Ну вот и подведен окончательный итог долгих и утомительных слушаний и разбирательств по делу В.В. Грозова. Зал суда, что совершенно закономерно, был полон и не всем хватило места для того, чтобы услышать вердикт суда.
Родственники, соратники, коллеги, друзья, единомышленники, пресса и просто неравнодушные люди, знавшие лично В.В. Грозова, в нетерпении ожидали высокого и справедливого вердикта по столь знаковому и резонансному делу, когда впервые в законодательной и судебной практике нашей Республики сугубо внутрицерковное дело из-за незнания или намеренного попрания основ канонического права и принципов внутрицерковного правосудия было вынесено на мирской суд, именуемый в Священном Писании и посланиях апостолов судом неверных.
«К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими, но брат с братом судятся и при том пред неверными» (I Кор. ст. 5-6);
Неверный буквально значит не верующий в Закон Божий, а осуществляющий свой суд сугубо по форме и букве закона, но не по духу совести, веры и нравственности, который (дух) не от мира сего.
У многих из присутствовавших на оглашении приговора, все же присутствовала надежда на объективность и снисхождение к Грозову с учётом 20 месяцев, проведённых им под следствием, что составляет 3 года и 4 месяца с пересчётом на срок заключения. При этом решении Грозов мог бы быть освобождён прямо в зале суда.
Данное решение вытекало из всей логики процесса, а также защиты Грозова, выступления адвоката и ходатайства священного синода БПЦ после честного и покаянного признания митрополитом Павлом своей собственной ошибки в данном деле.
Вместе с тем, было и другое мнение, связанное с тем, что Грозова, как неформального лидера национально-патриотических сил в беларуском православном мире, а также сильную и харизматичную личность, обладающую способностью сплочать вокруг себя людей, не выпустят на свободу в столь не простой для Церкви момент, связанный с обострением отношений с Константинополем и накануне синода в октябре месяце в г. Минске.
В этой связи были предположения, что с учётом всех обстоятельств и ходатайств за Грозова к первым лицам государства многих известных людей, включая двух митрополитов (почётного и действующего) и общественных организаций, ему будет назначен некоторый непродолжительный срок чисто условно.
Тем не менее, вердикт суда шокировал всех своей суровостью и безапелляционностью - 7 лет с конфискацией имущества в колонии строгого режима по всем 3-м статьям обвинения (5 лет + 7 лет + 3 года) по принципу поглощения более тяжкой статьёй менее тяжких. К слову максимальный срок по этим статьям был 8 лет. При этом судья даже не обмолвилась словом о каком-то зачёте и компенсации срока, проведённого Грозовым под следствием. В принципе это её право, но даже это "облегчение" не было озвучено.
После этого вердикта в зале суда несколько секунд стояла гробовая тишина, которую нарушил сам Грозов словами:
- Слава Богу...
У многих на глазах были слёзы. После этих слов Грозова, первая мысль, которая автоматически пришла на ум одновременно многим из присутствовавших в зале, была:
- лучше одному человеку пострадать за всех (Ин. 18 ; 14).
Мысль откровенно говорящая о том, кто выступают судьями, а кто судимым. Для всех понимающих церковно-государственную специфику и политическую подоплёку процесса было ясно, что вердикт Грозову - это вердикт всей Белорусской Православной Церкви.
На этом печальном и одновременно торжественном моменте оглашение приговора было завершено.
Кто-то из представителей прессы бросил из зала вопрос Грозову - последует ли апелляция на это решение, Владимир Всеволодович ?
Грозов на это ничего не ответил. Охранник сделал замечание вопрошавшему и попросил всех выйти из зала.
Данное решение суда, вне сомнений, навевает грусть и наводит на одну мысль о том, что для высшей государственной и судебной власти мнение церкви в лице 15 епископов и двух митрополитов уже практически ничто.
С другой стороны для омирщавшей, погрязшей в бюрократии и откровенном предпринимательстве церкви, как социально-хозяйственного института в первую очередь, - это тревожное напоминание о том, что выходя из поля канонического права и системы внутрцерковного правосудия, Церковь оказывается на совершенно чужом для неё поле деятельности, где не работают евангельские заповеди, принципы соборности, милосердия, покаяния и прощения, а работает бездушная, безжалостная и беспощадная машина казённого правосудия.
Именно по этой причине несовпадения двух законов и двух правовых систем - «кесаревой» и «божьей», апостолы в своих посланиях предупреждали об опасности вынесения церковных тяжб на суд неверных. Тем не менее, такой прецедент всё же случился, показав чудовищную разницу в церковном и светском понимании правосудия.
Как один из вариантов объяснения столь сурового решения, в коридоре суда после оглашения приговора прозвучала точка зрения о том, что это своего рода закамуфлированное послание власти митрополиту Павлу и всему его сомнительному окружению, у которого откровенно не сложились отношения с Президентом.
Я не сторонник этой точки зрения и полагаю, что решение суда более чем на 80% является личным и при этом глубоко искренним мнением судьи С.А. Черепановой, которая таким образом выражает по существу реальное отношение государственной власти к церкви и недоразумениям во внутрицерковной сфере. Отношение откровенно говоря пренебрежительное, что не может не огорчать и не тревожить в столь не простое для всех время.
Данная ситуация, если её рассматривать через призму духовного смысла и закона, а не светского, вне сомнений, является знаковой, назидательной для церкви и глубоко символичной для всех верующих, хотя бы только потому, что сама дата оглашения приговора совпадает с большим религиозным праздником Крестовоздвижения или Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, вновь обретённого в 326 году в Иерусалиме после утраты около горы Голгофы, т.е. места Распятия Иисуса Христа.
Только в этой связи, которая далеко не случайна, как символ обретения Креста Господня, как образа распятия и страдания за Истину, наивно было бы надеяться на положительный вердикт национального «синедриона».
Если честно, то мысль - «распни его!» с самого начала проходила подсознательно красной нитью через всё дело.
Осадок после всего случившегося, вне сомнений, очень тяжёлый, показывающий с одной стороны реальное бессилие православного сообщества и беспомощность БПЦ, которая не смогла ни сохранить столь важного и великого дела и начинания, ни спасти своё же чадо, поставленное на это дело и служение в лице Грозова, а с другой стороны всю формализованность и бездушность системы отечественного правосудия, которая попросту проигнорировала мнение церкви и высшего духовенства, не приняв к пониманию деликатность церковной ситуации.
Тревожная ситуация и настораживающая, нужно сказать, указывающая на глубокий и углубляющийся разрыв между государством, обществом и церковью, а также отсутствие инструментов и национальных лидеров для обеспечения такого диалога и взаимодействия.
Многие надеялись на то, что освобождение В.В. Грозова может стать поворотным моментом в жизни церкви и православного сообщества Беларуси, связанным с реабилитацией многих его соратников, социальных начинаний и инициатив. Вполне серьёзно рассматривался вопрос возрождения Грозовым обанкроченного Издательства Белорусского Экзархата, коллектив которого не скрывал своей готовности вновь сплотиться вокруг своего бывшего руководителя, также рассматривались вопросы возрождения программы "Семья-Единение-Отечество" и др., но, как видно, не судьба...
Иной вектор выбрала жизнь и катящие этот мир и этот вектор не предвещает верующим и самой Церкви в ближайшее время ничего хорошего. Отсутствие сильных духом и трезвых кормчих - главная беда БПЦ, поскольку любое стадо без пастыря обречено на скормление волкам и хищникам, как снаружи, так и изнутри.
Нет уже никаких сомнений в том, что благодатное время для Церкви закончилось и она вместе с этим вердиктом Грозову в день Крестовоздвижения вступает в полосу тяжёлых испытаний и перемен, символом которых и выступает воздвижение Честного Креста распятия, страдания и скорби.
Что же, будем трезвиться по слову ап. Петра:
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5; 8-9)
И ещё для поднятия духа:
"Мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем." (2 Кор. 4; 9)
"Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас." (Мф. 5 ;12)
"Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой." (Мф. 10; 23)
"И будете ненавидимы всеми за имя Мое" (Лк 21:17)
"Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел." (Ин. 15; 18)