«По древнему монастырскому рецепту...»

Траволечение в православной традиции

0
599
Время на чтение 5 минут
Нередко, к сожалению, можно столкнуться с тем, что верующие, но не совсем церковные люди буквально убеждены: в Церкви есть рецепты чудодейственных средств, способных заменить лечение у врача: «четверговой соли», «херувимского пепла», травяных настоев, которые позволяли монахам доживать до ста лет и не болеть. Как раз о последнем - о том, почему церковная жизнь вызывает у многих людей ассоциации с лечением травами и существует ли какая-то особая, православная фитомедицина - мы попросили рассказать нашего внештатного автора - харьковского биолога, автора книг «Карманный атлас медоносных лекарственных растений» и «Новейший справочник лекарственных растений» Андрея Александровича Рябоконя.

Священное Писание на своих страницах открывает нам очень многое. Нашлось в нем место и растениям, извечным спутникам человека на земле: есть в Библии лавр и смоковница, многократно упоминаются пшеница и виноград, превращаются в символы терновый венец и пальмовая ветвь. И также еще в библейские времена употреб­лялись для лечения болезней отвары целебных трав.

Само по себе словосочетание «православная традиция траволечения» по сути своей неверно. Здесь перепутаны и перемешаны два аспекта врачевания - медицинский и духовный. Можно с уверенностью утверждать, что целебные свойства растений использовались нашими предками задолго до принятия Русью христианства. Но в сохранении и развитии этой традиции, безусловно, сыграли большую роль православные монастыри. Именно монахи, знавшие грамоту, обобщали сведения о том, что сейчас называется фитотерапией: что-то брали из древнегреческих трактатов, что-то - из устного предания дохристианской Руси, что-то - из собственного опыта.

И опыту этому было откуда взяться: в русских обителях среди многих послушаний было и лекарское служение людям. Известно, например, что в конце XI века митрополит Ефрем приказал построить в Переславле «строение банное и врачеве» для бесплатного лечения приходящих больных. Иноки-«лечцы» занимались сбором трав, составляли из них снадобья, выращивали лекарственные растения в монастырских садах; к ним обращались за помощью и братия, и миряне.

У черноризцев-лекарей были свои святые покровители: апостол и евангелист Лука - по преданию, бывший врачом, великомученик Пантелеимон, бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, мученики Кир и Иоанн. А некоторые из них и сами стали святыми - в частности, основатель Киево‑Печерской Лавры преподобный Антоний и его ученик преподобный Агапит. Совершенно неправильно было бы думать, что они, как и другие монастырские травники, использовали какие-то «тайные знания» или «заряжали» травяные отвары силой молитвы. Возможно, были случаи, когда Господь исцелял болезнь именно по их усердному прошению за больного, но основанием этого прошения было не что иное, как горячая вера и горячее сочувствие. Известно, например, что преподобный Агапит не только давал болящим инокам травяные отвары, именуемые в житиях «вареным былием», но и ухаживал за ними: кормил, укладывал, а порой и нес куда-то на своих руках. Неудивительно, что при таком внимательном уходе лечение порой давало «чудодейственный» эффект.

Чем же лечили в монастырях в допетровскую эпоху? Не погрешим против истины, если скажем: большое место в древних сборах занимали самые обычные лекарственные растения, широко употребляемые и сейчас. Монахи использовали валериану и зверобой, полынь и подорожник, крапиву. Для лечения малокровия и заболеваний сердца применялись листья и цветки одолень­травы и белой кувшинки, для профилактики простудных заболеваний употреблялся аир. К слову, в некоторых случаях употреблялись не только травы, но также смола - прародительница обеззараживающих средств. Имело место и то, что сейчас называют лечебным питанием: больным прописывались в «суровом» (т. е. свежем, необработанном) виде определенные ягоды и плоды.

Вместе с тем в стенах монастырей продолжалось освоение знаний в области фитомедицины. Так, в XIV веке при лечебнице Кирилло-Белозерского монастыря был сделан перевод комментариев римского врача Галена к «Гиппократову сборнику». Кстати, уже тогда важно было на официальном уровне отделить традиции траволечения от суеверий, с ними связанных: так, на Стоглавом Соборе 1551 года была включена в число еретических («отреченных») и душевредных переводная книга «Тайная тайных», известная также как «Аристотелевы врата», где содержались, в том числе, сведения об «особенных свойствах» растений, которые были увязаны с магическими свойствами камней и прочими эзотерическими представлениями.

* * *

Значительной вехой в развитии траволечения как такового стала петровская эпоха. По приказу царя во всех крупных городах были созданы так называемые аптекарские огороды, на базе самого известного из которых, в Петербурге, возникло впоследствии одно из крупнейших ботанических учреждений мира - Ботанический институт Российской Академии наук. Печатались и переписывались от руки разнообразные травники, доступные всё более широкой аудитории. В этот период сохранение в монастырях традиций траволечения уже не имело такого значения, как, скажем, в период монголо-татарского ига. Однако пополнение верующими, церковными людьми сокровищницы знаний по фитомедицине на этом не закончилось.

И здесь стоит упомянуть имя святителя Иннокентия (Вениаминова), который, будучи не только епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, но и выдающимся этнографом, не мог не обратить внимания на опыт исцеления различных заболеваний, который столетиями накапливался у просвещаемых им народов. Освоение Дальнего Востока, где произрастают некоторые специфичные виды лекарственных растений, в целом сыграло существенную роль в развитии отечественного траволечения. Также стоит сказать и о деятельности православной Русской духовной миссии в Пекине, которая была не только собственно миссией, но и центром научного изучения Китая и подготовки первых русских синологов. Эта работа способствовала, в том числе, и освоению опыта древней китайской медицины, более, чем иные, базирующейся на традиционном траволечении.

* * *

Что можно сказать о современной ситуации? Прежде всего - то же, что и чуть выше: монастыри уже не стоит рассматривать ныне как некие оплоты траволечения - это лечебницы духовные, а не телесные, и в современных условиях нет нужды, чтобы именно в них аккумулировались знания по фитотерапии. Не говоря уже о том, что «монастырскими» в целях маркетинга называются порой сборы, сделанные отнюдь не монахами и не на монастырских лугах. С осторожностью стоит отнестись и к снадобьям, изготовленным «по эксклюзивным древним монастырским рецептам»: ничего особенного вы в них, скорее всего, не найдете, а цена будет завышена в разы. Особенно если счастливым покупателям обещают при этом революционное оздоровление всего организма «на клеточном уровне» или излечение от рака. Следует помнить, что траволечение - часть вполне светской науки, медицины: фитотерапия эффективно дополняет медикаментозное лечение, служит для профилактики обострения хронических заболеваний, улучшает общее самочувствие больных. И в этом смысле ее действительно стоит сохранять и развивать, в том числе и верующим людям, среди которых есть и врачи, и в том числе с опорой на то наследие, которое доступно нам сегодня благодаря жившим за много веков до нас православным «лечцам».

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 01 (597)

Андрей Рябоконь

Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28