Веселый голос монаха Лазаря

Новости Москвы 
0
536
Время на чтение 6 минут
Прежде чем беседовать о стихах и о других книгах монаха Лазаря (Виктора Афанасьева), давайте вслушаемся в эти слова Спасителя: «Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 2­3).

Обратим внимание: не «будете детьми», а «будете как дети». Ребенком взрослый человек стать не может. Другое дело - стать подобным ребенку: в простоте, в отсутствии всяких притязаний, претензий на значимость личности, в смирении, доверии и открытости миру. Это необходимость, это цель заповеданного нам духовного труда: без этого мы не то что в Царство не войдем, мы Евангелие по-настоящему не прочитаем, если не будем хотя бы стремиться исполнить Христов завет об уподоблении дитяти. Это просто - и трудно: для этого нужно именно обратиться, то есть всего себя перевернуть.

Я не могу судить о том, насколько это удалось автору, усопшему в марте 2015 года. Но стихи его поразили меня вот именно этим - детской духовной нищетой. Отсутствием всякой претензии и всякой озабоченности собственным видом. Прямотой, простотой, доверием к миру и его Творцу. Краткостью, лаконичностью - чтобы сказать главное, много слов не нужно. Брат Лазарь среди поэтов - если мы попытаемся представить себе его в этом сообществе - как странник с посохом и пыльной сумой, с тихими, сияющими глазами. Он не думает о литературном успехе, это понятие в его мире вообще отсутствует. Сходу можно было бы сказать, что он поет, как птицы поют. Но - не совсем верно это будет, потому что не как птица он поет, а именно как русский поэт. За каждым - таким простым, казалось бы - стихотворением монаха Лазаря стоит не только духовный, но и огромный литературный труд, десятки лет глубинного погружения в русскую классику, в творческий опыт предшественников, впитанная, укоренившаяся в сердце традиция русского стиха. Виктор Васильевич Афанасьев в домонашеской своей жизни - литературовед, историк литературы, писатель, автор книг о русских поэтах «золотого века» (Жуковском, Лермонтове, Рылееве, Батюшкове, Языкове, Козлове), переводчик «Задонщины» и «Повести о разорении Рязани Батыем».

Он родился в 1932 году в Москве, в семье красного командира; вырос в коммуналке из тридцати комнат. В темных углах этой бывшей дворянской квартиры можно было найти такие книги!.. А потом началась война... В своих стихах (конечно, их лучше прочитать, чем передавать прозой) Виктор Васильевич рассказывает, как пережидал вместе со всеми бомбежки, сидя на рельсах в метро и не отрываясь от книги; как, не имея сил дотерпеть до конца обстрела, бежал в библиотеку, где его встречала никогда не покидавшая свой пост седая библиотекарша: «Для нее я как любимый внук - нам обоим книга лучший друг». Трудовой стаж у Виктора Афанасьева исчислялся с двенадцати лет: он начал работать в той самой библиотеке помощником библиотекаря, а продолжил в букинистическом магазине. Первые его стихи напечатала «Пионерская правда», их читали в радиопередаче «Пионерская зорька», это была уже почти слава. Однако высшего образования Виктор Васильевич не получил - окончив полиграфический техникум, трудился в типографии «Правды», потом освоил переплетное дело, другие профессии. В 1969 году вышел первый сборник его стихов, а за ним и второй. Тогда же он начал собирать сведения - подготавливать свои книги о русских поэтах. И двигаться к обретению веры...

«У него была изумительная память, - писал об Афанасьеве журналист и писатель Дмитрий Шеваров, - но это была не сухая память эрудита, а память образов, красок, голосов... <...> Я первый раз в жизни встретился с человеком, который говорил о Лермонтове, как о своем сыне, о Чехове - как о брате, о Фете - как о добром знакомом, об Иване Козлове - как о брате во Христе. Изумительна была интонация этих рассказов. <...> Для отца Лазаря главным в каждом художнике был духовный путь, который он каким-то образом прозревал».

Сердечная связь, потаенная дружба с поэтами «золотого века», тоска по ним как по родным людям нашли выражение в стихах монаха Лазаря (Афанасьева):

Не прозвучит мне топот

конский,

Как по просёлку в старину, -

Не навестит меня Полонский,

И к Фету я не загляну...

В начале 90-х из-под его пера вышли книги о Серафиме Саровском, об Антонии Великом, подробные жития некоторых из оптинских старцев. Затем, уже в новой своей, монашеской жизни (то есть позже 1999 года), монах Лазарь написал книгу о святителе Игнатии Брянчанинове и целый ряд книг об Оптиной пустыни, о ее духовных светильниках. Чего стоит один только «Вертоград старчества» - подробнейшая летопись и настоящая энциклопедия оптинской жизни, начиная с зарождения монастыря и кончая его разгромом и мученической кончиной многих его насельников. Нельзя не сказать о замечательной книге «Ангел на башне» - рассказы об Оптиной пустыни, рассчитанные на подростков. Монах Лазарь - очень востребованный детский писатель, родитель тех самых Ёжика и Зяблика...

И все же вернемся к стихам и вслушаемся в шум ночного дождя, почувствуем, вслед за автором, таинственное сродство свое всему тварному миру:

Он всю ночь ходил по крыше

И в саду бродил ночном;

Он стоял, кусты колыша,

У меня перед окном.

Было что-то в нём такое,

Что влекло меня к нему, -

От него волна покоя

Шла по сердцу моему.

Тихий шелест... слабый шорох...

Влагой сеющая мгла...

На волнующихся шторах

Колебалась тень крыла.

И та же кровная связь со всем творением здесь:

Как радостно летом на воле!

И даже дыханье вольней...

У речки, в лесу или в поле

Ты словно в гостях у друзей.

Травинка, цветок или колос -

Все в нашем родимом краю,

Все слышит весёлый твой голос

И чувствует душу твою.

Веселый голос... Почему веселый? Конечно, не поверхностная шумная веселость имеется здесь в виду, но именно та радость, которой никто не отнимет у нас (ср.: Ин. 16, 22). Поэт-монах в этом мире, действительно, в гостях у друзей, ему близко каждое из Божиих созданий, и для него вполне естественно, например, посмотреть с земли вверх глазами жука:

Что там бело-желто-черное

средь березовых ветвей?

Не синичка ли проворная,

вестница погожих дней?

Стихотворения о бабочке, залетевшей в сад, о пчеле, зяблике, жаворонке, дереве, полевом цветке... Собирая стихи монаха Лазаря по Интернету, я наткнулась на такой вот любопытный комментарий от неизвестной мне Екатерины: «То, что о Боге у него, я пока воспринимать не могу. Но вот эти вроде бы простые слова о небе, цветах, осени... аж плачу».

Но у монаха Лазаря есть и совсем другие стихи - о судьбе России и ее Церкви, о страшных годах гонений, о трагедии царской семьи... И вновь - о спасении:

Малое стадо! О, малое стадо!

Путь твой лежит среди дыма и смрада,

Там, где душа замирает от стужи,

Там, где дорога всё круче и уже...

Люди восходят к небесным чертогам

Тесным путем, заповеданным Богом, -

Всё претерпевшие, ждет вас отрада!

Будь же безстрашным, о, малое стадо!

Вы чувствуете напряжение подъема, чувствуете глубину исповедания, силу молитвы?

Поэзия - предмет непростой: она не содержится ни в теме, ни в смысле ритмизованного и зарифмованного текста. Она живет глубже любого формулируемого смысла, глубже слов: словами, смыслом поэт лишь вызывает поэзию из глубины, приводит ее в движение, дабы она окрылила смысл. К сожалению, нам периодически приходится читать «православные нестихи» - вот именно, зарифмованные тексты благочестивого содержания, в которых поэзии на самом деле нет. Очень важно увидеть, насколько отличны от этих текстов стихи монаха Лазаря - при всей их простоте. Даже наивности...

Детство от нас не уходит навек -

детство у взрослого в сердце хранится,

и не грубеет душой человек

и продолжает по-детски молиться -

с чувством горячим, со всей прямотой,

с твердой, ничем не колеблемой верой...

Детству Господь заповедал быть той

незабываемой, чистой, святой

душам, к спасенью стремящимся, мерой.

Монах Лазарь (Афанасьев) похоронен на кладбище Свято-Введенской Оптиной пустыни - среди тех ее покойников, о каждом из которых их брат Лазарь подробно и с великой любовью рассказал в своем оптинском патерике - «Вертограде старчества». Оптинская летопись приросла его страничкой, его судьбой, его монашеством, его песнью к Богу. А нам дай Бог не забыть все то, что он сделал за свой земной срок - как уже сказано, это далеко не только стихи.

Газета «Православная вера» № 11 (607)

Марина Бирюкова

Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
20.04.2024 13:05
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 13:05
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
20.04.2024 12:44
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22