Старец Филофей

Эссе

Новости Москвы 
0
996
Время на чтение 10 минут

Соловки

Март на Соловках. Господь благословил это время хорошей погодой.

Светит солнце. Небо голубое.

Повсюду ещё лежит снег. Белое море во льдах. Лёд сковал и все озёра, реки Соловков.

Здесь поражает всё: стены и башни монастыря, выложенные из гигантских камней титанами духа, суровая, живописнейшая архитектура древних соборов.

Такие же титаны духа стояли на Соловках за веру и в XX веке.

Соловки
фото: pravoslavie.ru

Промыслительно, что Голгофо-Распятский скит на Соловках, один из скитов Соловецкого монастыря, основанный в начале XVIII века иноком монастыря преподобным Иовом на Анзерском острове Соловецкого архипелага, находится на одной долготе с Голгофой на Святой Земле.

Труды валаамской братии

Остров Валаам известен по всей России и далеко за её пределами: здесь расположен Спасо-Преображенский мужской монастырь, на многие века ставший оплотом Православия на Русском Севере, по праву заслуживший называться «Северным Афоном».

Свечной завод Валаамского монастыря
фото: valaam.ru

Фотолетопись святого острова имеет уже свою полуторавековую историю. В 50-х годах XIX столетия на средства благотворителей из Санкт-Петербурга на Валааме была устроена своя фотографическая мастерская. Монахи-фотографы с несомненным мастерством и даровитостью делали фотографии видов окрестностей Валаама, соборов, скитов, сцен монастырскую жизнь, послушаний, приездов паломников и высоких гостей.

Фотографии, выполненные ими, разлетелись за 150 лет по всему свету. Они есть в государственных архивах, музеях, национальных библиотеках всего мира. Во многих семейных архивах также хранятся фотографии с валаамскими видами: паломники покупали их на память о посещении дивного Валаама.

Но имена авторов нам неизвестны. На всех этих фотографиях стоит подпись: «Труды валаамской братии» - по своему смирению монахи не ставили своих имён ни на иконах, ни на других произведениях искусства, вышедших из монастырских мастерских.

На острове Спас-Каменный

Вся история этого маленького, Богом хранимого островка Спас-Каменный посреди Кубенского озера и учрежденного на нём 19 августа 1260 года монастыря неразрывно связана с противостоянием природе.

Даже сама обитель возникла здесь благодаря шторму, в который попал Белозерский князь Глеб Василькович, внук великого князя Ростовского Константина Всеволодовича.

Князь, молясь Богу о спасении, дал обет основать монастырь на том месте, где суда пристанут к какому-нибудь берегу.

По Промыслу Божьему суда князя были прибиты волнами к Каменному острову в день Преображения Господня.

Остров, который стал для князя спасением, не был пустынным. Он встретил на берегу монахов-отшельников. Проводя здесь иноческую жизнь, они занимались проповедью Христовой веры среди побережных жителей-язычников. В благодарность Богу, во исполнение обета князь повелел выстроить для них деревянный храм в честь Преображения Господня и кельи.

Так возник, как гласит предание, Спасо-Каменный монастырь, первая обитель на Вологодчине, Вологодский Афон на многие века ставший одним из главных духовных центров на Руси.

Спасо-Каменный монастырь
фото: wikipedia.org

В 1478-1481 годы в центре обители возводится самый первый в крае храм из камня - величественный четырёхстолпный трёхапсидный крестово-купольный Спасо-Преображенский собор, который занимает особое место в истории каменного зодчества Русского Севера.

Позднее теми же мастерами были выстроены соборы Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей.

На Спасе похоронены два предстоятеля Русской Православной Церкви, жившие в обители на покое в конце XV - начале XVI веков - митрополит Зосима и митрополит Варлаам.

Островные монахи более других были изолированы от мира с его соблазнами и пороками. Этому способствовало не только географическое положение острова, но и строгий, как на знаменитом Афоне, устав Спас-Каменного монастыря - женщинам путь на остров был закрыт.

В Средние века Спас-Каменный был не только духовным, но и хозяйственным центром региона. У монастыря было 7 сёл, 4 сельца, 98 деревень, два подворья в Вологде и две соляные варницы в Тотьме.

В 1812 году на острове спасались от наполеоновского нашествия монахи нескольких московских монастырей.

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые, правда, по осени разбежались.

В 1937 году ради кирпича, который нужен был для строительства местного Дома культуры, был взорван Спасо-Преображенский собор. Остальные постройки закрытого монастыря, приспособленные для хозяйственных нужд, со временем ветшали и разрушались.

Первым посвятил свою жизнь восстановлению жемчужины Русского Севера генеральный директор Вологодского завода вентиляционных приборов Александр Плигин, получив благословение архиепископа Вологодского и Великоустюжского Михаила. Он ушёл со всех своих почётных и прибыльных должностей, чтобы поселиться на крохотном острове.

В 2004 году этого удивительного, искреннего человека, патриота России не стало. Его похоронили на Спасе рядом с часовней во имя Всех вологодских святых.

И всё же этот мужской монастырь хоть и медленно, но продолжал возрождаться.

В 2006 году на Каменном острове указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко) было учреждено архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь». К 750-летию монастыря, которое торжественно отмечалось в 2010 году, под восстановленной колокольней освятили Успенский храм.

6 октября 2017 года Священный синод Русской православной церкви, заслушав прошение митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия (Депутатова), постановил открыть Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь.

23 сентября 2018 года в обители был престольный праздник - в Спасо-Каменный Преображенский мужской монастырь возвращены мощи преподобного Иоасафа Каменского.

Старец Филофей

По значимости для России, для судеб человечества Спасо-Елеазаровский монастырь занимает особое место в мировой истории.

Пять с лишним столетий назад (около 1510 года) его игумен старец Филофей в период отнюдь не мирного сосуществования двух средневековых христианских цивилизаций - Восточной и Западной - написал послание великому князю Василию III, в котором развил уже высказанную им ранее в письмах к царскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину пророческую идею о том, что «Москва - это Третий Рим».

Биографические сведения о старце Филофее крайне скудны. На основании имеющихся данных можно лишь утверждать, что родился он около времени взятия Константинополя, то есть в середине XV века, жил в княжение Василия Ивановича и в начале царствования Ивана IV. Можно также предполагать, что умер старец Филофей вскоре после 1547 года.

Старец Филофей

* * *

Около 1448 года в ещё только строящуюся среди псковских лесов пустыньку была принесена из Константинополя Цареградская икона Божией Матери. По преданию в Константинополь, этот образ был в свою очередь доставлен из Рима в 1051 году - накануне раскола единой Церкви и отпадения латинян от Православия.

В 1439 году в Италии на Флорентийском соборе была подписана церковная уния, которая переводила Православную Церковь под власть Папы Римского. Византия пошла на это соглашение, надеясь на военную помощь Европы в борьбе с турками-османами.

В преддверии гибели Второго Рима основатель Псковского монастыря - преподобный Евфросин, в миру - Елеазар, пешком ходил в Константинополь. Там монаха принял Константинопольский патриарх Геннадий II, который благословил пустынножительную обитель Цареградской иконой Божией Матери.

В 1453 году Константинополь - Второй Рим - пал под ударами завоевателей. Русь не признала Флорентийскую унию и крушение Византийской империи сочла небесной карой за предательство Православия. Третьим Римом, призванным сохранить Соборную и Апостольскую Церковь и явить всему миру свет Православия, стала Москва, на протяжении веков собиравшая вокруг себя русские земли, созидая могучее Российское государство.

***

На рубеже XV-XVI веков в недрах национального самосознания, родилась идея, что великому государству суждено великое предназначение.

В то время как Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости, в пустыньке преподобного Евфросина объединились учёные мужи, ратовавшие за собирание русских земель вокруг Москвы.

Один из учеников преподобного Евфросина - игумен Филофей, выразитель этой идеи, в своих сочинениях заявил о решительной поддержке великого князя Василия III как «броздодержателя святых Божиих престол».

Суть послания старца великому князю, в котором он писал «Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бытии», сводилась к тому, что Московская Русь является исторической преемницей павших Римской и Византийской империй и единственным оплотом Вселенского Православия.

Вселенской миссией Руси стало сохранение Православной Церкви. А высшей целью Третьего Рима был Небесный Иерусалим - грядущее Царствие Небесное, которого невозможно достичь вне Церкви. Государство осмыслялось как оплот Православной Церкви, как христианская держава, защищающая свой властью и силой Православие. Церковь же была не только целью, но и основой, залогом исторического существования России.

Величественная теория исторического призвания Руси была закреплена на законодательном уровне - в решениях Стоглавого Собора. Слова старца Филофея через сто с лишним лет были почти дословно повторены в Уложенной грамоте Московского Освященного Собора 1589 года, утверждавшей патриаршество на Руси и подписанной Константинопольским патриархом Иеремией.

***

В 1918 году гибнет Царская семья, происходит отступление от веры. И в том же году закрывается Спасо-Елеазаровская обитель, монахи вывозятся на подводах в сторону Петрограда и там принимают мученическую смерть.

К началу 1990-х годов от двух десятков строений монастыря остались только соборный храм и двухэтажный братский корпус, которые были в аварийном состоянии. Обрушилась колокольня. По стенам собора поползли трещины - здание опасно накренилось. Над обителью нависла угроза полного разрушения.

В 2000 году накануне вступления в должность президентом России было подписано распоряжение о передаче Спасо-Елеазаровского монастыря Русской Православной Церкви. И вот обитель возрождается из руин. Ныне там находится женский монастырь. Восстановлены главный собор с замечательным иконостасом, монашеский корпус, колокольня, возведена монастырская ограда.

Восстановление обители началось под руководством энергичной, высокообразованной настоятельницы - монахини, потом игумении Елисаветы (Беляевой, 1956 - 2010), воспитанницы старцев Троице-Сергиевой лавры и стариц Дивеевской обители.

По словам игумении, благословил её на возрождение этой великой обители старец Николай Гурьянов с острова Залит, который сберёг главную святыню Третьего Рима - Цареградскую икону Божией Матери.

- Будет возрождаться обитель - будет возрождаться Россия, - напутствовал он матушку игумению.

Мать Елизавета стала душою не только материального восстановления обители, но и возрождения её духовного значения, положив начало серии международных конференций «Москва - Третий Рим». Такие конференции проводились в 2006 году в Спасо-Елеазаровском монастыре, Сарове и Серафимо-Дивеевском монастыре. В 2008 и 2009 годах в рамках Международных Рождественских чтений были организованы круглые столы «Москва - Третий Рим: единство народа, духовной и светской власти на пути возрождения идеалов Святой Руси» и «Москва - Третий Рим: роль Патриаршества в истории России».

* * *

- Концепция «Москва - Третий Рим» - пространство без границ», - утверждает сербская писательница Радмила Войнович... - Мы, сербы, тоже живём в Третьем Риме. Сербия - это Южная Россия. И наши враги это знают. Поэтому они говорят: «Сербия - русский вирус, его нужно уничтожить». А охраняют нас, сербов, святые, которые стали нашими святыми, - святой благоверный князь Александр Невский, батюшка Серафим Саровский, святые Царственные Мученики... В честь них освящены построенные в Сербии храмы.

Неизвестно, был ли старец Филофей прославлен как местночтимый святой. Но, по мнениям авторитетного исследователя его наследия - Н.В.Синицыной и известного московского пастыря - протоиерея Александра Салтыкова, Филофея Псковского, подобно Серафиму Саровскому, можно причислить к пророческому чину Русской Церкви, ибо он - «тайновидец будущего, и подобно ветхозаветным пророкам, обращался к царям со строгими предупреждениями о сохранении истинной веры».

Пророческое служение старца Филофея, как замечает отец Александр Салтыков, «является исключительным во всей истории Церкви, и потому несомненно, что старец Филофей является великим святым Русской Церкви, но святость его открывается лишь ныне, во исполнении пророчеств».

- Старец Филофей приоткрыл тайну миру, и мир, не вместивший той тайны, обратил познание её себе на погибель, - считала матушка Елисавета. - Крушение до сих пор продолжается, а после крушения мы имеем обломки, остатки, в которых до сей поры никак не можем разобраться...

«Идея Москвы - Третьего Рима, - писал исследователь русской культуры ХII-ХVII вв. М.М.Дунаев, - есть не идея политического самовосхваления, а идея тяжелейшей ответственности за Истину Православия... Ибо в понимании русских мыслителей - первый Рим пал, ослабленный внутренним нечестием, отпадением от Истины; второй Рим, Византия, оказался ослабленным внешне, пал под ударами вражескими. Вывод прост: необходимо блюсти внутреннюю чистоту Церкви и крепить оборонную мощь государства. Соединение внешнего с внутренним сделает православие непобедимым».

Прихожанин

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Головкин
Все статьи Николай Головкин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 11:42
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.04.2024 10:52
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 10:43
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от РОНОЛ
23.04.2024 10:24
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Александр Волков
23.04.2024 10:11
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 10:03