение, становились святыми, их имена попадали в святцы и далее по ним называли детей. Другой вариант - как было на Руси, использовалось двойное имя - т.н. русское и нерусское в честь святых, которое называли христианским с последующим предпочтением русского, а в святцы, скажем, Борис и Глеб, Ольга, входят под своими родными именами. Мало того, существует возможность смены христианского имени. То есть в случае, если по уважительной причине некто, крещеный одним именем, решил его сменить - не при принятии монашества, а просто по желанию, для этого есть возможность, и он уже будет причащаться, поминаться в записках под новым именем, а не под тем, которым крещен.

В настоящий момент в России сложилась следующая ситуация. Хотя традиция давать имена по святцам очень устойчива, но в наше время глобализации и перемещения больших масс людей мы столкнулись с появлением в России людей с разными обычаями и они, естественно, заходят в храмы, подают записки, и встречают отпор в свечной лавке: «Ваше имя не православное!», что является высочайшим актом невежества. Это привело к рассмотрению вопроса в Московской епархии и было выпущено циркулярное письмо от 30 августа 2012 г номер 421-4, подписанное архиепископом Арсением, первым викарием Московской епархии, которое возбраняет в отказе от поминовении, причастии и проч. носителям имен не из святцев. То есть, действительно, были случаи отказа в принятии записок, исповеди и причастии крещеных людей и по этому поводу зафиксирована позиция Священноначалия.

Есть также документ под названием «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», который гласит, что «освящение тех национальных черт, которые позволяют народам, при сохранении своей культуры, самоуважении и самоидентификации, внести свой уникальный вклад в молитвенное прославление Бога, пребывая при этом в гармоничном единстве со всей полнотой Церкви».

То есть, официальные документы положительно оценивают сохранение национальной идентичности. Что же касается национальных имен, мы имеем два подхода, это - никому не нужная русификация, если можно так сказать, и - сохранение национальных имен при Крещении. Русификация - это, конечно, условно говоря, поскольку, как уже было сказано, в святцах почти нет русских имен, но народами на территории бывшего СССР они воспринимаются как русские.

По умолчанию, не существует запрета на национальные имена. То есть, нет ни одного церковного правила, запрещающего давать в Святом Крещении любое имя, но фактически у нас сложилась практика негласного, якобы, запрета на Крещение под такими именами. У русских, составляющих большинство населения РФ, это не вызывает каких-то вопросов и мы крестим Эдуардов Александрами и Евгениями, Тимуров Тимофеями и Димитриями, и к этому все привыкли. Но несколько иная ситуация с другими народностями. У некоторых народов, особенно у татар - самой многочисленной этнической общности после великорусской, есть устойчивая и достойная уважения традиция использовать национальные имена.

Имя - часть национальной идентичности.

В наше время много татар, как и других народов, обращаются в Православное Христианство, и встает вопрос об имени. К сожалению, по незнанию, по ложному пониманию традиции и ее роли, мы зачастую по факту принуждаем человека к смене имени. И если для русского Эдуарда или Эллы это не проблема, то для нерусского человека вопрос смены имени может быть критически важен и неприемлем. Почему неприемлем - отдельный вопрос, но это его личное дело, очень тонкий, интимный, по которому нельзя проходить как катком. Если для нас греческое, латинское имя, может быть, родное, то для чеченца, татарина, бурята, это абсолютно другая цивилизация. В силу разных причин невозможность смены имени настолько серьезна, что может послужить поводом вплоть для отказа от Святого Крещения. Один из первых и важнейших вопросов - он очень болезненный - «приняв Крещение, я не предаю свой народ?». То есть, абсолютное большинство крещаемых не стремятся к смене национальной идентичности и навязыванию им, особенно в жесткой форме смены, имени, что не обусловлено никакими канонами.

Тем не менее, хотя оба подхода существуют во всех поместных Церквах, в России, при видимом доминировании одной из традиций, мы сталкиваемся с такой проблемой, которая привела к появлению того самого письма за подписью первого викария Московской епархии, архиепископа Арсения, а именно: ни на чем не основанный отказ в принятии записок, отказ в исповеди и Святом Причастии, и по факту - мнимая невозможность Святого Крещения под национальным именем, осуждаемые Церковью.

Целый ряд проблем, связанных с национальной идентичностью приводит к тому, что мы наблюдаем отказ от Православия среди народов, которые мы давно считали православными - якутов, марийцев, осетинов, в основном по причине поиска национальной идентичности, хотя любая национальная идентичность может реализоваться и в Православии - тому пример, собственно и сами русские. Так же, несмотря на русификацию, мы наблюдаем рост числа национальных имен среди якутов, марийцев и разных народов.

При этом, повторимся, нет никаких препятствий крестить якута, марийца, адыгейца своим именем и только подчеркнуть факт сохранения его национальной идентичности. При этом, если человек как бы покидает свой народ, соглашается с тем, что он разрывает родовые связи, меняет имя, приводит в шок родственников - то он как бы закрывает для себя и своих близких возможность проповеди, перестает быть «своим», поэтому навязывание русификации, которая и так происходит в больших масштабах - не миссионерский, а антимиссионерский подход. Этим достигаются результаты противоположные желаемым.

Но, если вернуться к проблеме татарских имен, - татары и некоторые другие народы крепко держатся за свои имена, мы встречаемся с этими вопросами в приходской жизни, начиная со свечного ящика - иногда вплоть до проявлений ксенофобии в церковной ограде. Поэтому вопрос требует решения и, я надеюсь, он будет поставлен, отправлен для рассмотрения Священноначалию, что может быть сделано от имени секции Рождественских чтений-2018. Мнение татарской общины такое:

Хотя в России сложилась практика имянаречения по святцам, она не является ни обязательной, ни принудительной и, в случае, если крещаемый или его родители имеют намерение сохранить национальное имя, им должна быть предоставлена такая возможность и такая практика (уже де-факто существует как в России, так и в других поместных церквах) .

Мы также хотим обратить внимание на циркулярное письмо архиепископа Арсения, первого викария Московской епархии о недопустимости отказа в принятии записок, исповеди, причастии мирян, крещеных под именами, не входящими в святцы. Также мы считаем крайне необходимым распространить действие этого письма за пределы Московской епархии и просим Священный Синод рассмотреть этот вопрос на общецерковном уровне.

Радонеж
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Максим Обухов
Меня беспокоит, что мы можем прийти к разделению в Церкви
О попытках некоторых представителей Церкви признать на церковном уровне «православное ЭКО»
08.02.2023
«Нет поводов для оптимизма»
Что реально стоит за сокращением числа абортов более чем в два раза? Так ли уж всё хорошо?
02.02.2023
Церковь сатаны сплетается с проабортным движением
Установление в Нью-Йорке сатанинской статуи в поддержку абортов – сигнал для России
27.01.2023
Россия перестала играть роль поставщика «живого товара»
Но возможно ли добиться полного запрета суррогатного материнства?
12.12.2022
«Деятельность ювенальной юстиции нужно разрушить!»
Нужно заниматься не введением генетических паспортов, а защитой семей от разросшегося беспредела ювенальщиков
03.12.2022
Все статьи Протоиерей Максим Обухов
Бывший СССР
Финский суицид
Контуры национального предательства
19.04.2024
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 19:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30