В пятницу шестой - Вербной - седмицы заканчивается Святая Четыредесятница: шесть седмиц без Лазаревой субботы и Вербного воскресенья - это как раз сорок дней. В названные субботу и воскресенье (неделю) пост послабляется, что не удивительно: ведь впереди у нас максимальное духовное и физическое напряжение Страстной седмицы. Четыредесятница призвана подготовить нас к ней.
Вербное воскресенье для нас означает, что скоро уже Пасха, что в храм сегодня все придут с веточками вербы, и священник эти веточки освятит, и радостно будет видеть серебристые капли воды на мохнатых серых шариках. Но это всё внешнее. На самом деле, Вербное воскресенье, Неделя ваий, означает: началось самое главное и самое страшное.
Господь входит в Иерусалим. Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной - так предвидел этот день древний пророк Захария (9, 9).
Ослиные копытца тонут в мягком настиле из пальмовых ветвей и одежд, которые люди спешно срывают с себя и стелют на пути. Люди думают, что Он входит царствовать. А Он входит - умереть на Кресте.
О чрезвычайно кратком временном расстоянии, отделяющем крики «Осанна Сыну Давидову!» (см.: Мф. 21, 9; Мк. 11, 9) от криков «Распни Его!» (см.: Лк. 23, 21) написано уже много. Мы не можем с точностью утверждать, что первое и второе кричали одни и те же люди. Однако, читая о последних Его днях на земле, мы видим и переменчивость настроений иерусалимской толпы, и, что примечательно, ее управляемость - при кажущейся стихийности (см.: Мф. 27, 20 - Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву...). И это должно заставить нас задуматься - и об опасности внешнего управления нами (сейчас-то, в век информационных технологий!), и о переменчивости нашей внутренней «толпы».
Святитель Николая Сербский (Велимирович) писал, что «...Иерусалим означает душу человеческую, а вход Господень в Иерусалим означает вхождение Бога в душу. Множество народа, в тесноте и давке радостно ожидающего и приветствующего Христа, символизирует собой благородные чувства и возвышенные мысли человека, радующегося пришествию Бога - своего Спасителя и Избавителя. Предводители толп народа, ненавидящие Христа и стремящиеся убить Его, олицетворяют собой низменные желания и приземленные мысли, которые берут верх над благородной природой человеческой и угнетают ее...».
Насколько мы постоянны в своих «благородных чувствах и возвышенных мыслях»? Знаем ли мы, как много в каждом из нас сопротивного, враждебного им? Не обольщаемся ли мы относительно себя, готовы ли мы к решающим сражениям «невидимой брани»? Что произошло тогда в Иерусалиме - известно, а вот что произойдет в нашем сердце?
Газета «Православная вера» № 05 (601)
Марина БирюковаПравославие и современность