США и сателлиты могут создать значительные риски в околокаспийском регионе

Действия американцев в отношении Ирана несут для региона Южного Кавказа серьезные риски, в том числе и риски миграционной дестабилизации, считает российский политолог.

Александра Зуева, политический обозреватель Sputnik Азербайджан

Президент США Дональд Трамп ранее заявил о выходе США из соглашения с Ираном по ядерной программе, достигнутого "шестеркой" международных посредников (Россия, США, Британия, Китай, Франция, Германия) в 2015 году. Кроме этого, наблюдаются периодические боестолкновения Ирана с Израилем в Сирии. О том, как будут развиваться события вокруг Ирана уже завтра, Sputnik Азербайджан рассказал российский политолог, профессор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Дмитрий Евстафьев.

- Что происходит сегодня в отношениях США-Израиль-Иран? Стоит ли ждать войны?

- В отношениях Иран-Израиль-США сейчас происходит выяснение степени податливости оппонента, перед которым нет никаких формализованных обязательств. Причем, американцы действуют, исходя из базовой идеи, что иранское руководство не решится на силовой ответ и что давление на Тегеран на определенном этапе приведет к появлению политических "трещин" в иранском руководстве, которые дадут Вашингтону возможность заставить Иран пойти на уступки, а затем и на частичную капитуляцию.

Надо отметить, что американцы довольно низко оценивают политическую устойчивость власти в Тегеране и ее способность к конфронтации с США, вероятно, экстраполируя на сегодняшний день настроения в иранской элите перед президентскими выборами в США 2016 года, когда ожидалась победа Хилари Клинтон. Насколько американцы правы - покажет время. Но это дает стимул другим странам, прежде всего Израилю, считать, что на фоне "главного" конфликта они могут попытаться решать свои вопросы.

Думаю, что помимо Израиля в этот ряд можно поставить и Саудовскую Аравию, которая пытается нейтрализовать давление со стороны Ирана в Йемене, в своем "мягком подбрюшье", также прикрываясь нарастанием противоречий между Ираном и США, считая, что США окажут королевству всю возможную помощь в случае прямой конфронтации с иранцами.

С другой стороны, не стоит забывать, что помимо упомянутой Вами "тройки", есть и другая: Россия, Иран и Турция. В ее рамках стороны до известной степени, естественно, связаны между собой определенными политическими, а, вероятно, и военно-политическими обязательствами. То есть, как минимум, среднесрочными взаимоотношениями и общим пониманием ситуации. Тройка пытается вывести военно-политическую ситуацию в зону новой институционализации и возвращения региона к стабильности.

Фактически, ситуация на Ближнем Востоке развивается в диалектике двух осей: "оси хаоса" - США-Саудовская Аравия-Великобритания и примкнувший к ним из тактических соображений Израиль, и оси стабильности: Россия-Турция-Иран. Логически фокус противостояния сконцентрировался на Иране, который оказался объективно очень уязвимым звеном.

Задачи России в связи с этим - во-первых, убедить Израиль, что стратегические интересы региональной стабильности для него все-таки важнее, чем тактические. Во-вторых - показать Европейскому Союзу, за исключением, конечно, Франции, руководство которой свой выбор, вероятно, уже сделало, что выгоднее быть на правильной стороне истории, там, где формируется новая архитектура региона, в рамках которой можно учесть все ключевые интересы.

- Как стоит оценивать открытие посольства США в Иерусалиме?

- Это важный шаг, демонстрирующий готовность Трампа действовать на Ближнем Востоке без учета имиджевых последствий. Трамп как бы демонстрирует отказ от борьбы за симпатии арабских государств, в целом справедливо полагая, что американские союзники (такие, как Саудовская Аравия, Иордания, ОАЭ и прочие), конечно, могут возмущаться решением, но только для демонстрации "солидарности". До враждебно настроенных по отношению к США стран Вашингтону дела нет, а их позиция Трампа не интересует. Это вполне логично и полностью вписывается в идеологическую конструкцию современных США.

- Трамп заявил, что Иран пытался установить господство на Ближнем Востоке, но теперь ему это не удастся. Для чего американским президентом делаются такие заявления?

- Трамп ведет последовательную пропагандистскую линию на демонизацию Ирана. Это его нормальная тактика, которую он применял и в отношении КНДР. После чего с легкостью пошел на политический диалог и почти примирение.

Сила Трампа заключается в том, что он совершенно не задумывается, что может просто потерять лицо как политик. Он с легкостью отказывается от своих сделанных ранее заявлений, похоже, что он их просто забывает. Ему нужен успех здесь и сейчас. И если для того, чтобы получить медийный эффект, нужно говорить, что иранцы - дьяволы, он это будет делать. Если для успеха потребуется сказать, что иранцы - "прекрасные и мудрые партнеры", - он это сделает в пять минут, совершенно не заботясь о том, что он говорил вчера.

Главное в этой ситуации - что окружающий мир пока такое поведение "принимает", как в целом миром был принят пропагандистский разворот Трампа вокруг КНДР, в ходе которого он смог отжать у Китая целый ряд важных позиций экономического и политического плана.

И "тысячелетний" опыт китайской дипломатии пока плохо помогает против пропагандистских наскоков и прямого давления, которые использует Трамп. Что вполне понятно: современный мир претерпевает значительные изменения и прежних "правил игры" в целом не существует. Трамп может в области внешнеполитического поведения действовать так, как он считает нужным, игнорируя то, как было "раньше", пока не оступится. Как только он оступится, его, конечно, разорвут. Но пока у него получается.

В поведении того же Ирана явно прослеживается желание "не обострять" и "не поддаваться на провокации", прикрывшись своими европейскими партнерами, мнение которых, правда, Трампа тоже не особенно интересует.

В целом, Трампу удалось навязать современному миру "пропагандистскую" модель внешней политики взамен "институциональной", которая господствовала с конца 1990-х годов и стала слишком бюрократической, чтобы соответствовать сегодняшним динамическим реалиям. В ходе недавних кризисных ситуаций это особенно ярко проявилось.

- Как происходящее вокруг Ирана может отразиться на и без того неспокойном Южном Кавказе?

- Нужно смотреть правде в глаза - центр конфронтации неумолимо смещается из Восточного Средиземноморья на вектор Каспий-Персидский залив. Потенциально действия США и их сателлитов могут создать значительные риски не только и не столько для Ирана, где логика развития ситуации в целом понятна: от угроз применения военной силы к "развилке", связанной с тем или иным выводом относительно устойчивости иранской элиты (собственно, вопрос о военно-силовой акции против Ирана - это вопрос о том, какой эффект она будет иметь для расстановки сил в иранской элите, не более того, ресурсов для действительно серьезной операции против Ирана у американцев нет), сколько для околокаспийского региона, где эффект может быть малопредсказуем. А главное, действия американцев отличаются непрозрачностью и явным непониманием потенциала дестабилизации.

Нельзя не отметить и того, что именно по вектору Каспий-Персидский залив там формируется наиболее "привлекательный" очаг напряженности для радикальных исламистов, дальнейшее пребывание которых в ряде регионов, например, в Западной Сирии (Идлиб) становится бесперспективным.

Конечно, в случае удара по Ирану нельзя ожидать такого же мощного эффекта региональной дестабилизации, как это было после разгрома и дезинтеграции Ливии. Однако ясно, что действия американцев в отношении Ирана несут для региона Южного Кавказа серьезные риски, в том числе и риски миграционной дестабилизации.

Источник

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий