Китай - на первом месте в мире как международный финансовый донор

0
794
Время на чтение 6 минут

Китай ужесточает условия предоставления денег другим странам. Ставка с 2,5% поднялась до 5% годовых. Уже чувствуется, что многие страны будут не в состоянии не только погашать, но и обслуживать китайские кредиты.

Обеспечением китайских кредитов являются месторождения, земли, предприятия, объекты инфраструктуры

На весенней сессии Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ) глава Минфина США Стивен Мнучин затронул такую деликатную тему, как кредитование стран-членов МВФ и ВБ Китаем и некоторыми другими развивающимися странами. Он назвал эти страны «непрозрачными кредиторами», которые не согласуют свои операции с МВФ и тем самым дестабилизируют международный рынок заимствований. Мнучин отметил, что такая практика создаёт проблемы при реструктуризации задолженности стран-должников, чётких правил реструктуризации придумать не удалось.

За этими рассуждениями скрывается плохо маскируемое раздражение американского чиновника по поводу того, что на мировом рынке заимствований Китай нарушает привычный стиль работы Вашингтона, долгое время не имевшего конкурентов и дирижировавшего этим рынком через подконтрольный американцам Международный валютный фонд. И далее Стивен Мнучин намекнул, что Вашингтон потребует от Пекина согласовывать с МВФ решения о предоставлении кредитов тем или иным странам.

Чтобы понять, насколько серьезно Вашингтон встревожен активной деятельностью Пекина на международной арене в качестве финансового донора, приведу некоторые данные. Сошлюсь на исследование лаборатории AidData в Колледже Вильгельма и Марии в США, которое было проведено совместно со специалистами из американского Гарварда и Гейдельбергского университета в Германии. В общей сложности были собраны и обработаны данные по 4300 проектам, получившим китайское финансирование в 140 странах мира. Временные рамки исследования - 2000-2014 гг. (пятнадцать лет). Общий объём финансовых средств, предоставленных Китаем для реализации проектов за указанный период, составил 350 млрд. долл. Масштабы финансирования неуклонно росли в течение пятнадцати лет. Если в 2000 г. объём был равен 2,6 млрд. долл., то в 2014 г. - 37,3 млрд. долл. Максимальное значение было достигнуто в 2009 г. - 69,6 млрд. долл.

Объёмы финансовых средств, предоставленных за рубеж на разных условиях Соединёнными Штатами за тот же период времени, был равен 394,6 млрд. долл. Несколько более высокий показатель по сравнению с Китаем, но надо иметь в виду, что объёмы финансовых средств США не увеличивались так резко, как у Китая. В 2000 году показатель США был равен 13,4 млрд., а в 2014 г. - 29,4 млрд. долл. В последние четыре года (2011-2014 гг.) Китай уже стабильно превышал США по объёмам внешнего финансирования.

Между политикой международного финансирования КНР и США существуют качественные различия. Прежде всего, Китай делает упор на кредиты и займы (возвратное финансирование), а финансовая помощь (невозвратное или частично возвратное финансирование) занимает подчинённое место. У США преобладает финансовая помощь. Авторы исследования к «финансовой помощи» (ФП) отнесли такие соглашения и проекты, в которых доля грантов превышает 25%. К «возвратному финансированию» (ВФ) - соглашения и проекты с долей грантов менее 25%. По части соглашений и проектов с китайским участием определить долю грантов не удалось, эту категорию исследователи назвали «неопределённым финансированием» (НФ). У Китая распределение международного финансирования по трём категориям за весь период было следующим (млрд. долл.): ФП - 81,1; ВФ - 216,3; НФ - 57,0. У США структура международного финансирования выглядела так (млрд. долл.): ФП - 366,4; ВФ - 28,1. Итак, у США на помощь пришлось 92,5% всего международного финансирования, у Китая - лишь около 21%.

Каким образом Китаю удалось сделать ставку на возвратное финансирование, т. е. кредиты? В начале XXI века он открыл для себя гигантскую нишу, которая не была занята кредитами США, других западных стран, а также МВФ и ВБ. Многие развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки остро нуждались во внешнем финансировании, но не могли или не желали выполнять жёсткие условия «Вашингтонского консенсуса». Подход Вашингтона был политизированным, подход Пекина -коммерческим. Пекин декларировал принцип невмешательства во внутренние дела стран-реципиентов. И это оказалось даже более привлекательным, чем так называемая американская финансовая помощь, похожая на бесплатный сыр в мышеловке. К тому же в 2000-е годы Китай стал выдавать кредиты под 2,5% годовых (более выгодные коммерческие условия, чем у Запада).

В своей политике внешнего финансирования Пекин делает упор на тех отраслях и секторах экономики стран-реципиентов, которые прямо или косвенно способствуют развитию экономики Китая. Вот картина распределения внешнего финансирования Китая по секторам и отраслям за указанный период (млрд. долл.): энергетика - 134,1; транспорт и логистика - 88,8; добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство - 30,3; сельское и лесное хозяйство - 10,0; прочие отрасли - 74,3.

Интересна география внешнего финансирования Китая. Основными получателями финансовой помощи (т. е. грантов) были следующие страны (млрд. долл.): Куба - 6,7; Кот-д'Ивуар - 4,0; Эфиопия - 3,7; Зимбабве - 3,6; Камерун - 3,4; Нигерия - 3,1; Танзания - 3,0; Камбоджа - 3,0; Шри Ланка - 2,8; Гана - 2,5. А вот географическое распределение китайского возвратного финансирования (млрд. долл.): Российская Федерация - 36,6; Пакистан - 16,3; Ангола - 13,4; Лаос - 11,0; Венесуэла - 10,8; Туркменистан - 10,1; Эквадор - 9,7; Бразилия - 8,5; Шри Ланка - 8,2; Казахстан - 6,7. Как видим, Россия стоит на первом месте среди получателей китайских денег на возвратной основе (почти 17% всего возвратного финансирования).

Среди основных получателей китайских денег преобладают страны, которых Пекин планирует сделать (или уже сделал) основными участниками трансконтинентального проекта «Один пояс, один путь». Китай слишком зависит от своего восточного морского побережья и узкого Малаккского пролива возле Сингапура, через который он импортирует и экспортирует товары. Например, через этот пролив проходит более 80% закупаемой им нефти. А строительство торговых путей через Пакистан и Центральную Азию повышает устойчивость Китая по отношению к военно-политическим воздействиям со стороны того же Вашингтона. Кроме того, проект «Пояс и путь» позволит Пекину ввести в действие свои гигантские валютные резервы (более 3 трлн. долларов), обеспечит заказами китайские предприятия и поддержит занятость в стране. По некоторым оценкам, на данный проект уже потрачено более 300 миллиардов долларов. А в предстоящие десятилетия Китай планирует израсходовать на проект «Пояса и пути» ещё один триллион долларов, создав в ближайшее десятилетие разветвлённую транспортную и логистическую инфраструктуру в Евразии.

Запад в последние годы сдавал свои позиции как кредитор во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки. Соответственно, ослабевало и его политическое влияние. Но больше всего поражают темпы, которыми Китай добился выхода на передовые позиции. В настоящее время Китай выделяет развивающимся странам больше кредитов, чем Всемирный банк, а ведь ещё в 80-90-е гг. ХХ века Китай был самым крупным получателем займов от ВБ и Азиатского банка развития.

Китай вкладывает крупные деньги в страны, которые по западным меркам считаются если не «изгоями», то «диктаторскими», «коррупционными» и т. п. Речь идёт о таких государствах как Зимбабве, Северная Корея, Нигер, Ангола, Бирма. Президент Уганды Йовери Мусевени сказал, что деньги китайцев ему нравятся, потому что те «не задают лишних вопросов и приходят с большими, а не с маленькими деньгами». А в Северной Корее за весь период было обнаружено только 17 китайских проектов; суммарный объём финансирования составил всего 210 млн. долл. Правда, такая картина может быть неполной, т. к. информация сильно засекречена.

В некоторых странах идёт острая конкуренция за влияние между США и Китаем. Яркий пример - Пакистан. Среди американских реципиентов денег Пакистан в 2014 году занимал третье место (после Ирака и Афганистана). В том же году среди китайских реципиентов Пакистан находился на втором месте после России.

В 2015 году появился такой дополнительный фактор влияния Пекина, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Уставной капитал АБИИ - 100 млрд. долл. Китай, Индия и Россия являются тремя крупнейшими акционерами, получив 26,06 %, 7,5 % и 5,92 % голосов соответственно. Как видим, позиции Китая намного более крепкие, чем, скажем, позиции США в МВФ и в организациях, входящих в группу ВБ (Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития). В них доля США находится на уровне 16-17%.

Конечно, не стоит рассматривать международную финансовую деятельность Пекина как антиимпериалистическую. В тех странах, с которыми Пекин начинает дружить, происходит разрушение остатков местной промышленности под давлением дешёвого китайского импорта. В реализации проектов по разработке месторождений или строительстве дорог и иных инфраструктурных объектов участвуют преимущественно китайские подрядчики и поставщики. Нередко для строительных и прочих работ на объектах используется рабочая сила, завозимая из Китая.

Наконец, Китай потихоньку ужесточает условия предоставления денег другим странам. Ставка с 2,5% поднялась до 5% годовых. Уже чувствуется, что многие страны будут не в состоянии не только погашать, но и обслуживать китайские кредиты. Пекин по этому поводу не нервничает: обеспечением кредитов являются месторождения, земли, возводимые за счёт китайских денег объекты инфраструктуры и предприятия. Кончится тем, что все активы перейдут в собственность Китая. Конкурентная борьба за передел мира между Вашингтоном и Пекином приобретает ожесточённый характер.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Катасонов
Откуда деньги у вредителей?
Об источниках подрывной деятельности против России, которые не контролируется государством
24.04.2024
Ахиллесова пята китайских банков
О санкциях Вашингтона против Поднебесной: чем могут ответить Москва и Пекин?
22.04.2024
У нас уже давно идут разговоры об импортозамещении
Полное импортозамещение по всему спектру товаров фактически будет означать индустриализацию, где и понадобятся производимые нами металлы
19.04.2024
«Физиков», выводящих деньги в зарубежье, ждёт капкан по обе стороны границы
Если не остановить вывоз долларов частными лицами, Россия получит удар под дых
18.04.2024
В Поднебесной рекордный за всю историю бюджетный дефицит
О долге Китая и его «теневых» биржах
17.04.2024
Все статьи Валентин Катасонов
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
24.04.2024 13:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Наблюдатель
24.04.2024 13:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 12:49