itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Дружба противоречий: К.П. Победоносцев и В.К. Саблер

0
468
Время на чтение 10 минут

Константин Петрович Победоносцев Константин Петрович Победоносцев

«Ах, опять монахини за деньгами приехали!» - восклицал часто знаменитый обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев, видя очередных «челобитниц» из Вировского (или какого-нибудь другого) монастыря, и отсылал монахинь вместе с их просьбами к своему помощнику - Владимиру Карловичу Саблеру. «Увидя матушку Анну в приемной, - продолжал вспоминать митрополит Евлогий (Георгиевский), - он восклицал: "Ах, милая мать, опять носящая "дух сокрушенья", яко же древле пророчица Анна! Ну, ничего... мы и Давыдку "беспечально сотворим"", то есть заплатим долг местному поставщику-еврею...»[1]. Помощник Победоносцева действительно слыл покровителем духовенства, в особенности черного, и крайне щепетильно вникал в любые просьбы с его стороны. Но чем он был действительно известен в обществе, так это тем, что был помощником и даже другом великого Победоносцева. Через Саблера проходило большинство дел ведомства православного вероисповедания, он занимался любыми делами, которые касались этого ведомства, будь то пожертвования денег монастырям или обсуждение вопроса о сектантах, старообрядцах или иноверцах. Не имея никакого специфически религиозного образования (он закончил юридический факультет Московского университета), он прекрасно разбирался в церковных делах, замечательно знал церковный устав и службу и умело справлялся с синодальными проблемами. Победоносцев ему доверял многое, и, как писал протопресвитер армии и флота Георгий Шавельский, Саблер становился чуть ли не полновластным хозяином в Синоде[2].

Он умело сглаживал все конфликты, то и дело возникавшие из-за непримиримого характера Победоносцева

Что же особенного было в Саблере, что увидел в нем Победоносцев? Главная, пожалуй, его особенность состояла в том, что он умело сглаживал все конфликты, то и дело появлявшиеся из-за непримиримого характера Константина Петровича. Протоиерей Николай Балашов писал, что Победоносцев весьма ценил именно эту способность Саблера и «нередко использовал его в роли миротворца»[3]. Вот типичный пример использования этой способности Саблера на практике. Начальник архива и библиотеки Синода писал в своем дневнике: «Вот что-то в Киевской академии неладно. Говорят, что студенты взволновались. Причина будто бы в том, что инспектор требования большие предъявляет. Были исключены из академии за что-то два студента. Их приняли в Казани. Студенты заявили, что, следовательно, они были уволены беспричинно. Пошли волнения. Уехал туда Саблер. Вот уж может кто уладить всякое дело! Впрочем, с внешней стороны, он мастер улаживать всякие дела»[4].

В.К. Саблер В.К. Саблер

Кроме того он, по-видимому, умел мягко, но уверенно проводить свою линию, не используя резких тонов и громких фраз. Член Синода архиепископ Никанор (Бровкович) вспоминал: «Этими искусствами отличался особенно В.К. Саблер; он и не кричит, а как-то мягко внушает слова и понятия, начиная всегда ласковым: "Владыка..."»[5]. Еще одна черта Саблера, пожалуй, импонировала Победоносцеву. Сам будучи глубоко религиозным человеком, он ценил таких же истовых в благочестии людей. А Саблер, судя по всему, был именно таким. Он выстаивал многочасовые службы в монастырях, во время которых «усердно ставил свечи и отбивал поклоны»[6], любил совершать паломничества и общаться с духовенством, называя священников и игумений не иначе как «отче святый» или «мать честная». При встрече с духовенством Саблер по-русски приветствовал его троекратным лобзанием. И в целом Владимир Карлович, как писал протопресвитер Георгий Шавельский, «являл пример самого истового благочестия»[7]. При всем этом Саблер был чрезвычайно трудоспособным. «Он был занят каждый день и все время - с утра и за полночь: очень часто он принимал посетителей после 12 часов ночи»[8], - вспоминал все тот же отец Георгий. Когда Петербургский митрополит Палладий пожаловался Победоносцеву, что Владимир Карлович забрал все синодские дела в свои руки, тот ответил, «что если бы не Саблер, то ведь некому было бы и заниматься»[9].

В обществе Саблера неизменно связывали с Победоносцевым. В.В. Розанов назвал его даже «луной, вечно сопровождающей свое солнце»[10]. Считалось, что даже на оперу Победоносцев неизменно ходил со своим товарищем, а когда митрополит Палладий (давно уже находившийся в конфликте с Саблером) попытался обратить внимание Победоносцева на «темные», по его мнению, стороны его товарища, то получил такой отпор, что больше не пытался заговаривать с Победоносцевым о Саблере. Одним словом, Победоносцев так ценил своего помощника, что защищал даже его репутацию (пригрозив митрополиту Палладию, что обратится к Государю, если тот будет распускать слухи о Саблере).

Саблера даже называли «улыбкой Победоносцева», сурового и сухого в общении

Интересен был еще тот факт, что по существу характеров Саблер и Победоносцев были полными противоположностями. И вместе с тем они будто дополняли друг друга. Педантичный до мелочей, хлопотливый и чрезвычайно трудолюбивый Саблер дополнял великого государственного деятеля, идеолога и мыслителя Самодержавия. Победоносцев был сух в общении с духовенством, Саблер же отдавал ему все почести, покровительствовал «ученому монашеству» и часто выступал ходатаем за отдельных священников (например, он хлопотал за проведение архимандрита Антония (Храповицкого) в архиереи[11]). Саблера даже называли «улыбкой Победоносцева»! М.О. Меньшиков писал: «Сам тогдашний министр Церкви ходил точно в трагической маске, сам метал на архиереев громы, но, выйдя от него, преосвященные встречали, как луч солнца из-за туч, мягкую улыбку Владимира Карловича и хватались за нее, как утопающий за соломинку»[12].

Но вопрос о том, так ли предан был Саблер Победоносцеву, как луна «своему солнцу», как «правая рука» своему хозяину, остается не вполне ясным. В тех же общественных кругах ходило мнение, что Саблер держит Победоносцева чуть ли не под полным контролем, что он обводит его вокруг пальца, продвигая какую-то свою линию. Ходило устойчивое мнение о полновластности товарища обер-прокурора. Даже Георгий Гапон (священник, известный всем в связи с событиями Кровавого воскресенья 1905 года) упоминая Саблера в своих мемуарах, называл его «могущественным помощником обер-прокурора» и «правой рукой Победоносцева»[13].

Группа членов Святейшего Синода. Участники Чрезвычайного собрания Святейшего Синода (1911). В нижнем ряду: еп. Ямбургский Георгий (Ярошевский), еп. Туркестанский и Ташкентский Димитрий (Абашидзе) обер-прокурор Святейшего Синода В.К.Саблер, архиеп. Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий), еп. Могилёвский и Мстиславский Стефан (Архангельский), еп. Чистопольский Алексий (Дородницын)
Группа членов Святейшего Синода. Участники Чрезвычайного собрания Святейшего Синода (1911). В нижнем ряду: еп. Ямбургский Георгий (Ярошевский), еп. Туркестанский и Ташкентский Димитрий (Абашидзе) обер-прокурор Святейшего Синода В.К.Саблер, архиеп. Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский), архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий), еп. Могилёвский и Мстиславский Стефан (Архангельский), еп. Чистопольский Алексий (Дородницын)

Как бы то ни было, но однажды Саблер все же не смог решить конфликт так же умело и деликатно, как это удавалось раньше. Ему пришлось сделать выбор и объявить о своей позиции прямо и без оглядки на своего знаменитого покровителя и начальника. Впрочем, того требовало революционное и бескомпромиссное время первой русской революции, когда противоречие между взглядами Победоносцева и общественным мнением касательно церковного вопроса проявилось особенно отчетливо.

Идею созыва Собора и изменения статуса Православной Церкви Саблер поддержал

Константин Петрович Победоносцев был известен как «стражник» Самодержавия и непримиримый поборник синодальной системы. Когда вопрос о необходимости реформировать церковное управление встал особенно остро, Победоносцев стоял насмерть, всеми силами стараясь не позволить Николаю II согласиться на созыв Собора. Созыв Собора Русской Православной Церкви фактически означал бы конец церковной зависимости от светской власти, конец синодального управления, конец «симфонии властей». Это принципиально расходилось со взглядами Константина Петровича. Он считал, что Самодержавная власть и Церковь едины, и стоит последней обрести независимость, первая потеряет свою основу и в конце концов погибнет. И именно эту мысль старался утвердить Победоносцев в сознании Императора Николая, будучи сначала его воспитателем, а затем долгое время оставаясь главой ведомства православного вероисповедания. В 1905 году, во время разгоревшейся революции, вопрос о церковной реформе обрел новую силу. Похоже, что единственный, кто был против реформы, это обер-прокурор Синода. И в такой момент, когда Победоносцеву столь не доставало поддержки, он ее не получил и от своего верного товарища. Саблер оказался сторонником реформ. Можно сколько угодно спорить о том, поменял ли Саблер взгляды под влиянием обстоятельств или изначально не был поборником синодального управления, но фактом остается то, что он достаточно легко и быстро согласился с мыслью о необходимости созыва Собора и изменения статуса Православной Церкви. При этом его позиция стоила ему места (он был уволен с поста товарища обер-прокурора в том же 1905 году) и чуть не поставила крест на всей его карьере, ибо Победоносцев дал ему «такую аттестацию, которая его окончательно похоронила»[14].

Но это был совершенно не конец карьеры Владимира Карловича. Более того, занятие им этой позиции вместе с глубоким знанием церковного дела и опыт товарища обер-прокурора - все это сыграло свою роль в будущем Саблера. Когда вопрос о церковной реформе вновь стал подниматься в общественных кругах, когда было необходимо найти человека, открыто выступившего в поддержку реформы, но вместе с тем сговорчивого, готового на компромиссы и имевшего способность сглаживать конфликты, Император вновь вспомнил бывшего товарища Победоносцева, и в 1911 году назначил его обер-прокурором Святейшего Синода. Однако здесь появились иные силы, которым удалось уже навечно похоронить репутацию Владимира Карловича, как бы тот ни старался ее спасти. Поэтому сегодня Саблер известен не столько как товарищ Победоносцева, сколько как друг и сторонник Распутина (хотя вопрос о том, имел ли Саблер вообще какое-то отношение к Распутину, еще предстоит выяснить). Так в общественном мнении Саблер из тени Победоносцева превратился в ставленника Распутина, и эта слава закрепилась за ним вплоть до наших дней.

Анастасия Савчук

[1] Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни // http://www.wco.ru/biblio/books/evlogy1/Main.htm.

[2] Шавельский Г., протопресвитер. Воспоминания протопресвитера русской армии и флота. М., 2010. С. 252.

[3] Балашов Н., протоиерей. Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 годов. Некоторые детали предыстории: В.К. Саблер и К.П. Победоносцев в 1905 г. // Церковь и время. 2000. № 3 (12). С. 156.

[4] Львов А.Н. Дневник // http://yakov.works/acts/19/1890/lvov3.htm.

[5] Цит. по: Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. Ч. 1. М.: Издательство Спасо-Преображенского монастыря, 1996. С. 134-135.

[6] Шавельский Г., протопресвитер. Воспоминания протопресвитера русской армии и флота. С. 252.

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Львов А.Н. Дневник // http://yakov.works/acts/19/1890/lvov3.htm.

[10] Розанов В.В. К.П. Победоносцев // http://dugward.ru/library/rozanov/rozanov_k_p_pobedonoscev.html.

[11] Львов А.Н. Дневник // http://yakov.works/acts/19/1890/lvov3.htm.

[12] Меньшиков М.О. Политика Церкви // http://dugward.ru/library/menshikov/menshikov_politika_cerkvi.html.

[13] Гапон Г. История моей жизни.

[14] Цит. по: Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 гг.). М., 2002.

Православие.Ru
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анастасия Савчук
Все статьи Анастасия Савчук
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 03:37
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04