Птенец, вернувшийся под крыло

0
399
Время на чтение 6 минут
«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне» (Мф. 23, 37­39).

Это место в Евангелии от Матфея называют плач об Иерусалиме. Плач Бога о богоизбранном народе, не узнавшем и отвергшем Того, о Ком издревле говорили его пророки, - Мессию.

Но в этом народе всегда были и сегодня есть удивительные исключения. Те, кто, преодолев колоссальное притяжение еврейской среды, судьбы, традиции, культуры, - вернулся под крыло; те, кто воскликнул «Благословен Грядый!..», не дожидаясь Судного дня.

Один из них - протоиерей Джеймс Бернстайн, о книге которого «Удивленный Христом» (Издательство «Никея»; перевод с английского Ирины Крейниной) мы сейчас попытаемся поговорить. Подчеркну сразу: эта книга интересна не только как история обращения еврея в христианство. Это книга-открытие, книга-осознание, книга-путеводитель для любого человека, идущего, приходящего, пришедшего ко Христу - вне зависимости от его национальности или иных жизненных обстоятельств.

Арнольд (имя до Крещения) Бернстайн родился в 1946 году в США, в штате Мичиган; детство и юность его прошли в Нью-Йорке. Семья Бернстайн избежала ужасов Холокоста, поскольку жила в Америке; но они узнали, конечно, о том, что происходило с евреями в Европе, и это стало для них пожизненным шоком. Отец, воспитанный в строгой хасидской общине и посвященный в свое время в раввины, навсегда оставил это служение и купил магазин. В дальнейшем семейство Бернстайн было благополучным, обеспеченным и открытым. Иудаистская традиция в их быту присутствовала, но в строгом соблюдении многочисленных запретов они смысла не видели. Детство Арнольда было счастливым, серьезных проблем со взрослыми или сверстниками у него не возникало. Он прекрасно учился, делал успехи в шахматах. И не вдруг ответишь на вопрос, чего же этому мальчику не хватало...

А не хватало ему, оказывается, истины. Напишем пока так, с маленькой буквы. Трагическая история еврейского народа, его особое положение и предназначение среди других народов планеты, древнее единобожие, сохранявшее и объединявшее его в рассеянии - все это заставляло Арнольда задумываться, задавать вопросы, главным из которых оказался вопрос о Боге. Почему другие народы воспринимают Всевышнего не так, как евреи? Кто прав?

«Нам, евреям, втолковывали: мы не должны верить в Иисуса, так как кощунственно утверждать, будто человек может быть Богом. В шестнадцать лет я всерьез задумался: а что, если Бог пожелал явить Себя в человеческом образе? Кто мы такие, чтоб Ему возражать: «Нет, Господи, Ты не имеешь на это права, Ты не можешь быть человеком!» Главным ответом на мои сомнения и прологом к смене всей парадигмы стало принятие простого предположения: Бог может сделать всё, что захочет, в том числе и вочеловечиться».

Среди друзей юного Арнольда были ребята из верующих (или, как там говорят, практикующих, то есть сознательно ведущих религиозную жизнь) протестантских семей. Он решился попросить у них Новый Завет, хотя это было совсем для него непросто: «Держать Новый Завет у нас в доме не разрешалось - это была "вражеская" книга. Я с большой опаской принес ее и с внутренним содроганием приступил к чтению, думая, что совершаю страшный, непростительный грех <...> Первым делом меня покорило описание Иисуса Христа. Я представлял центральную Личность христианства совсем по-другому. Я ожидал, что это будет беспощадный нетерпимый человек, непримиримо и даже воинственно настроенный <...> А вместо этого мне открылся образец веры, любви, мудрости, сдержанности и самообладания...»

К двадцати годам Арнольд Бернстайн переступил страшную для его соплеменников черту - назвал себя христианином. Но это было только начало долгого пути. Путь пролегал через многочисленные протестантские конфессии Америки, через общественные движения, участникам которых нельзя отказать в искренности и живости чувств, но Иисус Христос был для них, если разобраться, лишь моральным примером, любящим всех учителем добра. Члены этих групп проповедовали на улицах, пели, разыгрывали живые сценки и с удивительной легкостью крестили согласных на это прохожих - например, в фонтанах. Добродушные американцы реагировали вполне позитивно. Но молодой экономист Бернстайн не мог удовлетвориться этой веселой «жизнью во Иисусе Христе». Он продолжал думать - и читать, читать, читать... Его шахматные мозги были включены на полную мощность: он по-прежнему нуждался в истине, в ее окончательной полноте, в совершенстве веры.

Книги привели Арнольда к апостольской Церкви первых веков, и тогда у него возник вопрос: а есть ли сегодня Церковь, наследующая древней?.. Чтобы решить этот вопрос, потребовалось уточнить само понятие о Церкви: что она такое? Для товарищей молодости автора - протестантов - церковь была сообществом единомышленников, людей, сходно судящих об определенном предмете, точнее - о Священном Писании. Их не смущало то, что церквей в этом понимании - много. Арнольд Бернстайн понял, что Церковь - это не клуб по религиозным интересам. Церковь - то, что Христос оставил по Себе; то, что объединено вовсе не общностью суждений, мнений, но чем-то несравнимо большим и непостижимым земному рассудку... Церковь по определению своему должна быть единой и единственной.

Вместе с супругой, американкой шведского происхождения, протестантский пастор Арнольд Бернстайн начинает посещать богослужения в приходах ОСА (Православной Церкви Америки). Эти службы производят на обоих сильнейшее впечатление: Арнольд и Бонни видят коренную разницу меж ними и молитвенными собраниями протестантов. Православное богослужение - это реальное (простите за повтор) вступление в иную реальность. Весной 1981 года вся семья присоединяется к приходу церкви святого Архангела Михаила в Денвере, штат Калифорния. Эта глава в книге называется «Возвращение домой». Кто-то спросит: почему домой, если Бернстайн родился в еврействе? Потому что Новый Завет неотрывен от Ветхого, потому что Ветхий Завет на самом деле - книга о грядущем Мессии, о Христе; потому, наконец, что именно в Православии Бернстайн нашел истинное, неискаженное продолжение Ветхого Завета.

Скажу о том, что сделало эту книгу интересной и значимой лично для меня. В определенном смысле путь Джеймса Бернстайна и его супруги Бонни, в крещении Марты, Марфы, - это не наш, не русский путь. Это путь интеллектуального познания, анализа, изучения материала. Мы, россияне, в большинстве случаев ведомы сердцем, доверием к опыту предков, глубинной наследственной интуицией, помогающей узнать в Православии свое, родное, и прийти к нему уже как к данности - не тратя время на сравнительный анализ. С одной стороны, мы счастливцы: мы срезаем очень много углов. С другой - двигаясь путем сердца, мы что-то и теряем тоже; принимая Православие как данность, мы нередко проходим мимо очень важных осознаний, проще говоря, не вдумываемся в то, во что нужно именно вдуматься. Подробный путевой дневник умного американского еврея возвращает нас к тому, мимо чего мы проскользнули, ярко показывает нам то, чем мы владеем, заставляет по-настоящему удивиться этим животворным смыслам.

«Спасение не является венцом истории человечества. Нас спасают не только от чего-то (от смерти, греха, дьявола), но и для чего-то - для соединения с Богом. Воссоединение с Ним - процесс, начинающийся в этой жизни и продолжающийся в Вечности... Грехопадение - не просто нарушение правила, а прощение - не просто избавление от наказания за преступление закона. Православие расценивает грех как отрицание любви и самой жизни. Человек отворачивается от Творца, и это отрицание, оторванность есть недуг, преимущественно духовный, но распространяющийся и на плоть также. Грех для нас - не только промах, или безнравственный поступок, или невозможность действовать в соответствии с некими внешними стандартами поведения. Грех - это неумение быть целостным, полноценным, духовно здоровым. Это отрицание личной причастности Богу. Грех - это самоограничение, самоизоляция, вызванная стремлением к автономии, независимости, самодостаточности. В каком-то смысле грех можно определить как одержимость человека любовью к себе». Вот эта последняя фраза меня поразила...

Напомню, что книга изначально написана на английском и предназначена не для нас - для американцев; отец Джеймс рассказывает о восточном ортодоксальном христианстве (то есть о Православии) своим соотечественникам. Он говорит с ними о цели и смысле боговоплощения, Крестной жертвы, Воскресения Христа из мертвых; о Божием смирении, об истощании Божества, об обОжении человека... И это не лекция по святоотеческому богословию, нет. Это объяснение в любви. В любви единственной и всепоглощающей, в любви к Истине с большой буквы, то есть к Богу.

В настоящее время протоиерей Джеймс Бернстайн служит в храме святого апостола Павла в Бриере, штат Вашингтон. У них с супругой четверо детей и девять внуков.

Газета «Православная вера» № 16 (612)

[Марина Бирюкова]

Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 13:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
25.04.2024 13:16