Какой фильм о современной России показать иностранным болельщикам?

0
526
Время на чтение 8 минут

Британская "The Guardian" включила "Нелюбовь" Андрея Звягинцева в список главных фильмов 2018 года. Список этот, впрочем, настолько обширен и включает в себя столько второ и даже третьестепенного по западным меркам треша, что попадание туда невелика честь. Просто Звягинцев - единственный российский режиссер, которого разрешено "замечать" приличным западным изданиям, тем более, что он дает именно ту картину России, которая востребована западными СМИ - мрачную, депрессивную, унылую.

Эта картина изрядно пошла трещать швами после того как на Чемпионате Мира по футболу в России побывали сотни тысяч западных болельщиков и увидели не только столицу, но и другие российские города, восхитившие иностранцев уровнем развития, чистотой, комфортом и порядком. Целостная картина "русского Мордора" во главе с "диктатором Путиным" оказалась под угрозой. Надо срочно зашивать.

Одна линия зашивания - продолжать клеветать. Британские и ирландские сми уже форсят мем про "потемкинские деревни Путина" - мол, все что видят гости чемпионата - это обманка, созданная специально для них. Хотя правда состоит в том, что обычный гражданин России живет в обычной жизни куда удобней, комфортней и дешевле, чем иностранцы в обстановке ажиотажа на чемпионате.

Другая линия, - подбрасывать неизбежно заинтересовавшимся Россией читателям и зрителям тот её образ, который изготовляют "нужные люди", как тот же Звыгинцев. Серость, безысходность, отчужденность людей, ненависть к религии, бессилие властей. Ни бытовой, ни философской правды.

Я писал подробно о "Нелюбви" в своей рецензии на этот фильм, вошедшей в мою книгу "Истина в кино. Опыт консервативной кинокритики".

Две чудовищности этого фильма таковы.

Одна - мировоззренческая. По сути - это "анти-Достоевский". На слезинке ребенка можно, оказывается, построить если не счастье, то хотя бы покой и комфорт.

Вторая - политическая: даваемые в конце телевидением жалобы жителей Донецка на жестокие обстрелы их города и гибель людей должны передавать следующую идею: "Не верьте россиянам, когда они жалеют людей в Донецке, они сами своих детей не жалеют".

То есть фильм оказался скрытой формой проповеди геноцида Донбасса. Прям самое то, что нужно о России английскому зрителю.

Если уж говорить о том, какой фильм о современной России стоит показать гостю чемпионата, то, если выбирать один и только один, я бы показал иностранцам комедию "Я худею".

Это милый, смешной, ненавязчивый, полный понятных человеку из любого уголка света коллизий фильм о нашей жизни, дающий представление о том, как и в самом деле живет средний русский город на примере прекрасно показанного Нижнего Новгорода, а автопутешествие и поездки героини в деревню раскроют перед зрителем и красоту сельской России и среднерусской природы.

Фильм очень хорош как для внутреннего, так и для внешнего употребления и, при этом, не содержит никакой "пропаганды". Это фильм не о государстве, а о частном человеке в современной России - исключительно о частном человеке. При этом он изобилует яркими сценарными и режиссерскими ходами.

Процитирую, опять же, свою рецензию, вошедшую в книгу "Истина в кино".

Этот фильм сам по себе является красивым разрывом с канонами постперестроечного говнуара или, проще говоря, чернухи. 99% российских фильмов последней четверти века снимались по одному и тому же шаблону: беспросветная, грязная, нищая Россия, все мужики - алкаши, воры и бандиты, все женщины - немытые истерички и проститутки, среди этого торжествующего быдла дорожкой экстази в самогонном царстве пролегает извилистый путь одинокого творческого интеллигента, ведущий либо за границу, либо к пропасти. Почва равна рабству и грязи, разрыв с нею ведёт путём радуги к свободе, которой достойны лишь немногие.

Об этом грязном киномире грязные люди с грязными мыслями снимали свои грязные фильмы, а потом ехали сдавать эту отформованную кинокоробками грязь по весу на разные фестивали. А для "быдла" были "Яйца судьбы" и, если повезёт, "Ёлки".

И вдруг где-то год назад как переключили какой-то рубильник. Большинство произведённых в России фильмов (и уж точно все кассовые) начали строиться по единым конструктивным принципам: берутся стандартные чернушные герои, ставятся в стандартные для чернушного сюжета ситуации и... никакой чернухи, никакой русофобии, никакого интеллигентско-московского социального расизма.

Обычный человек - хороший. Если он выглядит забулдыжно, то в душе его таятся неисчерпаемые запасы тепла. Плохих людей, в сущности, нет. Не найти такого мерзавца, которому не был бы открыт путь к самоизменению, если только он не гламурный самовлюблённый метросексуал, презирающий жизнь и людей вокруг себя. Таковой будет обязательно наказан. Родителей надо любить, друзей ценить, жизнь за МКАДом есть, наша родина вообще огромна и прекрасна. По такому рецепту сделаны и "Движение вверх", и "Лёд", и "Рубеж", и, с поправками на мрачный интеллигентский солипсизм, даже "Довлатов".

А "Я худею" - это просто концентрация жанра, за вычетом того, что фильм получился не слёзовыжимательный. "Северным сентиментализмом" его не назовёшь. Наверное, поэтому эта отличная мелодрама числится комедией.

Итак, прежде всего это фильм про большую и прекрасную Россию. В роли звезды первой величины - Нижний Новгород, один из важнейших городов страны, которому ролей в кино до сих пор почти не доставалось (во "Льде", напомню, был Иркутск - наши киношники явно входят во вкус депровинциализации нашей провинции). Не знаю, как получилось, но даже позор города, панельный дом на горе, буквально уничтожающий панораму Нижнего, создателям ленты и то удалось превратить в культовый объект. Будем надеяться только, что туристы не будут пытаться повторить трюки с выбрасыванием кальяна из окна и перелезанием с балкона на балкон (говорят, Александра Бортич совершила это самостоятельно). Зато вот желающих снять на лето балкон с изумительным видом на величайшую русскую реку будет хоть отбавляй. А русское - это река, а река - это русское.

Вообще, палитра великих русских городов, несмотря на уничтожающую их советскую квадратно-гнездовую застройку, чрезвычайно разнообразна, сочна и кинематографична. В США есть всего несколько городов, местами не похожих друг на друга. В Европе настоящее разнообразие крупных городов с собственным лицом наблюдается только во Франции и немножко в Германии. Русские же города-миллионники, архитектурные и исторические памятники - каждый сам по себе целый мир, особенно в сочетании с вмещающим ландшафтом, так что в них есть натура на сотни фильмов.

Не менее упоителен в "Я худею" и сельский быт. Чистенькие сытые коровы на лугах. Золотое солнце, чьи лучи, кажется, колышут золотую рожь, среди которой рассекают менеджеры по управлению автоматизированными зерноуборочными агрегатами (ошибка в формировании саундтрека: здесь буквально напрашивалась хотя бы фоном песня Игоря Растеряева "Комбайнеры"). Уморительно-трогательные деревенские сценки и детали быта. Дядя Гриша, оказывающийся настоящим героем и превращающийся из самогонщика в стартапера - резчика по дереву. От всего этого веет таким здоровым оптимизмом, которого наша деревня не видала со времён арьергардно-оборонительного "Любить по-русски".

При этом никаких "кубанских казаков", никакой лакировки, просто много солнечного света. Даже деревенское хулиганьё на мотоциклах, от которых в ужасе бежит героиня, на деле за ней не гонится. Их ужасность преувеличена её горем, а так это просто безобидные ребята на мотоциклах. Под кинематографическим Нижним безопасней, чем на границах вымышленного Эббинга, Миссури.

Отдельно хочется отметить маленькое "роад-муви" по Русской Земле - из Нижнего Новгорода в Казань - с умилительно-смешными названиями деревень, сбором цветов и земляники и гостеванием под Казанью у отца главной героини, исполненного Сергеем Шнуровым. Отец произносит загадочную фразу: "Заезжал замгубернатора". Простите, но в Казани нет ни замгубернатора, ни губернатора. Нет? Значит, будет. Шнур так сказал.

В самой комедийно-мелодраматической истории, образовавшейся в итоге, как уверяют авторы, из 14 вариантов сценария, нет ничего особенного и сверхоригинального: дружба, любовь, потерянные и обретённые родители, смешные рассинхроны и несовпадения. Всё вроде бы обычно, кроме с любовью выписанных словом и делом деталей. Этим наше новое кино, пожалуй, больше всего отличается от постепенно дегенерирующего Голливуда, в котором объёмы начинает сжирать опухолью "идейно выдержанная" велеречивая пустота и пропагандистская накачка на феминизм, политкорректность и ЛГБТ-ценности. Смотреть американскую драму всё сложнее, поскольку интригующие прокладки между увесистыми штампами становятся всё тоньше.

Наша "правильность" ещё настолько нова и небанальна, что её, благодаря эффекту новизны после чернухи, хватит ещё надолго. Неполиткорректности в разумных пределах наши сценаристы пока не боятся: чего стоят шутки про "она - харам" и "Поздняк - польская фамилия"...

Другими словами, если к вам на улице подойдет болельщик из любой степени цивилизованности страны и попросит назвать один фильм, в котором он сможет посмотреть на то, что такое сегодняшняя Россия, смело называйте ему "Я худею". А Звягинцева с его "Нелюбовью" пусть засунут себе поглубже в Канны.

Если его хватит на целых пять фильмов, то мой бы выбор был таким: "Легенда о Коловрате" - как русские воспринимают свою историю; "Салют-7" - как русские воспринимают свои космические достижения; "Лёд" - как русские воспринимают успех и преодоление себя; "Аритмия" - как русские живут когда всё сложно; "Я худею" - как русские живут, когда не всё просто, но всё смешно.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Егор Холмогоров
Глупость, равная измене
О драматичных последствиях скандального заявления директора департамента молодежной политики Свердловской области Ольги Глацких
07.11.2018
Все статьи Егор Холмогоров
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21