Русская эмиграция и сербы

Генассамблея ООН по Украине 
0
348
Время на чтение 6 минут
25 мая в Московском педагогическом государственном университете прошел Международный научный семинар «Сербско-русское содружество: 20-40-е годы ХХ века и современность». Мероприятие состоялось в рамках работы над научно-исследовательским проектом «Русская философская эмиграция в Королевстве Югославия и ее взаимодействие с философскими идеями русской эмиграции Китая и Японии в 20-40-х годах ХХ в.», а также вошло в программу Дней славянской письменности и культуры в МПГУ. В организации семинара приняли участие кафедра философии Института социально-гуманитарного образования (ИСГО) МПГУ и Библиотека русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева». Модератор проекта - профессор кафедры философии ИСГО МПГУ, доктор философских наук С.И. Скороходова.

На открытии семинара приветственное слово произнесли ректор МПГУ профессор А.В. Лубков и другие представители руководства вуза. Выступления открыл председатель региональной общественной организации «Объединение сербов», заведующий кафедрой международного славянского и экологического права НОУ ВПО «Академия МНЭПУ» Божидар Митрович. Обратившись к вопросу непрерывности русско-сербской культуры, он говорил о древнерусской цивилизации, в существовании которой убежден, как и в том, что у России украли богатую древнюю историю. Сербов учат, что славяне мигрировали с севера на юг, среди русских принято рассматривать теорию миграции древних предков с юга на север, в чем он видит несоответствие и призывает искать общую родину. Рассматривая слова, содержащие корень «род», и другие значимые понятия, сакральный знак «коло», связанный с дохристианскими традициями, рунические письмена и данные ДНК-генеалогии, сербский профессор пытался вывести облик общего русско-сербского предка - представителя единой славянской цивилизации.

С предлагаемой концепцией не согласился заведующий кафедрой русской философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова М.А. Маслин, который назвал все теории о славянской письменности до Кирилла и Мефодия проблематичными. При этом профессор рассказал, что держал в руках славянское любовное письмо XI века, грамотно и поэтично написанное женщиной, что для Европы того времени необычно. Он отметил, что славяне имели свою Библию за шесть веков до Мартина Лютера, который сделал немецкий перевод, а также говорил о просвещенности славян, знакомых с переводами античных трудов Аристотеля. Рассказывая об актуальных проблемах русской философии, он заявил, что сегодня Китай - мировой лидер по объему переводов и изучения русской философии, а Сербия - самая любимая площадка и аудитория с самым аутентичным пониманием русской философии.

С докладом «Духовные основы России и славянского мира в мысли А.С. Хомякова и Ф.И. Тютчева» выступил заведующий кафедрой зарубежной литературы Литературного института имени А.М. Горького, заслуженный деятель науки РФ, председатель жюри Бунинской премии, доктор филологических наук Б.Н. Тарасов. Назвав христианство фундаментальной основой русско-славянского мира, профессор вывел мотив противоборства эгоистической и темной человеческой природы с царственным началом, ищущим связи с Богом. Построение подлинного христианского общества, где, в противовес Западу, над материальным знанием преобладает духовное просвещение, - это задача мирового значения, которую ставили перед Россией Хомяков, Тютчев и близкие им по духу мыслители.

Доктор философских наук, профессор Московского государственного областного университета П.В. Калитин рассказал об антропологии В.В. Зеньковского в период эмиграции в Королевстве Югославия. Петр Вячеславович назвал научно-религиозные изыскания белоэмигрантского богослова феноменом на фоне современной православной мысли, где транслируется только идея о глубокой нравственности русских, но отсутствует антропологический анализ. Философ напомнил, что мораль была одним из главных орудий заблудшей интеллигенции, расшатавшей Россию, а затем большевиков. О. Василий разбирал искушение моралью, как и искушение единством, свободой и самосознанием, видя неразрешимую экзистенциальную проблему во внутренней борьбе добра со злом, и только в кресте - возможность обрести свободу и самосознание, но через путь аскезы.

Писатель, издатель, член президиума Общесербского славянского движения Ранко Гойкович из Белграда рассказывал о духовной и культурной миссии святителя Саввы Сербского (его выступление публикуется отдельно).

Член организации «Сербско-русский мост» Саша Радулович (Биелина, Республика Сербская) озвучил доклад «Святитель Николай Сербский о важности сербско-русского единства». Обратившись к истории со времен Крещения, он отметил сербское участие в борьбе русского народа с монголо-татарским игом и заявил о невозможности освобождения сербов от османского ига без России, а также вспоминал помощь в двух мировых войнах и русских добровольцев в 90-е годы ХХ века. Однако венцом самоотверженной братской взаимопомощи он назвал жертвенный подвиг Императора Николая II, защитившего Сербию от уничтожения в 1914 году. Уже в 1932 году Николай Сербский изрек знаменитые слова: «Совесть наша принуждает нас плакать тогда, когда плачут русские, и радоваться тогда, когда русские радуются. Велик наш долг перед Россией. Но долг, которым Россия обязала Сербию в 1914 году, столь огромен, что его невозможно вернуть ни веками, ни поколениями. Это долг любви, которая с завязанными глазами идет на смерть, спасая ближнего своего». Тогда же он задавался вопросом: «Смеем ли мы хоть когда-нибудь забыть то, что Русский Царь с детьми своими и миллионами братьев своих пошел на смерть за правду сербского народа? Смеем ли умолчать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоили России больше, чем нам самим?» Сопоставляя святого Русского Императора с сербским царем-мучеником Лазарем, Николай Сербский утверждает, что никому не дано понять это так, как сербам, и завершает проповедь призывом: «Блаженны вы, плачущие в эти дни с Россией, ибо будете вместе с ней утешены! Блаженны вы, печалящиеся сейчас с Россией, ибо вскоре с нею возрадуетесь». После войны Сербии катастрофически не хватало врачей и других специалистов, и приток белой эмиграции из России, принятый сербами, заполнил эти пустоты. По заверению Саши Радуловича, сегодня сербы снова радуются за Россию, которая ведет независимую политику и отстаивает справедливость в мире, и, несмотря на жесткое давление Запада, хотят сближения с русскими. На культурном уровне это заметно по открывающимся центрам, мемориалам, русско-сербским храмам.

Старший научный сотрудник по научно-исследовательской работе и развитию Университета Баня-Луки (Республика Сербская) Душан Врученич посвятил свое выступление личности покойного ныне дипломата Виталия Чуркина, который, находясь на должности заместителя министра иностранных дел Российской Федерации с 1992 года, также стал специальным представителем президента РФ на Балканах в разгар войны в бывшей Югославии. Докладчик отметил, что Виталий Иванович получил назначение от Б. Ельцина в сложный для самой России период, однако блестяще вел дипломатическую борьбу под натиском НАТО, оставался принципиальным и все успехи использовал для защиты жизни мирного сербского населения. Благодаря В.И. Чуркину широкая общественность узнала о массовых убийствах сербов. Важно, что и после назначения представителем РФ в совете безопасности ООН он продолжал отстаивать сербские интересы. Душан продемонстрировал аудитории фотографию памятника дипломату в Республике Сербской с подписью: «Спасибо за Русское "Нет"». Планируется также назвать в честь Виталия Чуркина улицу в Баня-Луке.

С фундаментальным докладом «К вопросу о деятельности русской эмиграции по секретным архивам УДБЕ» выступила организатор этого семинара профессор С.И. Скороходова, которая также презентовала международный сборник «Славянский вопрос и сербско-русское содружество в 20-40-х годах ХХ века в Королевстве Югославия», написанный совместно с исследователями из Сербии О. Топаловичем, Т. Миленковичем и М. Обрадовичем. Собрание почтило память Томы Миленковича, который скончался 17 мая этого года. Именно он работал с архивом Управления государственной безопасности Югославии, собрав уникальный материал по белоэмигрантам и их связи с королем Александром I Карагеоргиевичем. Светлана Игоревна рассказала, что в недавно вышедшем в Сербии фильме «Тучи над Балканами» белогвардейцы показаны отнюдь не в светлых тонах. Исследование Томы Миленковича гораздо обширнее: оно дает представление о преемственности, сохраняющейся в русской эмиграции, однако духовную и политическую жизнь в этой среде невозможно разделять. Во время работы над книгой творческий коллектив посещал русское кладбище в Белграде, мемориал Русского общевоинского союза, деятельности которого во многом посвящено исследование. Отдельного внимания заслуживают как основатель РОВС барон Н.Н. Врангель, так интеллектуал и военный историк Н.П. Головин, который циркулировал между Парижем и Белградом, и А.В. Туркул, подлинные цели и мотивы которого до сих пор остаются предметом дискуссий. Балканы стали полем деятельности белогвардейских объединений, вроде РОВС и НТС, советской разведки, различных международных сил, и все это протекало на фоне прогрессирующего духовного падения русской интеллигенции, которое констатировал Иоанн Шанхайский в те годы.

Опытом осмысления общественно-политической позиции святителя Николая Сербского поделился в своем докладе «Мертвые сильнее живых» писатель и публицист П.В. Тихомиров, отметивший, что распространенный с советского времени подход к Югославии и личности Иосипа Броза Тито, озвученный на открытии ректором, среди большинства сербов не находит понимания. Он говорил о необходимости комплексного подхода к истории Югославии в период между мировыми войнами, о сложности одностороннего восприятия идей, увлекавших многих интеллектуалов того времени, в том числе и Николая Сербского.

Для сербских участников семинар продолжился на другой день в формате философской прогулки по Арбату.

Филипп ЛЕБЕДЬ

Русский вестник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Филипп Лебедь
Казус Великой Финляндии
Политические амбиции и несостоятельность панфинно-угризма
20.01.2024
Где казаки снова на государственной службе
Черноморское казачество делится практическим опытом и архивом
02.01.2024
Альтернативные версии событий 7 октября
Была ли сакральная жертва?
04.12.2023
Все статьи Филипп Лебедь
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35