itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Трактовать историю вправе лишь мы сами

О возвращении русского исторического самосознания

Новости Москвы 
0
350
Время на чтение 6 минут
Трактовать историю вправе лишь мы сами На марш «Бессмертного полка» в Москве выходили целыми семьями Фото: РИА Новости

Время беззаветной веры в моральный и социальный прогресс человечества, добытый с помощью позитивного знания, уходит.

Мы по привычке произносим заклинания о «демократических ценностях», «правах и свободах», но всё меньше верим в действенность этих магических формул. Жрецы культа сами нарушают провозглашаемые ими нормы при каждом удобном случае. Похоже, теперь нам обо всём придётся договариваться самим и заново. Начинать с начала. Отыскать обоснование этим понятиям в собственной истории. Наполнить их своим смыслом, выработанным жизнью поколений.

Не так давно нас пытались убедить, что история заканчивается - «прекращает течение своё». Уверяли, что нации, народы и религиозные общины - это воображаемые сообщества, а не субъекты истории. Что мир состоит отныне не из наций и государств, а из регионов и похож на лоскутное одеяло. Что живём в цифровом царстве теней. Мы не поверили...

Наступает время переоценки ценностей, когда голос культуры, нации, почвы, традиции становится громче. История снова даёт шанс на прямое высказывание. И право на историческое гражданство получает тот, кто лучше понимает самого себя, своё прошлое и свою идентичность.

В нашем коллективном сознании, сложившемся в ХХ веке, важную роль играл трагический аспект - трудные и болезненные вопросы, разделяющие людей. Именно поэтому процесс аутентификации, то есть процедура проверки подлинности национальной истории, восстановление её собственного образа, не навязанного со стороны, у нас замедлен. Приходится преодолевать барьеры.

По этой причине вопрос об идентичности России и русских ещё не поставлен достаточно ясно. Мы не освободились от табу, налагаемых добровольным историческим беспамятством. Полустёртая многочисленными расколами, войнами, революциями, переворотами, внешним давлением и геноцидом населения наша идентичность нуждается в самом бережном отношении. Важнейшим условием сохранения нашего народа и нашей идентичности является приведение в порядок знаний о собственной истории - о том, что с нами было, почему произошло именно то, что произошло. Предстоит громадная работа. Ведь двадцатый век мы всё ещё знаем плохо. Да и в девятнадцатом вряд ли в состоянии отделить историю народа от истории элит.

Русская традиция неоднократно прерывалась самым варварским образом, и теперь придётся собирать её по частям, делая это бережно, заново учась видеть на глади времени целостное своё отражение.

Подобная задача не может быть решена без соответствующей стратегии, необходимых научных кадров и учреждений, без исследовательских программ. Только так сможем ответить на вызов, брошенный не только стране, государству, но и нашей вере и памяти.

Рядом с известными историческими академическими институтами и кафедрами есть смысл построить совершенно новый институт, который бы системно занимался проблемами национальной памяти. Главным предметом исследований в нём могли бы стать те проблемы, которые замалчивались до недавнего времени. Прежде всего это трагический аспект национальной истории ХХ века. В этой теме есть свои перекосы. И если вопросы о полицейском режиме, неправосудных процессах и репрессиях коммунистических властей обсуждаются и исследуются давно и активно, то есть лакуны, словно бы специально оставленные и «забытые».

Это в первую очередь феномен Плахи или, как иногда её называют, русской Катастрофы. То есть геноцида русских и близких им народов.

Наши школьники знают, что такое Освенцим, Бухенвальд и ГУЛАГ. Но мало кто даже слышал о лагерях Талергоф и Терезин, где погибли четверть миллиона православных русин. Как не говорят школьникам и о том, что наши геополитические противники в XX веке дважды разрушали наше государство. О «расовой войне», которую вёл уже с Советской Россией в 1941-1945 годах прогерманский альянс европейских стран. Не говорят о фактически вооружённом геноциде русских, развёрнутом европейцами и американцами в 2014 году на Украине.

Это трагические страницы нашей истории. Не осознав их всесторонне и вдумчиво, мы не сможем ориентироваться в геополитическом настоящем. Не сможем построить себе будущее, которого достойны. Не занявшись этим вплотную, потом опять станем удивляться очередному Коле-с-Уренгоя с его речью в бундестаге на тему «добрые немцы не хотели воевать» или появлению мемориальной доски в честь Маннергейма, который бомбил Ленинград и организовывал в Карелии концлагеря для советских граждан.

В подходе к решению трудной задачи аутентификации национальной истории, особенно когда речь заходит о наиболее трагическом её аспекте, на мой взгляд, следует придерживаться нескольких принципов.

1. Выносить оценочные суждения относительно спорных, трудных и трагических моментов русской истории могут только сами русские. Это наша проблема и наша трагедия. Выводы и оценки посторонних заинтересованных субъектов интересно и полезно выслушать, но они ни к чему не обязывают нас ни в научном, ни в политическом смысле.

2. Для аутентификации своей истории следует преодолеть наследие изолирующего историзма. Этот подход достался нам в наследство от советской и постсоветской эпох. Он рассматривает советский период как некий аномальный отрезок национальной истории, опрокидывающий прежнюю логику развития. Этот взгляд характерен как для коммунистов, так и для антикоммунистов, хотя имеет разные оценочные знаки. И он во всех случаях ошибочный. Нас интересует прежде всего история народа, а не политических и идеологических структур. А народ на всех исторических этапах остаётся одним и тем же.

3. Также следует завершить нацио­нальное примирение. Этот процесс был начат Крымским консенсусом, который показал иллюзорность идеологических разногласий бывших «красных» и «белых» в контексте новых вызовов XXI века. Гражданская война завершилась.

4. Необходимо заполнить белые пятна истории. У нас есть памятники репрессиям, есть Музей истории ГУЛАГа, но нет, например, федерального музея истории Первой мировой войны, нет памятников жертвам Плахи (русского геноцида). Они явно востребованы. В дополнение к этому необходимо изучение историками последствий культурной зависимости 1990-х и ущерба от политики этого периода.

5. Следует поменять алармистское понимание национальной истории на солидаристское. Таково условие общественного договора в современной России. Выполнить это условие нужно не за счёт приведения всех мнений к единому, а путём осознания второстепенности идейных расхождений в сравнении с общенациональными задачами и историческими вызовами.

В мире являются общепринятыми понятия «мемориальная политика» и «национальная политика памяти». Политика памяти - это тот сегмент в европейском общественном дискурсе, который у нас пока слаб и который нам необходимо восполнить, вывести на нужный уровень в ближайшее время. Роль историков тут трудно переоценить: они создают научный фундамент для такой политики.

Особое внимание стоит обратить на формирование стандартов изучения истории, которые дают представление о жертвах, понесённых русской нацией за последнее столетие. Необходим откровенный и давно назревший разговор о статусе русских как «народа-жертвы» и как «разделённого народа». Следовало бы более точно определить ущерб, который претерпели русские в ХХ и ХХI веках.

Необходимо признать проявлением радикальной русофобии геноцид русских в ходе национальных конфликтов в 1990-х годах, а также карательных действий украинских силовых ведомств и наёмников на Юго-Востоке Украины в 2014-2015 годах. Важно и полезно изучение зарубежного (в частности, израильского и армянского) опыта защиты национальных прав.

Необходимо сформировать программу научных исследований проблем русской идентичности. В рамках программы требуется последовательная концептуализация понятий «русская нация» и «русская идентичность». Должна быть чётко сформулирована роль языка, культуры и религии, и это определение должно дополняться понятием «русский мир». Сегодня русский мир - это совокупность людей, для которых независимо от места их проживания русский язык и русская культура являются основными, то есть полученными в процессе воспитания. Исключение правомерно для тех из них, кто по каким-то причинам сознательно относит себя к другой нации (то есть правило действует по умолчанию).

Процесс восстановления русским народом исторической субъектности, заторможенный в советское время и буксовавший в постсоветский период, ныне критически важен. Пробуждение исторической активности русской нации в условиях информационной и экономической войны против России - чрезвычайно позитивный факт. Опора на него позволит эффективно укрепить Российское государство.

Литературная газета

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Щипков
Путин и Русский Мир
«Щипков № 297»: Анализ интервью Такеру Карлсону
28.02.2024
Все статьи Александр Щипков
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии