itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Куклы-трупы и соски с черной меткой: чем богаты детские магазины

«Они оригинальны, но слишком инфернальны»?

0
569
Время на чтение 9 минут
Куклы-трупы и соски с черной меткой: чем богаты детские магазины

Ассортимент детских магазинов порой вызывает оторопь, особенно если наблюдать за ним в динамике. Заполонившие прилавки куклы-монстры и черепа с костями оказываются не разовой акцией, призванной как-то помочь слишком активной китайской фабрике преодолеть кризис перепроизводства, а константой. Которая в скором времени настолько приедается, что начинает восприниматься как естественная часть магазинного ландшафта.

Некоторые дизайнерские находки еще продолжают удивлять, но их фактическое засилье заставляет задаться вопросом - а что в них, собственно, такого страшного? Может, нет ничего особенно, ну, кукла, ну, шарфик, в конце концов, это просто игрушка, просто картинка, и не надо пытаться искать в ней какую-то угрозу. Дать новорожденному соску с черепом и костями - это же просто прикол для фотосессии, почему нет? Кукла в коробке «под гробик» - это отличный подарок ребенку на новый год, дети любят страшилки, не розовую же Барби дарить! Да и, в конце концов, ну, гроб, ну, череп, но ведь ребенок еще ничего не соображает, а значит, и вреда это не принесет.

«Мы работаем для того, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми! Каждый ребенок должен найти себя во взрослой жизни и стать достойным членом общества!» - пишет на официальном сайте в разделе «Социальная ответственность» магазин «Детский мир», на чьих полках в изобилии лежит подобная «некрофильская» продукция.

Кукла в гробу. Для родителей, которые на самом деле любят своих детей, а не прикидываются

Отдавая дань спросу, а, точнее, формируя его, продавцы и производители предлагают нам не одних только единорогов и кукол Барби (среди которых тоже полно тех еще чудовищ), но то, что позволит им максимизировать прибыль. Очень прибыльным бывает приобретение лицензии на использование изображений тех или иных медиа-персонажей на своей продукции - на детском питании, одежде и т. п. Кстати, те же куклы Монстр Хай сами эксплуатируют образы ужастиков, придуманных задолго до них: Дракулы, Франкенштейна и пр. Видеоигры и мультсериал с этими героями появились одновременно или даже после релиза самих кукол - здесь мы наблюдаем четко спланированную рекламную кампанию по продаже кукол данной серии, поскольку стимулом к появлению мультсериала и видеоигр стал выпуск игрушек. Изначально всё-таки кукольные мульт-герои появлялись «по многочисленным просьбам» и немного позже выхода фильмов, мультиков и игр.

«Есть мнение, что маркетинг детских товаров, а точнее, товаров для детей - работа самая «благодарная», - говорит маркетолог Наталья Федорченко. - Дети с определенного возраста очень восприимчивы к рекламным посланиям, которые к ним приходят как бы из социальной среды, в которой им очень важно самоутвердиться. Тут на руку маркетологам играет и сама детско-подростковая общность, в которой важно быть «не хуже других», причем мерилом чаще выступают материальные показатели, а точнее - то, чем владеет ребенок. Здесь стимулом к владению той или иной игрушкой является не естественное, казалось бы, желание играть именно с ней, а желание «стать своим» в коллективе ровесников. Родителей же, я полагаю, побуждает к покупке таких вещей а) низкий уровень осознанности в вопросах, касающихся выбора игрушек для ребенка и б) аналогичное детскому мнение о том, что успех их ребенка в коллективе основан на том, чем он владеет, поэтому, во избежание проблем с его социализацией, родители идут на поводу производителей товаров с той или иной «модной» символикой».

Футболка. Маленькая модница

Действительно, глядя на всё это богатство вкуса и стиля, невольно задаешься вопросом о мотивации родителей. Но, увы, и они становятся жертвами моды - и свойственной, казалось бы, только детям беспечности.

«Подобные дизайнерские решения не безобидны, - считает детский психолог Жанна Тачмамедова, - ребенок - человеческое существо, которое только начинает жить. Обычно вся культура, связанная с детьми и создаваемая для детей (книги, песни и прочее), направлена на то, чтобы пробуждать в них радость и любовь к жизни. Для маленьких детей важно ощущение безопасности мира, его доброжелательности по отношению к ним. Радость жизни, ощущение безопасности необходимы ребенку для развития. Иначе как он будет идти вперед, быть любознательным, активно познавать мир, если мир - враждебное, внушающее тревогу место? От такого мира хочется спрятаться. Все эти игрушки и одежда со скелетами и прочими атрибутами смерти как раз и внушают детям ощущение тревоги и небезопасности».

Если отвлечься от детских вещей и посмотреть на массовую культуру, можно увидеть совсем немного фильмов, книг и песен, воспевающих волю к жизни. Зато культ смерти, самоубийства, польза эвтаназии стали уверенной частью современной культуры после того, как продюсеры сообразили, что не вся аудитория готова смотреть расчлененку, а подросткам после «Кошмара на улице Вязов» ничего нового уже и не скажешь, остаются сплошные повторы. Завоевывать нишу мягкой формой кошмара куда надежнее, засидевшийся в рутине гражданин и не прочь пощекотать себе нервы.

Конструктор «Комната Дракулы». Осиновый кол в наборе?
/ Скриншот с сайта teleporto.ru

Культ смерти подпитывают всё новыми и новыми фильмами и книгами, рассчитанными на разные возраста и весело обходящими возрастные рамки. Масса мультиков о скелетах и вампирах выходит для детей, все они есть в свободном доступе. А увидев на витрине магазина знакомый образ, дети сами тянутся к нему, и тогда уже родителям порой очень трудно отказать. Особенно если попытаться доходчиво объяснить причину отказа. Ребенок тянется к подобной вещи или игрушке импульсивно, но эта постоянная окруженность подобными образами, символами смерти создает весьма специфический образ мира - уродливого, небезопасного, но такого привычного, даже в чём-то забавного. Хотя глум над смертью, пришедший к нам с Запада, свойственен русской культуре разве что в виде черных анекдотов. Для взрослого смех при просмотре «Семейки Адамс» происходит от конфликта сопоставления, от того, что традиционно злые персонажи проявляют высокую гуманность, оказываются интереснее и человечнее «нормальных», механистичных, «добрых» обывателей. Этот смеховой эффект понятен, и он, кстати, имеет давнюю традицию во всякого рода народных побасенках. Но ребенок, еще не наработавший способность к сопоставлению, воспринимает всерьез то, на что взрослый реагирует со смехом. Вплоть до таких перекосов, когда смерть становится гораздо интереснее жизни.

Чашка. Молоко на ночь со вкусом маминой заботы.
/ Скриншот с сайта ozon.ru

Ценность отрицательного персонажа в игре обычно состоит в том, что он являет собой препятствие, которое преодолевает персонаж добрый. Но в обновленном подходе, при отсутствии добра, зло становится неодолимым. Зло - это то, что восхищает, с чем пытаются наладить контакт. У хорошего писателя Льюиса в «Хрониках Нарнии» психологически точно описан такой тип поведения, когда один из персонажей-детей, не видя альтернативы злу, начинает выстраивать с ним отношения. И хотя книга эта - всего лишь сказка, психологический момент автор уловил точно. Кстати, распространившаяся сейчас среди подростков культура АУЕ, романтизирующая криминал, относится к той же модели поведения. Блатная культура не случайно стала законной составляющей современной жизни, потому что преступление стало частью обыденности. Или это состояние будет воспринято как бедственное - и тогда у общества есть надежда, что следующие поколения не будут считать поножовщину в школе нормальным явлением, будут способны строить свое государство, создавать семьи, объединяться в те же самые, будь они неладны, трудовые коллективы. Или оно закрепится в качестве нормы - и болезненная ситуация, достойная существовать разве что в каком-то постапокалиптическом фентези, постепенно станет захватывать все большие и большие участки нормы. Вплоть до бесповоротного одичания, ведь всем известна старая поговорка: хочешь победить врага - воспитай его детей.

Дарья Алексеева

ИА REGNUM
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25