Юродство: шаг за предел

0
481
Время на чтение 7 минут
Юродивые... Нечего скрывать, слово это пугает, а многих даже отталкивает, и в то же время чувствуется в этом слове какая-то грозная тайна. Юродство - крайняя, маргинальная форма христианского подвижничества: способными на этот подвиг оказываются единицы. Прочим же подражать поведению такого подвижника нельзя: это, как минимум, бессмысленно, а как максимум, преступно. Другое дело - пытаться подражать его смирению, его внутреннему труду, его высокой духовной жизни. Но это нужно еще суметь в нем увидеть - за слишком непривычной, а то и неприглядной завесой.

Юродство - святость за гранью здравого смысла. Здравый смысл никем не отменен, поскольку необходим - как наша защита, как гарант нашей безопасности в повседневной жизни. А что показывает нам подвиг юродивого, перешагивающего эту границу? Он показывает нам, что нормы здравого смысла не абсолютны, что они условны. Существует то, что превыше их, то, что может сделать их неважными. Вот почему до конца принять такое явление, как юродство, может только человек полной и определенной веры - тот, для кого Бог действительно превыше всего. Неверующему всегда будет казаться, что те, кого «сделали святыми» - на самом деле всего лишь психически больные или, по крайней мере, психопатические, истероидные личности.

* * *
Череп блаженной Тарсо (Тарасии Загорэу, 1910-1989) хранится в монастыре Пресвятой Богородицы в Кератее (Греция). Он издает благоухание, как и каждая частица ее мощей. С обеих сторон в височных областях хорошо видны отверстия - следы хирургической операции, так называемой лоботомии, которой Тарсо подвергли в молодости. Тарсо Загорэу официально числилась психически больной. Она не была монахиней в общепринятом значении этого слова; своим постригом она называла перенесенную операцию. Какое-то время выписанная из психбольницы Тарсо жила в монастыре на правах послушницы, много молилась, переписывала старинные рукописи - поскольку обладала каллиграфическим почерком; но потом ее выпроводили из обители из-за участившихся странных, подчас казавшихся оскорбительными выходок. Она не ушла далеко, так и осталась близ монастыря - сначала строила себе шалаши из сухой травы, потом соорудила келью из шлакоблоков, перекрыв ее полиэтиленовой пленкой и листом оцинкованного железа, повесив какую-то тряпку вместо двери.
Выглядела Тарсо так, как и полагается выглядеть юродивой: грязный балахон с огромным карманом, в котором она носила Псалтирь и Библию, зимой - несколько старых, совершенно не греющих нейлоновых плащей, надетых один на другой, на плечах вместо шали рваное махровое полотенце, да еще и странная повязка на лице, закрывающая нос и щеки. Несмотря на изгнание из монастыря, Тарсо постоянно помогала монахиням в тяжелых работах, носила навоз на виноградник. Она в совершенстве знала Священное Писание, поражая этим многих. Постепенно ее жутковатое обиталище стало центром своего рода паломничества, и многие из монахинь смогли убедиться в ее прозорливости. В книге греческого профессора-богослова Янниса (Иоанна) Корнаракиса «Тарсо - Христа ради юродивая» приводится немало эпизодов, показывающих ее духовные дары; и в ней же мы найдем важные слова о духовной сущности подвига Тарсо и о том, что есть подвиг юродства вообще. Профессор Корнаракис говорит, что целью Тарсо был выход за пределы человеческого «я», умерщвление «перстной самости» - то есть ветхого человека, который живет сам собой - без Бога: «Тарсо всегда была верна основному правилу евангельской жизни и спасения во Хрис­те: "Кто хочет душу (жизнь. - Ред.) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф. 16, 25). Юродство Тарсо и стало такой потерей собственной жизни. Именно с этого она начала свою духовную борьбу. Ее духовное шествие по пути юродства было благодатным способом похоронить свое человеческое земное существование в некоем святом безумии. И это полностью согласуется с евангельской логикой: потерять свою жизнь ради того, чтобы непрестанно открывать для себя истинную жизнь во Христе».
Шизофреников и психопатов-истероидов довольно всегда - в любой стране, в любую эпоху; но вот святых, а уж тем паче юродивых - единицы; поэтому объяснить святость патологией - не получится.

* * *
«Иеросхимонах Феофил наносит поношение монашеству и своим небрежением о сане совершенно отторгает себя от оного; распространяет суеверие и ханжество; дерзостью и буйством подает сомнение в самом его веровании и здравом состоянии умственных способностей» - так писал начальник Китаевской пустыни в Киеве иеромонах Иов в жалобе своей на имя митрополита Киевского и Галицкого Филарета (Амфитеатрова). И, знаете, отца Иова можно понять. До канонизации преподобного Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1788-1853), было еще далеко, а в повседневной монастырской жизни блаженный (так уже тогда звал его весь Киев) был подчас совершенно невыносим. Одет как сущее огородное пугало; келья завалена хламом, какими-то странными предметами; во время службы вбегает в храм, падает на колени и молится очень громко, бесцеремонно перебивая чтеца. Почтения к священноначалию никакого - внешне вроде бы подчиняется, но такое может в лицо сказать...
И это все еще ничего. Как-то раз этот блаженный набрал полный горшок тараканов, жуков и червей и высыпал всю эту живность посреди церкви. Другой раз вылил в подол шелкового платья дамы-паломницы миску щей. О некоторых иных его выходках не к столу, как говорится, будь сказано.
Плюс ко всему этому - постоянно осаждающие пустынь толпы жаждущих благословения, утешения, исцеления и совета от батюшки Феофила. И кого там только нет в этих толпах - от бездомного бродяги до аристократа, от крестьянки до графини. Все знают, что сословных различий для батюшки нет: графиню он может послать на реку мыть горшки из-под каши, и графиня пойдет с великой радостью, к ужасу собственной прислуги.
В 1852 году к блаженному старцу Феофилу приехал лично государь Николай Павлович. О том, каким образом преподобный предсказал самодержцу неудачу Крымской кампании и его собственную скорую смерть, о многих иных духовных дарах киевского подвижника, а также о том, какой непростой путь к признанию этих даров пришлось пройти святителю Филарету (Амфитеатрову), - можно прочитать в книге «Сказание о преподобном старце Феофиле» (автор-составитель Владимир Зноско), выдержавшей немало переизданий и в России, и за рубежом.

* * *
В отличие от своей греческой сестры Тарсо, рязанская юродивая Любушка (1852-1920) выглядела всегда пригоже: белая сорочка, цветастый сарафан, голубой платок. Земному пути Любови Семеновны Сухановской посвящена книга Игоря Евсина «Любушка. Рассказы о рязанской блаженной». Святая (на сей день - местночтимая. - Ред.) родилась в обычной, многодетной и богомольной семье рязанских мещан. По ее собственным рассказам и по свидетельству ее родных, девочка с детства была инвалидом, не могла ходить, и много молилась, прося Господа поставить ее на ноги. Наверное, Он видел ее сердце! Чудо исцеления произошло внезапно, когда Любе было пятнадцать лет, но оно сопровождалось строгим наказом: «Встань, иди и юродствуй».
Долгие годы юродивая Любушка была совершенно неотъемлемой частью рязанской жизни: ее знали все, к ней относились по-разному - кто-то смеялся, считая ее просто дурочкой, а ее народное почитание суеверием, а кто­то, действительно, почитал и любил, и таких становилось все больше - люди один за другим убеждались в прозорливости этой девицы.
Любушка могла войти в любую из лавок на базаре, взять с прилавка отрез ситца, выйти и отдать его какой-нибудь бедной вдове, которой не во что было одеть ребятишек. Торговцы в большинстве своем блаженную не останавливали: знали, что после такого не совсем добровольного пожертвования торговля пойдет хорошо. А иной купец изо всех сил зазывал Любушку в свою лавку, предлагал ей товар на выбор, но юродивая к нему не шла, и все понимали: лукавый, значит, это человек, нечестный торговец.
Любови Семеновне пришлось и предвидеть, и пережить Русскую катастрофу. Она покинула падший мир в разгар братоубийственной войны. Несмотря на холод, голод и страх, в последний путь Любушку провожала вся Рязань. Сейчас ее мощи пребывают в Николо-Ямском храме Рязани, и возле них продолжают происходить чудеса - о них можно прочитать в книге Игоря Евсина.

* * *
История православного юродства огромна и неисчерпаема: можно начать с того самого Андрея (†936), который увидел во Влахерне Покров Богородицы, а окончить преподобным Гавриилом Ургебадзе (1929-1995, канонизирован в 2012-м), которого тоже, кстати, официально признавали психически больным. И чего только нет в этой истории: и вериги, и железные колпаки, и трехпудовые кресты, и бубенчики, и ночевки в навозных кучах, потому что лютой зимой только они хранят тепло... Но мы не должны останавливать внимание на внешних проявлениях юродства, мы должны смотреть вглубь: подлинная встреча с юродивым - повод задать самые серьез­ные вопросы, и не ему уже, а себе самому.
Юродивому нечего терять, потому что он уже все свое отдал - именно поэтому он говорит правду в лицо грозному владыке. Юродивый продолжает отдавать все свое, и именно поэтому прячет свою прозорливость в нелепые выходки или, как бы мы теперь сказали, перформансы...
Юродивые - это не мы, их опыт - совсем не наш опыт, но он имеет самое прямое отношение к нам.

Газета «Православная вера» № 09 (605)

Марина Бирюкова

Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 05:47
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29