Смерть врасплох

0
662
Время на чтение 5 минут

Смерть врасплох Все последние годы и с удвоенной силой последние месяцы я печально констатирую, как набирает обороты самый вечный из флешмобов - «Все на погост!» и обречённо проматываю новостную ленту, после каждого ранее замеченного сообщения: «Артист такой-то срочно госпитализирован», «Легенда кино попала в больницу в городе N», «Состояние исполнителя после тяжёлой операции удовлетворительное»...

Лента бесстрастно вываливает контейнеры информационных отбросов на душу населения и в густом водовороте тонут вперемежку землетрясения, котики, выборы, бомбёжки, косметические процедуры, экономические прогнозы и смерти известных людей.

То и дело, после «срочных госпитализаций», или «попаданий в больницу» вы уже не вздрагиваете, если в ближайшем выпуске перемешанных обыденностей и сенсаций вам попадается окончание какой-нибудь грустной истории: страдал, боролся, ушёл, не выходя из комы...

Ко всем обыкновенным ожидаемым трагедиям всегда добавляются трагедии неожиданные, подтверждающие известное изречение о том, что человек не просто смертен, но и смертен внезапно.

Вон тот - после долгой болезни, а вот этот - бац, и просто так.

Это лучше всех знают работники новостного сектора, телевидения и радио, которым сама профессия велит всегда иметь под боком уже готовый ролик на случай неожиданной трагедии, чтоб не клепать материал в суете и не наляпать каких-нибудь нелепых и обидных ошибок.

В архивах каждого телеканала на каждого ещё здравствующего известного человека всегда имеется тщательно смонтированный некролог, к которому достаточно срочно прилепить начальную фразу и концовку, в зависимости от обстоятельств, и можно спокойно запускать в эфир, в режиме мгновенного реагирования.

Мы живём в эпоху быстрого времени. Промедление краху подобно: опоздал с информацией, потерял рейтинг, подлил живой воды на мельницу конкуренту. Принцип: лучше ошибка, чем задержка, лучше позор, чем безвестность.

Как говорится, конъюнктура такова, что стесняться нечего.

Одна сильно пожилая русско-французская литераторша недавно поделилась со мной новым источником небольших, но верных доходов: она сделала список всех более-менее когда-либо известных людей, даже и забытых сегодня, разыскала и перепроверила их нынешнее место пребывания, написала на каждого из них достойный некролог, причём, таким образом, чтобы в зависимости от идеологической направленности издания, текст можно было скорректировать и «идеологически направить» в нужное русло всего парой фраз. Если не взяли у центристов или консерваторов, у леваков - с руками оторвут.

Такого рода статьи Паустовский называл «членистоногими»: абзацы можно менять местами, укорачивать и варьировать на любой вкус, не задевая ни смысла, ни стиля. При отсутствии и того, и другого...

Разумно предприимчивая литераторша запаслась подобными некрологами на давно затерянных в дебрях истории людей, на их бывших жён, мужей, любовниц и приятелей, проживающих в разных уголках мира (чем дальше «родство» или отношение к усопшему, объяснила литераторша, тем меньше интерес и меньше гонорар: например, бывшая всеми забытая супруга известного писателя, скончавшаяся после тяжёлой болезни в Германии «не потянула» и на треть обычного тарифа, но всё-таки покрыла мелкие расходы повседневности).

Здесь главное так подать материал, чтоб зачитались и забыли, о ком речь, объяснила литераторша.

Сама литераторша, не желая оказаться в некотором смысле на бобах, всё предусмотрела и насчёт себя: у неё имеется крепкая договорённость с другим престарелым и всеми забытым литератором, единственным из ещё литературствующих, с кем ей удалось сохранить дружеские отношения.

Договорённость должным образом зафиксирована в соответствующих документах.

Каждый из них написал о другом замечательный некролог, каждый скорректировал текст другого по собственному усмотрению и каждый оговорил в собственном завещании, в специальной главе, что начало (точная дата и причина смерти) и конец (где, когда и как) может быть дописан согласно обстоятельствам, только твёрдо назначенным литератором и никаким другим.

Во избежание ненужных сюрпризов и неприятных деталей.

Так что теперь они оба сидят в надёжно свитой паутине и спокойно ждут, кто первый отойдёт в вечность, оставив о себе достойное воспоминание у читателей и соплеменников.

Знаете, литературная среда - дело совсем не тонкое, а наоборот, очень неотёсанно грубое и морально беспощадное. И если при жизни ты отчаянно разругался со всеми пишущими, ещё полными творческих и не творческих сил, то при отходе в мир иной, сильно рискуешь узнать о себе много неожиданного и посмертно удивиться...

Если уж такие мастодонты огребают, где не ждали, то что говорить о мелко признанных и незаслуженно забытых.

Я не стала беспардонно интересоваться у литераторши, предусмотрела ли она что-нибудь на случай внезапной кончины их обоих: каюсь, побоялась, что меня привлекут к гешефту и попросят дописать...

Сама литераторша делилась опасениями o распоясавшейся литературной братии (её уже два раза обходили более предприимчивые молодые писуны некрологов, кропавшие рулоны членистоногих завываний, ещё до того, как она успевала предложить знакомым редакциям свои варианты) и выясняла, кто, на мой взгляд, мог порадовать некро-братию скорой кончиной и внести свой вклад в её, литераторши, скромную старость.

Сама я человек слабонервный и в случае смерти врасплох дорогих мне людей могу только плескать бестолковыми эмоциями; признаюсь, что деловая хватка престарелой литераторши погрузила меня (ненадолго!) в унылую прострацию, из которой, после смерти Азнавура и моего бессвязного к ней некролога-экспромта, меня внезапно вытащила другая, совсем неожиданная для меня смерть.

Ушёл с детских лет любимый и нежно вспоминаемый Роман Карцев и напоследок опять удачно пошутил.

Всего лишь вовремя пересмотренный карцевско-ильченский скетч «Пресса» запросто достанет любого меланхолика из кладбищенской паутины, добротно свитой предприимчивой литераторшей и другими, действующими в искусстве конъюнктуры лицами.

«А мы сейчас дали свободу заводам, завод может сказать: не хочу делать туфли, хочу надгробия! Когда заводы увидят, что спрос на надгробья уже полностью удовлетворён, они всё бросят и начнут быстро делать радиоприёмники. Кто остался - всех удовлетворят!»

Эту многослойную фразу можно запросто вставлять в начало или конец любого внепланового некролога, что одновременно и утешит, и огорошит всех оставшихся и ожидающих продолжения банкета.

И, может быть, даже заставит задуматься сразу нескольких профессионалов литературных сил быстрого реагирования.

Мир памяти всех ушедших. Ну а мы...a нам...

Давайте что ли жить так, чтоб о нас не страшно было когда-нибудь написать...

Елена Кондратьева-Сальгеро, журналист, главный редактор литературного альманаха «Глаголъ», Франция.

Фото: Карпов Сергей ITAR-TASS


Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Кондратьева-Сальгеро
«Фермеры не сказали последнее слово!» // Франция:
что ждёт Макрона? // Россия виновата во всём?
05.04.2024
Осталось мало «теорий заговора»...
...Которые не стали бы реальностью
11.12.2023
Все статьи Елена Кондратьева-Сальгеро
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40