Митрополит Киевский и Галицкий, священноархимандрит Киево-Печерской Лавры Филарет (в миру Федор Георгиевич Амфитеатров) родился 17 апреля 1779 года в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии в семье Георгия Амфитеатрова и был четвертым ребенком из восьми детей. Всего было пять сыновей и три дочери. Интересно, что из восьмерых детей он один по средам и пятницам не принимал материнского молока.
Святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий
Образование получил в Орловском духовном училище: он был принят сразу во второй класс, а затем учился в Орловской семинарии, которую окончил в 1797 году. 7 ноября 1798 года, будучи преподавателем пиитики в Орловской семинарии, принял постриг с именем Филарета, в честь святого Филарета Милостивого. 13 января 1799 года возведен в сан иеромонаха. Двадцать лет трудился иеромонах Филарет на поприще преподавания будущим священнослужителям. С 1802 года - ректор Орловско-Севской семинарии; с 1804 года - ректор Уфимской семинарии; с 1810 по 1813 годы - Тобольской семинарии. До 1820 года исполнял должности инспектора и ректора Петербургской академии, а затем инспектора и ректора Московской Духовной академии. 1 июня 1820 года хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. С 1825 года - епископ Рязанский, с 1828 года - архиепископ Казанский, с 1836 года управлял Ярославской епархией, а 18 апреля 1837 года назначен в Киев с возведением в сан митрополита.
До
ректорства в Тобольске архимандрит Филарет был жестоко и
несправедливо гоним своими епархиальными епископами.
Известный композитор П. Турчанинов по поводу жалобы
епископа Орловского Досифея Петербургскому митрополиту
Амвросию на архимандрита Филарета говорил: «Когда я
прочитал это письмо, то ужаснулся и невольно заплакал. Ибо, зная
коротко отца Филарета, беспорочность его жизни и доброту его
характера, я увидел в письме только клевету. Большие
испытания отец Филарет претерпел и в Уфе от местного епископа,
так что даже голодные семинаристы сами начинали плакать
вместе с ректором, невинность которого узнали и которого
горячо любили. Епископ Уфимский Августин совершил даже два
обыска в квартире отца Филарета и конфисковал его имение».
Путем таких суровых испытаний вел Господь Своего
избранника; путем скорбей созрел духовно будущий светильник
Русской Церкви.
Преосвященный
Амвросий, архиепископ Тобольский, писал в Петербург: «Ваше
Высокопреосвященство прислали ко мне на испытание не
человека, но Ангела во плоти!» Именно в Тобольске, на самой
суровой окраине России, закончилось время страданий. Пробыв в
Тобольске менее двух лет, он остался здесь памятен.
Заслугой
шестого ректора Тобольской семинарии была его
попечительность о материальном благоустройстве семинарии;
он сумел при казенном сметном ассигновании в 8000 рублей
удовлетворять все нужды семинарии и успел накопить
достаточный запасный капитал. При его ректорстве число
учеников дошло до семисот одиннадцати человек, и ему
приходилось употреблять немало забот и стараний для должного
окормления и воспитания семинаристов. Он преподавал
философию и самостоятельно изучил французский язык. Кроме
этих занятий, он должен был нести служения и в качестве
настоятеля в Знаменском монастыре; кроме того, трудился в
Консистории и исполнял обязанности благочинного
монастырей Тобольской епархии. Как настоятель Тобольского
Знаменского монастыря, архимандрит Филарет памятен еще тем,
что первым благословил совершать ежедневные ранние литургии,
за которыми молился «неопустительно».
Службой
в Тобольской семинарии закончилось несение церковного
послушания в системе духовного образования архимандритом
Филаретом духовным семинариям.
С 1814 по 1820 годы он исполнял обязанности инспектора и ректора сначала Петербургской, а позже и Московской Духовной академий. В Петербурге познакомился с архимандритом Филаретом (Дроздовым) и был удостоен степени доктора богословия. Именно о нем позже будут вспоминать: «Отец ректор наш, архимандрит Филарет, истинно исполнен был духа благочестия и любви христианской. Управление его в академии было истинно отеческое; мы были у него дети родные».
Где
бы ни был епископ Филарет, всюду проявлялась его
архипастырская ревность. Будучи Калужским епископом, он
открывает в Боровске духовное училище; в Рязани его
управление протекало «мирно и кротко». В Казани проявился его
миссионерский талант. За девять неполных лет управления
казанской паствой архиепископ Филарет обратил в христианство
около пяти тысяч инородцев. При его правлении начались
переводы Катехизиса, богослужебного Апостола, Евангелия и
необходимейших молитвословий: Символа веры и «Отче наш...»
на языки чувашей, черемис, вотяков и татар. О нем говорили
старожилы Казани: «Ведь он, владыко-то Филарет, был, как баяли
все, уж известно святой... а уж какой добрый и ласковый был, то и
сказать нельзя».
В Киеве святитель уделял особое внимание
Лавре, где особенно сблизился с лаврским старцем
иеросхимонахом Парфением; их духовный союз составлял для
обоих утешение в их подвижническом житии. Известность
Киевской Духовной академии, управляемой в то время
митрополитом Филаретом, не ограничилась пределами нашего
отечества, многие оставляли и парижский, и германский
университеты, чтобы получить образование здесь, многие
присоединились к православию. Автор воспоминаний, говоря о
своих студенческих годах, писал: «Мы знали его как
доблестнейшего подвижника, умевшего притом и воспитывать
подвижников».
Строгий аскет,
святитель Филарет стоял на уровне современной ему науки. Он
обладал даром духовного ведения. Пребывая видимо с людьми,
он постоянно внутренне пребывал с Богом, совершал молитву в
уме и сердце, вел постнический образ жизни. Святитель Филарет
обладал и даром исцеления. Когда в одном доме подвели к нему
девочку, владыка, не зная этого, с обычной лаской спросил ее: «А
как тебя зовут, доброе дитя?» К изумлению всех, девочка вдруг
твердым и ясным голосом ответила: «Маша» и с той минуты стала
говорить, хотя от рождения была безгласной.
Стремясь к
совершенству, святитель принимает постриг в великую схиму с
именем Феодосия. Это последовало за семнадцать лет до
кончины, а именно 13 августа 1841 года. Владыка Филарет много
претерпел от своего келейника - отца Назария. Он говорил о
нем: «Человек такой нужен, как верный, хотя и суровый страж и
приставник (сердитый пес) во дворе хозяина».
20 декабря 1857 года святитель Филарет блаженно закончил свою жизнь; лицо его запечатлелось совершенным спокойствием праведника. Даже император Николай Павлович ценил личные черты характера святителя и говорил: «О церковном управлении много беспокоиться нечего: пока живы Филарет мудрый да Филарет благочестивый, все будет хорошо».
Молитвы
Тропарь святителю Филарету (Амфитеатрову)
глас 6
Возлюби́в из мла́да подви́жническое житие́,/ еди́ному Хри́сту Бо́гу после́довав,/ клевету, поноше́ния и гоне́ния претерпе́в,/ кро́тость, смире́ние и милосе́рдие в душу всели́в,/ от си́лы в си́лу восходи́л еси́,/ от Бо́га дар чудотворе́ний и исцеле́ний прияв,/ святи́телю Филаре́те,/ яко иера́рх моли́ Хри́ста Бо́га,/ мир гра́ду Киеву даровати,/ и ду́шам на́шим спасти́ся.
Кондак святителю Филарету (Амфитеатрову)
глас 8
Ти́хостью нра́ва укра́шен,/ во свяще́нницех благоче́стно пожи́в/ жезло́м от Бо́га тебе́ да́нным,/ ста́до Христо́во упасл еси́ на па́житех Богома́тере,/ приле́жно моле́ния за люди твоя приноси́л еси́,/ и Лавры Святыя запале́ние угаси́л еси́,/ тем же и Христо́с да́ром чуде́с обогати́ тя, сла́вне Филаре́те,/ да вси вопие́м ти:/ ра́дуйся, святи́телю о́тче наш.