«Краско и Толубеев всегда с нами»
- По меткому замечанию одного из сценаристов, ваш герой, Леха Николаев, последние 15 лет после увольнения со службы в ФСБ жил в лесу Псковской области, курил мох и...
- Питался лосиными какашками. Это так.
- Как это повлияло на него?
- Никак. Внутренне никак не поменялся. Мы решали такую задачу: показать человека в условиях изменившегося за время его отсутствия мира. Он возвращается в Питер после работы егерем в диком лесу, а реальность совсем иная. При этом он все тот же Леха, борец за справедливость, человек из прошлого. С винтажными понятиями.
Яндекс.ДиректКруиз на пароме Принцесса Анастасияпаромы.запутевкой.рф- Однако за время жизни в лесу он заметно потяжелел. Как и вы. И теперь больше похож на генерала, чем на бодрого оперативника.
- Еще бы! Мы же начинали в 1999 году, когда мне еще не исполнилось 30 лет. И в этом тоже есть определенная задумка: как только у нас в стране кто-то становится похожим на генерала, он мгновенно осовременивается - забывает и себя, и прежние принципы, и понятия. А вот Леха, несмотря на прожитые годы и внешний вид, внутренне не поменялся. Так что ничего страшного.
- Могли вы представить, что сериал возродится?
- Нет, я думал, что он уже не продолжится никогда. Но, видимо, Богу так угодно. Стечения обстоятельств таковы - рад буду, если зрителям он понравится.
- Многих коллег по проекту уже нет: Андрея Краско, Андрея Толубеева. Вспоминали их, когда собрались на площадке?
- Конечно, мы же не можем их забыть. Они всегда с нами. Мы снимаем о них, и они всегда рядом.
- Очень часто сейчас в фабулу даже исторических сериалов стали вплетать геополитическую подоплеку - противостояние нашей страны и Запада. Здесь что-то подобное будет?
- Петров и Боширов? (Смеется и отмахивается.) Да ну. У нас не было этого. Одно дело юмор и самоирония, а другое... Сакцентируемся на психологии.
- Тем не менее вы от политики никогда не уклонялись и выражали позицию по Крыму, Украине, а не так давно комментировали трагическую гибель главы ДНР Александра Захарченко. Это стало влиять на работу?
- Да. Конечно.
- Как?
- Стали снимать с ролей.
- Вы серьезно?
- Абсолютно. Уже с утвержденных проектов.
- Ну как? Вы же прошли пробы, вас утвердили, какая-то причина должна быть? Что говорят?
- (Разводит руками.) Бывает по-всякому. Мне просто сообщают, что роль отдали другому человеку. Все. Сначала думал, что это совпадение. Потом это повторялось раз за разом. Потом я начал смотреть, куда ведут ниточки и кто выпускает проект. Все встало на места. Что поделать.
- Вас это огорчает или вы были готовы?
- Нет, меня это не смущает. Значит, так надо.
«Все шишки, камни и удары - все твое. Отвечать за все придется одному»
- У вас в юности были супергерои, на которых вы ориентировались? Жеглов, Шарапов.
- Жеглов? Шарапов? Какое это детство? Это для вас детство. (Смеется.) Буратино - мое детство! Вот это был герой. Артемон и все прочие. Из книг? Капитан Сорвиголова, Павка Корчагин.
- Сейчас детям нужен супергерой?
- Черт его знает. Смотрю на своих детей и не могу понять! Парадокс и ужас в том, что детям ничего не интересно. Они заточены на мусор и трэш, на вещизм. Из серии: «О чем мечтаешь?» - «О кроссовках Луи Виттон». Пф, да чтобы я в детстве мечтал о кроссовках?! Мир объехать, в космос полететь - это да. А нынешние? О новом айфоне, о новой приставке. Что? К сожалению, наблюдаю всеобъемлющую дебилизацию. Им даже неинтересно разговаривать. Становятся людьми «из коробки» (показывает на телефон). Есть, конечно, другая молодежь, но ее все меньше и меньше.
- Это плохо?
- Сложно сказать. Они очень внушаемы. Система лайков работает, как наркозависимость. И это жесткая система. Не дай бог сказал что-то против тусовки - тебя тут же опустили и выкинули. Это работает жестче любого репрессивного аппарата! Попробуй только возрази. И это подавляет личность. Они самые несвободные, хоть и кричат об обратном - не умеют собирать информацию, обрабатывать ее и делать выводы. Только репосты, не приходя в сознание. Ужас в том, что число лайков побеждает здравый смысл. Большинство лайкнуло - и я тоже пойду. Посмотрите говноблогеров - лидеров мнений - это же ужас! Катастрофа.
«В семье - культ папы»
- Выходит, вы, как Леха Николаев, - остались с винтажными понятиями, пока мир вокруг изменился?
- Абсолютно! Так и есть. В любом обществе есть правильное и неправильное. Или тебе не чужды совесть, любовь, взаимовыручка, сострадание. Или все остальное, с другой планеты, скажем так.
- Вы на своих детей влияете?
- Еще бы! И спорт, и книги - все есть. Но в какой-то момент мы понимаем, что они становятся белыми воронами в их обществе. Если они попадают в эту систему и не соглашаются, с ними разбираются жестко. Смею надеяться, что у них есть внутренний стержень, который не позволит плыть по течению.
- В чем же причина?
- Никто не обращает внимания на внутренний мир детей. Система образования в том числе. Отметки в школе и духовное воспитание - разные вещи. Любая вера - это хорошо, они сразу становятся другими людьми. Как только это пропадает - все! Это граница становится все больше и больше. Если родители и педагоги не обращают внимания на духовное образование детей, это фактически катастрофа. Умных много. Они и атомную бомбу, и концлагеря, и интернет придумали, у них действительно был ум. А добрые в душе, верующие, этого не делали. Они занимались другим. Как оказывается, кроме веры, нас ничего и не спасает.
- Многие ориентируются на совесть.
- А что это такое? Как это определить? Какие базовые понятия? «Не делать плохо» - а что такое плохо? На кого ты ориентируешься? Енот из «Стражей Галактики». Ну, понятно. И такие агрессивные еще, диву даешься.
- Жестким к детям можете быть?
- Пока мы разговариваем с детьми и, надеюсь, они нас слушают. Иногда средний (Михаил) взбрыкивает, конечно. Но возраст такой. Пытаемся доносить и объяснять.
- Ваш статус на них влияет?
- Не думаю. У нас дома это все пресекается. Если был бы культ звезды... Нет, у нас культ папы. И все. Папа может.
- Но ведь и до вас наверняка долетают осколки: рэп-баттлы, Оксимирон, Гнойный?
- Конечно, долетают. Гнойный... прозвище не нравится. Оксимирон? Очень одаренный, неглупый парень. Половину того, что они говорят, я не понимаю. Но, очевидно, оба очень талантливые. Я не тупой заскорузлый ретроград, который выходит из пещеры во время съемок. Нет. Просто не моя культура. А талант? Он может в разные дебри завести. Талант разрушения - тоже талант. Талант совращения - тоже талант. Художник сам соизмеряет, куда он летит. Это его сфера ответственности.- Звучит как проповедь.
- А я никого не учу. Просто транслирую свой взгляд на вещи. Я не тяну вас делать так или не делать этак. Учитель не тот, кто учит или побеждает во всех схватках. Учитель тот, кто живет как учитель. Вот и все! Как говорит, так и живет. Прибиваются к нему ученики или нет - время покажет. А ученики - это дети, коллеги, друзья. Они оценят.
- К такому пониманию сути вещей вы ведь пришли не сразу? Там, откуда начинали, было темно?
- К Богу можно прийти или через книги, или через ноги - дорогу, пройдя все самому. Как правило, мы выбираем второй путь. Помните притчу о возвращении блудного сына? Помните картину Рембрандта? Изодранный, в истоптанной обуви, облысевший, стоит на коленях. Весь наш путь - это дорога: то на асфальт вышла, то на камни. Главное - устремление, главное, куда ведет дорога. Мы же все двигаемся в небесный Иерусалим. Вот он - впереди Яффский тракт. Все мы путники. И, конечно, бывают разные периоды. Потрясения, неверие. Иногда задумываешься: «Эх ты! Думал, что в жизни все по-другому? А ты на самом деле один». И каждый путник одинок. Каждый. Все шишки, камни, удары - это все твое. Встречаются друзья, другие путники, родители, супруга - на более длительный период или нет. Но идти будешь один. И придешь к цели тоже один. И предстанешь тоже один. И ответишь тоже один.
И как только об этом задумываешься всерьез, в голове сразу начинает что-то происходить. Если ты веришь в тот самый финальный разговор, то где-то по пути гадостей не сделаешь. Придешь, свою книгу откроешь - и всем все про тебя станет ясно. Схватишься за голову: «Господи, что ж я сделал?» А будет поздно. Поэтому в финальный разговор надо верить.
Сериал «Агент национальной безопасности. Возвращение», который снимает студия АСДС, выйдет в эфир Первого канала в следующем телесезоне.
Личное дело
Михаил Пореченков родился 2 марта 1969 года в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (курс В. Фильштинского). Широкую известность получил после роли Алексея Николаева в сериале «Агент национальной безопасности». Снимался в картинах «Грозовые ворота», «9 рота», «Связь», «Поддубный», а также сериалах «Ликвидация», «Доктор Тырса», «Небесный суд» и многих других. С 2003 года актер МХТ им. Чехова. Женат на Ольге Пореченковой, художнице. Дети - Владимир (29), Варвара (20), Михаил (15), Мария (13) и Петр (8).