Старый стиль и модернизация Церкви

0
416
Время на чтение 5 минут

Ежегодно перед Рождеством в СМИ и соцсетях непременно возникает дискуссия о переходе Русской православной церкви на григорианский календарь. В нынешнем году особенно бурно, поскольку ровно сто лет назад по инициативе Ленина в России был упразднён юлианский календарь. Указу подчинились все, кроме Церкви. Это до сих пор не даёт покоя приверженцам секуляризма и вслед за календарём они требуют «реформировать» богослужебный язык, да и сами принципы церковного устройства.

Мотивируется необходимость перехода Православной церкви на католический календарь двояко. Во-первых, на Новый год, который отмечается по григорианскому календарю, хочется поесть мяса, но этому психологически мешает рождественский пост, который идёт своим чередом по юлианскому календарю. Во-вторых, в делах календарных «отсталой» России следует идти в ногу с «цивилизованным миром»...

Российским православным верующим пытаются внушить, что секулярные критерии в вопросах собственной традиции важнее, чем религиозные, что «модернизировать» надо не только технологии, но и отношения между людьми и саму человеческую личность.

Тем не менее у Православной церкви не может быть другого выбора, кроме как придерживаться традиционного («старого») стиля. Более того. Рано или поздно и секулярной части нашего общества, возможно, предстоит вернуться к юлианскому календарю, существовавшему ещё во времена Христа. Это вполне может произойти, потому что на фоне исчерпанности потенциала глобализации в мире набирает силу тенденция к культурно-цивилизационному многообразию. Пресловутая «клерикализация» здесь ни при чём, поскольку культурно-исторический выбор народа одинаково важен как для религиозных людей, так и для светских. Ведь традиция и её ценности принадлежат не только верующим, но и неверующим.

Возвращаясь к новогодней теме, стоит отметить один не очень приятный парадокс. Если бы любители богатого новогоднего стола прервали пост, их бы за это точно никто не упрекнул, поскольку пост - дело сугубо добровольное. А вот желание получить некую «официальную» санкцию, переложив на других ответственность за собственное решение, - это подход не сказать, чтобы очень честный и благородный.

Обратимся к истории вопроса. Переход на григорианский календарь был инициативой большевиков. «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря» провозглашал, что после 31 января 2018 года следует 14 февраля. Плюс к этому большевики вместо семидневной недели ввели шестидневку, создали «обновленческую церковь», поменяли русскую орфографию. Мы и сейчас живём не по астрономическому, а по ленинскому «декретному» времени.

Удивительно, что те же самые люди, которые торопят нас с захоронением тела Ленина, порой так глухи в отношении других проблем советского наследия. И когда мне сегодня говорят о десталинизации, декоммунизации, мне хочется спросить: а календарные или орфографические «инновации» большевиков вы тоже готовы отменить? Или только те, которые лично вам не приглянулись? Но тогда не ставите ли вы самих себя на место истории, традиции, народа?

В первые послереволюционные годы всё было направлено на то, чтобы сломать традицию, психологически надломить русский народ, парализовать его. Единственная структура, которая сохранила старый стиль - это Церковь. Так уж получилось, что она оказалась хранительницей традиции, хотя было бы только лучше, если бы эту роль исполняли сегодня и светские институты. Именно поэтому тему календаря стоит рассматривать как общенациональную, а не только как внутрицерковную.

Календарь - это ведь не просто цифры на циферблате «годового цикла». Это часть национальной картины мира, в которую входят история происхождения народа, образ мировой истории и нашего места в ней, сюжеты о вселенском добре и зле, о нашей духовной родине. Еще средневековые схоласты говорили, что «целое больше суммы его частей». Этот принцип работает и в обратную сторону: изымая из целого часть, мы изымаем нечто большее - мы разрушаем целое. Оно даёт трещину. Поэтому вопрос о календаре - это, в конечном счёте, вопрос сохранения нашего духовного универсума.

Разумеется, неизбежен вопрос о том, почему такой универсум (включая календарь) не может быть всемирным. Дело в том, что Запад уже сейчас официально не считает себя частью исторического «христианского мира». Пусть это его временное состояние, но на сегодня это так, и в ряде стран открытое ношение креста считается нарушением общественного этикета, а иные западные священники призывают отказаться от «тоталитарного понятия греха» и «культа личности» Христа. Но вся эта история не про нас.

Вот почему сохранение духовной преемственности и целостности является сегодня именно национальной задачей. При этом отношение непосредственно к календарю для разных народов важно в разной степени. Православные сербы и грузины, католики восточного обряда и даже некоторые российские протестанты живут по юлианскому календарю. Армяне - по собственному, апостольскому. А греки - по григорианскому. Но поскольку ответственность за греческий вариант традиции несут сами греки, вряд ли мы вправе им советовать. У каждого свой образ традиции, образ аутентичного христианства. Каждый за него и в ответе. Этот вопрос следует рассматривать не в категориях «правильно - неправильно», а в категориях «нужно - не нужно», «важно - не важно».

Другая существенная рождественская тема - сохранение исторического языка богослужения. Его противники уверены в том, что если мы перейдём с церковнославянского на русский, в храмы хлынут толпы современных россиян. Если это искренние надежды, то достаточно наивные. Упование на то, что при переводе служба автоматически становится более «понятной», не выдерживает проверки. Опыт Европы показывает, что как раз модернизация религиозно-церковной жизни ведёт к резкому оттоку паствы.

Церковнославянский язык - не помеха церковной миссии, а её опора. Это огромное наследие. На этом языке служили русские святые, на нём был создан большой пласт гимнографии, который вряд ли возможно адекватно и бережно перевести на современный русский. Православная литургия - синтетична и синэстетична, это единство мелодики, слова, красок, храмовых архитектурных форм. Православный храм - это «икона рая», «образ неба на земле». А, например, католический готический собор - это «Библия в камне». Это тоже слова языка, его регистры.

Эти регистры и есть то самое «универсальное целое», их нельзя механически разъять и перевести на современный русский только одну часть. А как вы будете переводить краски, мелодику, архитектуру?

Мы должны громко, чётко и ответственно говорить о современном мире. Но говорить следует на языке традиции. Тогда традиция будет жить. Ссылки на некий императив модернизации здесь совершенно не уместны. Технический прогресс - это, конечно, одно из важнейших общественных благ. Но вот «модернизация» социальная - это уже идеологически нагруженное понятие, которое призвано обосновать политическую зависимость одних субъектов от других. И не более того.

На языке науки это принято называть концепцией «догоняющего развития». Данная концепция подразумевает, что мы постоянно должны кого-то догонять - то в области «институтов», то в области прав и свобод, а это бесконечный процесс. Когда мы слышим про «модернизацию» и «догоняющее развитие» - мы понимаем: речь идёт о закреплении России в роли ведомого, в роли аутсайдера.

Аналогичный политический приём пытаются применить и к православию. Нашим оппонентам нужен образ вечно отсталой, «несовременной» Церкви, которая нуждается в «реформации» (синоним светской «модернизации»). То есть в отмене патриаршества, запрете церковнославянского языка, введении женского духовенства, венчании однополых браков и далее по списку.

Слово «модернизация» превратилась в штамп, подобно слову «популизм» и многим другим. И произошло это ровно в тот момент, когда стало ясно, что модернистская модель общества находится в тупике. Так что тема «старого стиля» не только не закрыта, но, напротив, - очень актуальна.

Парламентская газета
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Щипков
Путин и Русский Мир
«Щипков № 297»: Анализ интервью Такеру Карлсону
28.02.2024
Все статьи Александр Щипков
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35