Хотя он с молодости был если не пиратом, то человеком нередко эксцентричным, склонным порой к эпатажу, но привелось ему стать в нашей жизни, пожалуй, что Доктором Айболитом, даже если он рассказывал нам небылицы про капитана Врунгеля, Муху-цокотуху, сокровища капитана Флинта. Рассказывал настолько неординарно и искрометно, красиво и весело, что вся большая страна, Советский Союз, припадала - и взрослые, и дети - к экранам, когда по центральным телеканалам транслировались его мультики, порой как полнометражные ленты.
Он был веселым и остроумным новатором, создавшим какой-то жанр, соединив анимацию, кино, мюзикл, комикс и другое разное, о чем вдумчивые критики еще расскажут. Он умел объединять вокруг себя талантливых людей, реплики из уст его мультгероев, произнесенные или пропетые в киевской студии, становились афоризмами и разлетались по большой единой стране.
Расцвет его и пришествие его шедевров на наши телеэкраны прошли с середины 1970-х до конца 1980-х.
Теперь он ушел от нас - Давид Черкасский, знаменитый всесоюзный киевский художник-мультипликатор, режиссер и сценарист, уроженец городка Шпола Черкасской области Украины. Ушел 30 октября. С датой его рождения тоже связана нетривиальная история: по паспортным данным, Давид Янович скончался на 87-м году жизни, однако сам он всегда утверждал, что в действительности родился в 1931-м, так что 23 августа с.г. ему уже исполнилось 87.
Редкий случай по нынешним временам: уход Давида Черкасского вызвал скорбное единодушие медийных пространств Украины и России.
Улыбаться и потешаться любят все. Оказалось, что советское искусство может быть востребованным и в новые украинские времена. И уход классика восприняли как потерю и на Украине, и в России, и далеко за их пределами. Кстати, мультипликатор был награжден украинским орденом «За заслуги» II и ІІІ степени, а в 2010 г. удостоен звания «Народный артист Украины». Смерть выдающегося мастера прокомментировал даже премьер-министр Гройсман, как и многие, выросший на мультиках этого классика-современника. «Безграничный юмор, искренняя улыбка и добрый взгляд. Нам будет не хватать Вас», - написал глава украинского Кабмина украинскою мовою в своем Twitter.
* * *
Примечательно, что в период «новой Украины» у Д. Черкасского на экраны не вышло ничего, хотя, как сообщают справочники, в начале 1990-х годов симбиозом всех накопленных приемов и эффектов, а также совмещением на экране игры рисованных персонажей и живых актеров должен был стать игровой фильм «Безумные макароны, или Ошибка доктора Бугенсберга». Однако проект не был завершен из-за прекращения финансирования, распада студии и пропажи всех материалов. Черкасский также снял к 1995 г. пилот ремейка «Острова сокровищ» с животными вместо людей, но и этому проекту не суждено было осуществиться. После чего мастер снимал рекламные ролики, участвовал в юмористической телепередаче «Золотой гусак» и к мультипликации больше не возвращался. «Нет студий, нет команды. Начинать все сначала тяжеловато», - подводил мэтр печальный итог.
Но до последнего дня перед болезнью он постоянно повторял, что жизнь прекрасна.
Он был госпитализирован в районную больницу два месяца назад после инсульта. В Киеве жизнь нынче не сахар, но и смерть, как говорится, берет свое. Например, чтоб навестить своего лежачего друга коллега Д. Черкасского Радна Сахалтуев (с 1961 г. художник-постановщик во всех его картинах) в свои 82 года вынужден был ходить пешком на восьмой этаж больницы, потому что лифт не работал. Сахалтуев - первый и самый давний друг в когорте друзей Черкасского, сотрудник и соратник, уроженец Улан-Удэ, советский и украинский художник, книжный график, карикатурист, постановщик мультипликационных фильмов.
Еврей и бурят, плодотворно работавшие в столице Украины. А нам говорят, что в СССР не было дружбы народов и возможности для творчества. А создано ли за три десятка постсоветских лет хоть что-то, что можно поставить вровень с их шедеврами?
* * *
Автор 14 картин, в том числе шедевров «Приключения капитана Врунгеля» (1976-1979), «Доктор Айболит» (1984), «Остров сокровищ» (1986-1988), Давид Черкасский художественных школ не посещал, рисовать учился самостоятельно. Окончив технологический факультет Киевского инженерно-строительного института, некоторое время работал инженером в киевской организации «Проектстальконструкция».
А в 1959 г. вдруг пришел на студию «Киевнаучфильм» (кто теперь помнит, сколько прекрасных мультипликационных и документальных, научно-популярных фильмов было создано на этой студии!) и работал сначала художником-мультипликатором, затем художником-постановщиком мультфильмов. Правда, в самом начале пути неделю стажировался на студии «Союзмультфильм» у Вячеслава Котеночкина.
Режиссерским пришествием Черкасского в 1964 г. стал социальный анимационный ролик о противопожарной безопасности «Тайна черного короля», получивший поощрительную премию за дебют на фестивале мультипликации в румынском Мамае.
В своем творчестве Д. Черкасский совмещал в кадре мультипликацию и игровые съемки, начиная с настоящего моря, по которому плавают герои «Приключений капитана Врунгеля», заканчивая сочетанием живых актеров и рисованных персонажей в «Острове сокровищ». Он делал трехмерные «пролеты», которые имитируют панорамирование в художественном кино, создавая такой эффект, словно камера летает вокруг персонажей. В его фильмах рисовались звуки вроде «Бум», «Бац» и так далее, как в комиксах. Было и много других ярких технологических и художественных находок.
Не следует забывать, что Давид Черкасский также был первым президентом «Крока» - международного фестиваля анимационных фильмов, который проводился в России и на Украине с 1989 г. Участники фестиваля сплавлялись на пароходе по крупным рекам, до 2013 г. и по Днепру.
* * *
Давайте вспомним прозрения Черкасского, актуальные и сегодня. Хоть немножко, выборочно.
13-серийный мультфильм «Приключения капитана Врунгеля» по мотивам повести Андрея Некрасова полюбили взрослые и дети, а песня о «бандито гангстерито» стала хитом. Для нынешней жизни Украины (но и не только) это звучит как буквальная терминологичесая хроника:
Мы - бандито-гангстерито, Мы кастето-пистолето, o yes! Мы стрелянто, убиванто, Украданто то и это, o yes! Банко-тресто-президенто Ограблянто ун моменто, o yes! И за энто режиссенто Нас сниманто в киноленто, o yes! ... Постоянно пьем чинзано, Постоянно сыто-пьяно, o yes! Держим в банко миллионо И плеванто на законо, o yes!Вершиной творчества Д. Черкасского является полнометражный двухсерийный «Остров сокровищ», созданный по заказу Гостелерадио СССР на студии «Киевнаучфильм». С замечательными песнями Владимира Быстрякова на стихи Наума Олева и Аркадия Гарцмана [в титрах А. Балагин].
В этом мультфильме наряду с рисованными персонажами были очень удачно задействованы актеры и музыканты. Над фильмом работали сразу две команды мультипликаторов. Критики подметили, что он полон пародий и аллюзий, в частности на сериал «17 мгновений весны» с досье на персонажей, а также рекламу кока-колы 1980-х (в эпизоде, когда один из героев пьет ром).
Зрителям памятна «Песня про мальчика Бобби».
С рождения Бобби пай-мальчиком был, Имел Бобби хобби - он деньги любил, Любил и копил. Все дети как дети - живут без забот, А Боб на диете - не ест и не пьёт, В копилку кладёт... Мы хохотали, но теперь это гимн эпохи: Деньги, деньги, дребеденьги, Позабыв покой и лень, Делай деньги, делай деньги, А остальное всё - дребедень!Сюда же отнесем и «Песню о жадности» («Был пиратом жадный Билли»), из которой к нам пришло афористичное высказывание «Жадность хуже, чем холера, Жадность губит флибустьера»:
Раз, два, три, четыре, пять, Знаете, наверно, Раз, два, три, четыре, пять, Жадность - это скверно, Раз, два, три, четыре, пять, Скажем без подвоха, Раз, два, три, четыре, пять, Жадность - это плохо.* * *
Были попытки всплеска творческой активности и в новейшие времена, но «фортуна, лотерея», увы, не улыбнулись мастеру. В 2008 г. Д. Черкасским был завершен сценарий продолжения «Острова сокровищ», но из-за крупного финансового кризиса того года производство было заморожено. В 2010 г. был объявлен конкурс на сценарий продолжения приключений капитана Врунгеля, однако его результаты не были подведены.
Блогер Борис Рожин написал в связи с кончиной мастера жестко, но точно: «Как и у многих советских творцов, после развала СССР дальнейшая творческая карьера у Черкасского не сложилась - ничего даже близко похожего на нетленные анимационные шедевры от него не появлялось. Но с другой стороны, у него получилось снять один из лучших советских мультфильмов 80-х, который пережил и развал СССР, и наверняка переживет самого Черкасского».
Нам остались высказывания не только из уст персонажей, но и самого Давида Яновича.
О любимом Киеве: «Троещина - прекрасный тихий район! И мне тут нравится, у меня здесь много знакомых. Нормальные люди - ничего из себя не строят. Красивые и неторопливые, что очень важно. И если вы думаете, что на Печерске больше интеллигенции, то очень ошибаетесь! Настоящая интеллигенция тихо разбрелась по окраинам».
И о жизни: «Не надо гоняться за счастьем: просто стань у него на пути или ляг, если тяжело стоять, но не гоняйся, потому что будешь видеть только его хвост».
И, конечно же, с нами остаются фильмы Давида Черкасского - для всей детворы постсоветского пространства, малой и совсем-совсем взрослой.
Одна Родина