itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сужение границ: как безудержное свободословие привело к цензуре на Западе

0
321
Время на чтение 4 минуты

Гендиректор информагентства "Россия сегодня" Дмитрий Киселев призвал ученых определить границы дозволенного. По мнению телеведущего, настало время "сузить" свободу слова в России, но не административным мерами, а в результате "научной дискуссии". Поводом послужил скандал из-за комедии про блокадный Ленинград. Киселев вспомнил также выставки и театральные постановки, которые вызывали недовольство у части граждан. Но он призвал не громить их и не поливать картины мочой, а разобраться, что сегодня можно, а что нельзя. Слова Киселева об ограничении свободы слова вызвали неоднозначную реакцию, многие их восприняли как попытку ввести цензуры. Елена Кондратьева-Сальгеро - о том, что сегодня о свободе слова думают в демократических западных странах.

Мало кто сегодня вспоминает, по какому поводу ровно 7 лет назад, в октябре 2011, осеннюю дремоту спокойных новостей взрезали заголовки парижских газет: "Театральная пьеса, сорванная христианами", "Христианские демонстрации прoтив театральной постановки", "Театр как сила зла: христианская доктрина и свобода cамовыражения в искусстве".

Даже в самых нейтральных чувствовался элемент натяжной провокации: было очевидно, что основной посыл большинства текстов - помахать термином "христиане, христианство" как красной тряпицей перед священным быком "свободы слова и самовыражения", которому пытаются помешать закостенелые доктрины.

В пьесе современного итальянского режиссера Ромео Кастеллуччи "О концепции Лика Сына Божьего" изображение Иисуса Христа на сцене по ходу действия покрывалось темного цвета жидкостью, изображавшей нечистоты. Сразу несколько католических ассоциаций выступили с протестом, организовали вполне себе мирныe, но настырныe манифестации перед зданием театра и запустили в зал группы протестующих, забросавших публику листовками и помешавших представлению.

Нарушителей порядка мягко эвакуировали, и вся дискуссия на тему оскорбления чьих-то чувств не удержала рейтинги и несколько дней. Зато в соцсетях и в комментариях под статьями в интернете та самая широкая часть публики, которой никогда не предоставляют права голоса не теледебатах, не утихала, из гула проступал основной вопрос: почему свобода слова со священным трeпетом охраняется в определенных случаях и преспокойно игнорируется в некоторых других.

Иначе говоря, и на вольном Западе, на страшно сказать каком году развитой демократии, вполне себе бесцеремонно царит свобода только "какого надо слова" и прозябают свободы многих прочих слов...

Особо резко настроенные читатели, предварительно уточнив свою полную приверженность атеистическим принципам, грубо вопрошали, что случилось бы, если б в пьесе современного драматурга подобное кощунство совершалось бы в отношении совсем другой религии. Грубо напоминали историю писателя Салмана Рушди, живущего под полицейской защитой со дня публикации своих "свободословных" стихов, а также трагедию менее удачливого голландского режиссера Тео ван Гога, убитого на одной из амстердамских улиц за "оскорбление, нанесенное верующим его фильмом "Подчинение".

Ни в том, ни в другом случае вопрос о свободе слова давно не поднимается, зато примеры обоих, позже пополненные целой редакцией парижского журнала "Шарли Эбдо", ощутимо снижают тягу к подражанию. И только христианская религия бессменно продолжает подставлять то одну, то другую щеку под самые разные вариации "свободы слова" и самовыражения в искусстве, огребая ко всему прочему откровенно негативные заголовки.

В 2011 г. всем "грубиянам" пафосно ответил сам режиссер, снисходительно цитируя Библию, наобум: "Я прощаю им, - вещал Ромео Кастеллуччи прессе, увозя свою пьесу на авиньонский фестиваль. - Поскольку не ведают, что творят"...

Пьесу свозили и на Чеховский фестиваль в Москву. Там режиссер лично успокоил работников сцены, пояснив, что убирать им придется не настоящие экскременты, а имитацию "из экологически чистых продуктов". Протестной реакции на режиссерскую концепцию пресса не зафиксировала - московская свобода слова оказалась невозмутимее тогдашней парижской. Правда, уже в следующем году, когда "Пусси" сплясали на амвоне xрама Христа Спасителя, вопрос о свободе самовыражения был пересмотрен.

На акцию в храме, завершившуюся прозаичным тюремным заключением, Запад поначалу отреагировал бурным протестом, умолчав о некоторых других попранных "свободаx" - например, об их самовыражении в зоологическом музее.

Я до сих пор с удовольствием вспоминаю лица французских журналистов, когда им продемонстрировали видеозапись того "зооперформанса" - он основательно снизил пыл западных пуссезащитников, еще раз наглядно доказав: "свобода не резиновая, на глобус не натянешь, а для свободы многих "слов" необходимо хорошее знание целого контекста...

С тех пор соотношение слов и свобод в западном и русском мире несколько смешалось, по примеру дома Облонских. Именно поэтому так не повезло художнику Павленскому, который долго, нудно и свободно творил на домотканной родине, но живо "досамовыражался" до тюремного заключения в кружевном изысканном Париже.

Если еще до Павленского нашкодивших с голой грудью в Нотр-Даме "феменок", пожурив, выпускали под залог, то уже следующую "голосистую" (в буквальном смысле) швейцарскую перформанщицу Мило Муаре, предлагавшую прохожим на Трафальгарской площади пощупать ее гениталии, лондонская полиция уже загребла без разговоров и штрафанула так, что надолго перекрылa ей вдохновение.

Запад начал ощутимо уставать от давно нарушившей все мыслимые границы здравого смысла свободы слова, мимики и жеста.

На страницах серьезной прессы и в солидных теледебатах все чаще поднимается вопрос о восстановлении этих границ. Даже если избегают пугающего термина "цензура", абсолютно ясен основной посыл: каким образом удержать в рамках элементарного приличия и достоинства самовыражения всех желающих самовыражаться, не нарушив при этом ни одного из основных принципов развитой демократии.

Как определять и кому решать, где пройдет очередное ограничение свобод самовыражающихся творцов, не нарушив ничьей другой свободы? Собственно, только это и есть самый насущный в дискуссии момент, потому что вопрос о необходимости ограничения определенных "свобод" уже почти не встает как таковой.

Настолько очевидно, в каком беспросветном маразме завязли все еще действенные "свободы" и каким бездонным и опасным сумасшествием грозит их дальнейший, ничем не сдерживаемый полет. И мне почему-то кажется, что когда-то первым отказавшийся от всякого здравого понятия "цензуры" Запад-первопроходец восстановит цензуру первым же. Собственно, уже восстанавливает. Даже, можно сказать, восстановил. Но под дрyгой литерой: "п" - "политкорректь"...

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Кондратьева-Сальгеро
Все статьи Елена Кондратьева-Сальгеро
Последние комментарии
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 04:00
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25