Реклама: как сохранить достоинство и не сойти с ума

Вячеслав Володин 
0
481
Время на чтение 12 минут
Почему реклама становится всё более и более навязчивой? Делает ли государство попытки «закрутить гайки» в сфере регулирования рекламы? Как быть тем, кто не хочет превратиться в оболваненного идиота, зависимого от рекламных предложений? Этим вопросам посвящена редакторская колонка портала profiok.com.

У нас об американском паблисити создалось представление как о громких криках зазывал, бесчисленных плакатах, жульнических премиях, сверкающих огненных вывесках и так далее. Конечно, и такого рода реклама существует в Америке. Однако этот способ беспрерывного оглушения потребителя применяют лишь фабриканты папирос, жевательной резинки, алкоголя или прохладительного напитка «Кока-кола».

Илья Ильф, Евгений Петров. «Одноэтажная Америка», 1936 год

Пожалуй, Ильф с Петровым, написавшие эти строки больше семидесяти лет назад, очень удивились бы, оказавшись в сегодняшней России. По принципу «беспрерывного оглушения» действуют сейчас все подряд: громкость и широта охвата ограничивается лишь финансовыми возможностями рекламодателя, но никак не здравым смыслом.

Реклама: как сохранить достоинство и не сойти с умаПочтовые ящики завалены листовками, заборы и столбы обклеены объявлениями, радио давно превратилось в помойку, по телевизору никак не посмотреть серьёзный фильм, не прерываясь на информацию о средствах от запора.

Интернет - отдельная история. Даже уважаемые сайты государственных СМИ пестрят баннерами и рекламными ссылками. Секундная потеря концентрации, одно неловкое движение мышкой - и вы уже куда-то унеслись по указанию великого рекламного Гудвина. То беззубую бабку с яблоком покажут - мол, купи зубы, то крутой автомобиль крутится-вертится во всей красе, то на сайт знакомств пригласят, даже не разбираясь, какого ты пола и возраста - там и сообразишь, не маленький.

Реклама: как сохранить достоинство и не сойти с умаМы живём в эпоху информационного шума. «Информационная картина мира постоянно меняется, и проще она не становится. Но людям в ней нужно ориентироваться, чтобы вести нормальную жизнь, иметь работу, воспитывать детей, быть уверенными в завтрашнем дне. Поэтому так важен ваш объективный и профессиональный взгляд на события, ориентиры и объяснения, на которые можно опереться», - это слова из обращения премьер-министра Дмитрия Медведева к представителям СМИ. Куда там... В погоне за заработком СМИ только добавляют в нашу жизнь этого самого информационного шума. Разговор о фейковых новостях, о заголовках, не отражающих суть передаваемой информации, о выборе «горячих» тем для накрутки трафика оставим за рамками этого материала: он стоит отдельной публикации. К тому же всё это меркнет перед агрессивной рекламой, заполонившей отечественные медиа.

Реклама: как сохранить достоинство и не сойти с умаИнтересно, что есть исследования, подтверждающие, что российские СМИ в этом смысле лидируют. Например, из-за роста цен на рекламу на телевидении рекламодатели стали сокращать продолжительность рекламных роликов, в результате чего во время «рекламной паузы» на зрителя обрушивается целая лавина образов и слоганов. По статистике российский телезритель за неделю видит на 20 процентов больше рекламных роликов, чем в среднем в мире, и этот показатель растёт. Неужели не понятно, что восприятие рекламы в таком случае притупляется, она не запоминается, а просто мешает и раздражает? Вопрос риторический.

* * *

Реклама до такой степени проникла в американскую жизнь, что если бы в одно удивительное утро американцы, проснувшись, увидели бы, что реклама исчезла, то большинство из них очутилось бы в самом отчаянном положении.
Стало бы неизвестно -
Какие курить сигареты?
В каком магазине покупать готовое платье?
Каким прохладительным напитком утолить жажду - «Кока-кола» или «Джинджер-эйлем"?
Какое пить виски - «Белая лошадь» или «Джонни Уокер»?
Какой покупать бензин: «Шелл» или «Стандард Ойл»?
В какого бога верить: баптистского или пресвитерианского?
Было бы просто невозможно решить -
Стоит ли жевать резинку?
Какой фильм замечателен, а какой попросту гениален?
Следует ли идти добровольцем во флот?
Полезен или вреден климат Калифорнии?
И вообще без рекламы получилось бы чёрт знает что! Жизнь усложнилась бы до невероятия. Над каждым своим жизненным шагом приходилось бы думать самому.

Нет, с рекламой значительно легче. Американцу ни о чём не надо размышлять. За него думают большие торговые компании.

Илья Ильф, Евгений Петров. «Одноэтажная Америка», 1936 год

Реклама: как сохранить достоинство и не сойти с умаПо данным Стэнфордского университета, большинство (82 процента) современных подростков не видят разницы между рекламой и обычными текстами в СМИ: и там, и там содержатся некие утверждения, подтверждённые яркими картинками. Увы, даже для того, чтобы оценить источник информации, надо немного напрячь мозги. А вот как раз думать нынешняя молодёжь не очень любит - да и зачем напрягаться, если всё можно найти с помощью поисковика?

Такая невежественная аудитория - мечта рекламодателя. Идеальный потребитель не думает, не оценивает, не анализирует. Он просто покупает то, что ему велят, даже не задумываясь, нужно ему это или не очень. Реклама не взывает к разуму, не убеждает, не аргументирует. Она пытается разбудить более низкие уровни психики, вплоть до инстинктов. К сожалению, в обществе, где основные потребности уже удовлетворены - мы не голодаем, не живём на улице - продавать можно только создавая у людей ложные потребности. И разум в этом случае - нежелательный компонент.

Реклама: как сохранить достоинство и не сойти с умаПочему же никто не кричит о том, что насильственное впихивание в нас информации, о которой мы не просили, это, как минимум, нарушение нашей свободы? Назойливая и яркая реклама пожирает наше время, наши нервы, отвлекает внимание... Реклама забивает мозг так, что ни на что дельное не остаётся места. Если человек занят делом или учёбой, ему попросту некогда отвлекаться на рекламные призывы. Это раздражает и мешает. А неокрепшие души, бывает, податливы - легко зомбируются мечтой о несбыточном, бросаются подсчитывать какие-то очки и бонусы. Только у идиотов есть время на этот хлам, невозможно жить в таком мире без потери интеллекта. Им бы книжку почитать... Это мы ещё эстетический аспект не затронули. В современной рекламе, увы, ничего полезного нет - ни идеи, ни красоты, ни эстетики. Хлам - и точка.

Можно ли защититься от рекламы? И как это сделать? Первая мысль, которая приходит на ум: обратить внимание государства, запретить, ограничить, отфильтровать! Но всё не так-то просто...

* * *

...а для того чтобы он поверил вашим словам, надо повторять их как можно чаще. На этом до сих пор построена значительная часть американской рекламы - и торговой, и политической, всякой. И вот реклама подстерегает вас всюду: дома и в гостях, на улице и на дороге, в такси, в метро, в поезде, в самолете, в карете медицинской помощи. Везде.

Илья Ильф, Евгений Петров. «Одноэтажная Америка», 1936 год

В конце прошлого года произошло странное событие, касающееся регулирования рекламы. 23 ноября 2017 года Госдума единогласно одобрила законопроект, запрещающий размещать рекламную информацию на квитанциях по оплате ЖКХ, в том числе и на оборотной стороне. Эта инициатива появилась ещё в Думе прошлого созыва в 2014 году. Её автор, депутат от ЛДПР Дмитрий Литвинцев, больше в Думу не попал, однако депутаты, как и обещал спикер Вячеслав Володин, методично разбирают «завалы», вот и до этого законопроекта добрались. Казалось бы, всё очевидно. Если молодёжь на квитанции не смотрит и совершает все платежи через интернет, то люди старшего возраста пользуются как раз бумажным вариантом. В случае, когда квитанция переполнена рекламой, им сложно найти нужную информацию. Да и реклама бывает недобросовестной, мягко говоря (стоит вспомнить волну якобы обязательной замены счётчиков, в результате которой многие пенсионеры зря потратили деньги). Словом, разногласий у депутатов не было: за принятие законопроекта в третьем чтении проголосовали все 393 присутствовавших на заседании депутата.

Реклама: как сохранить достоинство и не сойти с умаА вот дальше началось интересное. Согласно действующей процедуре принятия законов, далее законопроект рассматривали в Совете Федерации. 28 ноября профильный комитет СовФеда по экономической политике дал положительное заключение: «Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания РФ одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 5 и 38 Федерального закона «О рекламе». На следующий день, 29 ноября, сенатор от Свердловской области Аркадий Чернецкий назвал закон «абсолютно глупым и никому не нужным». С ним согласилась глава СовФеда Валентина Матвиенко, предложившая отклонить закон, потому что «тогда надо принять закон о запрете вообще рекламы» в стране. «Ну неужели законом страны надо такую чушь регулировать?» - задала вопрос залу Валентина Ивановна. Зал проникся: против законопроекта проголосовали 138 сенаторов при четырёх голосах «за» и троих воздержавшихся. Законопроект был отклонён.

Позже Валентина Матвиенко пояснила СМИ, что «на тренды надо смотреть с политической точки зрения», и тренд «всё запретить» в этом смысле опасен, поскольку ухудшает «условия для развития той или иной отрасли». Попросту говоря, Матвиенко уверена, что «в этой маленькой квитанции, напечатанной на газетной бумаге, кто-то размещает рекламу, чтобы снизить её стоимость» (видимо, неудачная аналогия со СМИ? - profiok.com).

Реклама: как сохранить достоинство и не сойти с умаДепутаты Государственной думы, между тем, не сдаются. Уже после новогодних каникул, в начале новой сессии, председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов напомнил о злополучном законе, назвал аргументы Совета Федерации «очень странными» и предложил определиться, что делать дальше - преодолевать вето или создавать согласительную комиссию для доработки документа. «Правда, непонятно, до чего эта комиссия может договориться: реклама на квитанциях либо есть, либо её нет». В ответ спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил «провести консультации с правительством», чтобы «понять дополнительные аргументы».

Этот пример показывает, как глубоко в нашу жизнь и чей-то бизнес проникла реклама, как сложно добиваться каких-то изменений и отстаивать право граждан на информационный и душевный комфорт. Можно только воображать, насколько сложнее по сравнению с «маленькими бумажками» было бы регулировать рекламу, например, на телевидении.

Реклама: как сохранить достоинство и не сойти с умаЕщё одна иллюстрация - недавняя встреча президента РФ Владимира Путина с руководителями печатных отечественных СМИ и информационных агентств. В ходе беседы Сергей Агафонов (главный редактор «Огонька» - profiok.com) довольно долго и навязчиво уговаривал главу государства «расширить горизонт» и «дать вздохнуть» российским СМИ, «ослабив регуляции по рекламе алкоголя». Президент ответил, что «рекламный рынок уменьшается как шагреневая кожа», что руководство страны об этом знает и как раз-таки идёт на послабления - например, разрешена реклама пива и вин российского производства, снижены таможенные пошлины на бумагу и так далее. (Добавим, что с января прошлого года в печатных СМИ увеличен допустимый объём рекламных материалов: в СМИ, не являющихся рекламными, реклама может занимать до 45 процентов печатной площади - profiok.com). Агафонов не унимался: вино - это чистый виноградный сок, набравшийся сил во время брожения «в нашей благословенной земле», а водка - вообще национальная гордость и культура, так что реклама алкоголя, например, во время чемпионата мира по футболу - «святое дело». «Вы хотите, чтобы во время таких крупных спортивных мероприятий мы агитировали людей водку трескать?» - удивился президент. Он пообещал подумать. Конечно, слабо верится, что регулярно призывающий «не путать спирт и спорт» Путин пойдёт на уступки. Но тот факт, что обсуждению этого вопроса была отведена чуть ли треть стенограммы встречи, явно свидетельствует: медиа от источников дохода просто так не откажутся. Более того, они так и норовят «расширить горизонт».

Как несложно заметить, защищать нас с вами от набившей оскомину рекламы государство не спешит. А пока производители товаров и поставщики услуг уверены, что реклама - двигатель торговли, они будут вкладывать средства именно в рекламу, а не в повышение качества своих продуктов.

* * *

Собственно говоря, чем обширней реклама, тем пустяковей предмет, для которого она предназначена. Только продажа какой-нибудь чепухи может окупить эту сумасшедшую рекламу. Дома американцев, их дороги, поля и деревья изуродованы надоедливыми плакатами. За плакаты покупатель тоже платит. Нам говорили, что пятицентовая бутылочка «Кока-кола» обходится фабрикантам в один цент, а на рекламу затрачивается три цента. О том, куда девается пятый цент, писать не надо.

Илья Ильф, Евгений Петров. «Одноэтажная Америка», 1936 год

Что же делать? В интернете вопрос решается просто: давно уже созданы так называемые «блокировщики рекламы» для браузеров - например, AdBlock. Ставишь - и навсегда забываешь о всплывающих окнах, внезапно включающихся видео и бесчисленных объявлениях, мешающих воспринимать информацию (Мы сейчас рекламируем? Да! И сами пользуемся. Спасибо этим добрым людям! - profiok.com).

Реклама: как сохранить достоинство и не сойти с умаС телевизором - и проще, и сложнее. Во-первых, стоит раз и навсегда решить для себя, что хороший продукт в такой назойливой рекламе не нуждается. А значит, покупать такие товары не стоит. Во-вторых, есть чудесный канал «Культура», полностью очищенный от рекламных нечистот. В-третьих, понравившийся фильм всегда можно купить (да, привычку платить за медиаконтент всем нам давно пора вырабатывать). Наконец, может быть, пора отвлечься от телевизора и переключиться на чтение книг?

А Валентине Ивановне Матвиенко горячо советуем изучить московский опыт. Сложно не заметить, как похорошела столица после того, как её освободили от уродливых рекламных щитов, вывесок и перетяжек. Наверное, городской бюджет в результате недополучил некую сумму от возможных рекламодателей. Ну и что? Не всё в этой жизни измеряется деньгами. И москвичи, и город от этих изменений только выиграли.

Фото: пресс-служба президента РФ, пресс-служба ЦЭРС.

ЦЭРС ИНЭС

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вячеслав Володин
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Известные политические деятели прокомментировали принятый Конгрессом законопроект о выделении Украине $61 млрд
22.04.2024
«Победить нашу страну извне невозможно»
Опасность возникает, когда наше общество допускает внутренние распри, поэтому враги России стремятся расколоть нас изнутри
20.04.2024
«Выступающие против принятия закона действуют однозначно в интересах другого государства»
Истерика вокруг закона об иноагентах может говорить только о том, что есть решения Вашингтона и Брюсселя по свержению действующей грузинской власти, а принятие закона может эти планы сорвать
18.04.2024
«Утрата гегемонии дорого обходится американскому бюджету»
Вашингтон продолжит создавать всё новые и новые военные конфликты, пытаясь отсрочить дефолт
16.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.04.2024 15:46
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 15:14
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48