Как относиться к общественному мнению современным христианам: игнорировать или прислушиваться?

0
855
Время на чтение 5 минут

Нужно ли вступать в разговор с протестующими? Следует ли прислушиваться к общественному мнению? Об искусстве конструктивного диалога - архимандрит Сильвестр (Стойчев), профессор Киевской духовной академии.

Человек, как известно, существо социальное. Мы принадлежим обществу, крепкими нитями связаны с ним. И тем не менее нельзя сказать, что человек - только часть общества. Если бы это было так, то в социуме все были бы одинаковыми, думали, говорили и поступали одинаково.

В прежние времена мнение света было во многом решающим. Оно могло погубить или, наоборот, возвысить. В Новейшее время, в эпоху торжества индивидуализма, прав человека на свободу слова, свободу веры, свободу мнения, казалось бы, такое понятие, как общественное мнение, ушло безвозвратно в прошлое. Но думать так по меньшей мере наивно. Современный мир с его информационными технологиями продолжает активно влиять на наши представления. Создается определенное общественное мнение. И мы, люди XXI века, уже плотно зависим от мнения наших друзей и близких, сотрудников на работе и соседей. Телевидение радикально влияет на формирование общественного мнения. Достаточно показать один-два репортажа - и общественное мнение создано. Печально, но реальность такова, что многие не имеют своего мнения, они транслируют общественное мнение, сотканное информационной политикой. Как поет одна певица, «Мои мама и папа превратились давно в телевизоры».

Христианская Церковь с момента своего возникновения попала в засаду общественного мнения. Тогда, конечно, были отличные от нынешних способов манипуляции, но суть за тысячелетия не изменилась. Вспомним удивительный по своему трагизму момент: Христос входит торжественно в Иерусалим под ликование толпы, а через 5 дней, когда Его судят, никто не кричит против этого беззакония. Наоборот, требуют Его осуждения. Всего 5 дней понадобилось противникам Господа, чтобы изменить общественное мнение о Нем и убедить, что Тот, Кого совсем недавно радостно встречали, является преступником, подлежащим смерти.

Первые века общественное мнение винило христиан во всем: в разврате, в кровавых жертвах, объявляло их врагами государства и ненавистниками рода людского. Древние христианские апологеты красочно описывают все эти причудливые общественные представления о христианах древности.

Как относиться к общественному мнению современным христианам? Самый простой ответ: игнорировать. Однако такой подход вряд ли правильный по ряду причин. Он бесперспективный с точки зрения миссионерства Церкви. Церковь продолжает служение апостольское: проповедовать Христа. И на этом поприще, разумеется, Она сталкивается с негативным общественным мнением. Если на него просто не обращать внимания, не оспаривать его, то в конечном итоге произойдет спад слушательской аудитории, которая могла бы стать паствой. И не следует забывать, что чаще всего под «слушательской аудиторией» имеется в виду не какое-то далекое общество, а наш ближний круг. Люди, которых мы любим.

Если обратится к Священному Писанию, в котором хотя и отсутствует понятие «общественное мнение», но тем не менее есть немало указаний об отношении с людьми, что в свою очередь приводит к теме общественного мнения.
В Послании апостола Иакова говорится о добром имени христиан, которое бесславится противниками Церкви (Иак. 2:7), о том, что христиане должны жить так, чтобы ни у кого не было повода для нарекания: «Не дать повода ищущим повод» (2 Кор. 11:12), «чтобы не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим. 5:14).

Можно возразить, что эти выражения говорят лишь о норме поведения христиан, а не об общественном мнении. В каком-то смысле это верно. Христиане должны жить праведно потому, что стиль жизни свидетельствует об их вере, а не потому, что нужно иметь хорошую репутацию. Должно быть праведными, а не казаться праведными. В противном случае это уже форма фарисейского лицемерия.

И тем не менее слова апостольские не акцентируют только призыв к праведности, но связывают христианское поведение с мнением других людей. Мы, христиане, тоже часть социума. Мы приняли веру Христову и присоединились к Церкви. Но мы в большинстве своем не ушли из социума, не переселись в горы, в леса, в пустыни, а продолжаем жить, работать, проводить свободное время в социуме, где о христианах с древности часто принято говорить или в насмешливом, или в ироничном, или в обвинительном тоне.

Любое мнение, и негативное в том числе, зиждется на чем-то, растет с чего-то. Конечно, бывают случаи, что негативное мнение полностью ложь. Но, как говорится, хуже лжи только полуправда. Откровенную ложь легко опровергнуть, но если смешать ложь и частичную правду, то тогда можно создать мнение, похожее на правду. Так вот: христиане не должны клеветать на оппонентов. У апостола Павла есть рассуждения о священнослужителях, где среди требований есть такое: «Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3:7)! Казалось бы, зачем? Зачем нужно слушать внешних, нехристиан, нередко откровенных хулителей веры Христовой?!

Затем, чтобы не было препятствий для служения, для проповеди, чтобы не существовало препятствий для внешних прийти в храм хотя бы для слушания Слова Божьего.

Итак, общественное мнение нельзя воспринимать без критики, на веру, без рассмотрения, но и игнорировать его тоже нельзя. Нам, христианам, следует влиять на формирование общественного мнения. А достичь этого можно только будучи открытыми, не боящимися общения, разговора по душам, признания своих ошибок. Каждый раз, когда кто-то дома, на работе или в парке на прогулке бросит фразу «А вот недавно показывали о Церкви такой-то репортаж», не надо показывать свою обиду и уж тем более убегать от разговора или с гневом отвечать, нужно просто сказать: «Давайте поговорим об этом». И сделать это, как указывает апостол Петр: «[Будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15).

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

Православная жизнь
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Белогородский Сильвестр (Стойчев)
Все статьи Епископ Белогородский Сильвестр (Стойчев)
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:54
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 13:51
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:48
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 13:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 13:28
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 12:40