Бюджет Европейского союза, или Тришкин кафтан

0
1283
Время на чтение 6 минут

Новый бюджет на 2021-2027 гг. будет приниматься как закон, и некоторые европарламентарии будут настаивать на включении в текст закона формулировок об увязке субсидий с соблюдением «демократии» и «европейских ценностей».В Европе подули новые ветры

Европейскому союзу исполнилось в прошлом году 60 лет, и, кажется, после юбилея на стареющий организм европейской интеграции разом навалились болезни. По итогам референдума 2016 года решение о выходе из ЕС приняла Великобритания (планируется завершить выход 29 марта 2019 года). Масла в огонь добавил новый президент США Дональд Трамп, начавший торговую войну против единой Европы (с 1 июня 2018 года в США вступили в силу таможенные пошлины на импорт стали и алюминия из Европы; на очереди - введение пошлин на автомобили и другие товары из ЕС).

Ослабили Европу, породив противоречия среди стран-членов ЕС, экономические санкции Вашингтона против России, к которым европейцам пришлось присоединиться. Выход США из многостороннего соглашения по ядерной программе Ирана и возобновление экономических санкций против Тегерана - ещё один удар по экономике ЕС. К власти в Италии пришло правительство евроскептиков.

Одной из проблем Евросоюза является его бюджет. Несмотря на то, что в единой Европе уже почти двадцать лет как ликвидированы национальные валюты, от национальных бюджетов страны-члены союза не отказались. А так называемый бюджет ЕС - это наднациональная надстройка, обеспечивающая финансирование общих программ. Львиная доля финансирования приходится на сельское хозяйство и управление природными ресурсами, включая рыболовство и охрану окружающей среды (40-50% всех расходов). Другими направлениями являются: развитие транспортных сетей ЕС; помощь отстающим регионам; научные исследования и разработки; поддержка стран вне ЕС. 5-6% расходов бюджета идет на обеспечение административного аппарата Европейского союза.

Основная часть доходов бюджета Евросоюза (примерно ¾) - взносы стран-членов. Другим важным источником является доход от пошлин, взимаемых при импорте товаров в ЕС. Дополнительными источниками выступают взносы стран в виде отчислений фиксированного процента (0,3%) от налогов на добавленную стоимость (НДС), взимаемые с компаний штрафы за нарушение законодательства ЕС, взносы стран, не являющихся членами ЕС и др.

Сейчас в единой Европе действует бюджет на период 2014-2020 гг. Начата подготовка проекта бюджета на следующий семилетний период 2021-2027 гг. Ещё в ХХ веке архитекторы европейской интеграции говорили, что в перспективе государства-члены Евросоюза всё большую часть своих экономических, финансовых и социальных функций будут передавать в Брюссель наднациональным институтам. Предполагалось, что государственные бюджеты будут уходить в прошлое, на их место придут общеевропейский бюджет и общеевропейский Минфин.

В 1992 году страны-члены Европейского союза подписали Маастрихтский договор, который определил для них финансовые нормативы. Так, предельная величина суверенного долга устанавливалась в 60% ВВП страны, дефицит годового государственного бюджета - в 3% ВВП. Устанавливались также ограничения по инфляции и процентным ставкам по бумагам суверенного долга. Страны-члены ЕС хронически нарушают нормативы Маастрихтского договора. Так, даже средний по странам Европейского союза уровень суверенного долга в последние годы превышает 80% ВВП. Сторонники доведения евроинтеграции до создания единого полноценного бюджета ЕС полагают, что, когда будет создан тандем Европейский центральный банк (ЕЦБ) - Европейский Минфин, возможностей для нарушений уже не будет. Мол, данный тандем будет жёстко контролировать все аспекты денежной и финансовой жизни единой Европы.

Однако прошли два десятилетия, а общеевропейского Минфина так и не возникло. Всего доходные и расходные части бюджета ЕС составляют примерно 1% совокупного ВВП стран-членов союза. Между тем расходы национальных бюджетов большинства стран Европейского союза находятся в диапазоне от 40 до 50% ВВП. А у таких стран, как Франция, Бельгия, Италия, Греция, Дания, они превышают 50% ВВП. То есть бюджет ЕС является лишь небольшим дополнением к национальным бюджетам. Хотя, например, для республик Прибалтики бюджет ЕС является серьёзным источником финансирования. За счёт денег из Брюсселя прибалты осуществляют большую часть капитальных вложений (прежде всего, объекты инфраструктуры).

Существуют опасения, что в связи с выходом из Евросоюза Великобритании Брюсселю не удастся сохранить в полном объёме даже тот бюджет ЕС, который у него был. Великобритания относится (точнее, относилась) в Евросоюзе к категории стран-доноров, так что в бюджете образуется дыра. В 2015 году Великобритания внесла в бюджет Евросоюза примерно 15 млрд. евро, а получила финансовых средств из бюджета на сумму 5,3 млрд. (чистый вклад в бюджет ЕС - почти 10 млрд. евро).

Европейская комиссия (ЕК) предлагает два подхода к ликвидации бюджетной дыры: 1) компенсировать потери доходов за счёт дополнительного обложения стран-членов; 2) сократить расходную часть бюджета. ЕК не торопится знакомить общественность со всеми цифрами, но известно, что, несмотря на выход Великобритании, бюджет объединённой Европы не уменьшится, а вырастет. Проект нового семилетнего бюджета свёрстан в размере 1.289 млрд. евро, что составляет 1,114% от ВВП 27 оставшихся членов ЕС. Для сравнения: нынешний семилетний бюджет на период 2014-2020 гг. предусматривает доходы и расходы в размере 1 трлн евро, что составляет 1,03% от ВВП 28 стран.

Франция и особенно Германия против дополнительного обложения стран взносами, ибо на них ляжет основная часть нагрузки по компенсации доходов. Эти два локомотива евроинтеграции будут добиваться снижения величины бюджета и соответствующего сокращения расходов. Крупнейшим донором в Европе является Германия, которая в 2016 г. заплатила в еобщеевропейскую казну 23,27 млрд. евро, а получила в виде дотаций 10,80 млрд. (чистый донорский вклад составил 12,47 млрд.). На втором месте Франция - 19,48 и 11,28 млрд. евро соответственно (чистый донорский вклад - 8,20 млрд.). Третья строка у Великобритании - 12,76 и 7,05 млрд. евро (чистый донорский вклад - 5,71 млрд., это существенно меньше, чем в предыдущие годы).

В целом в следующей семилетке может снизиться доля таких традиционных статей расходов бюджета ЕС, как сельское хозяйство или развитие отсталых районов. Зато появятся новые виды расходов. Например, в новом бюджете предусматриваются расходы на охрану границ Евросоюза в размере 33 млрд. евро - для противодействия нелегальной иммиграции. Ещё 27,5 млрд. евро составят общие оборонные расходы (более чем двукратное увеличение по сравнению с действующим семилетним бюджетом).

Субсидии отстающим странам - вторая по величине статья расходов бюджета ЕС. В текущей семилетке расходы на субсидии запланированы в размере 350 млрд. евро. Первое место по величине субсидий много лет занимала Польша. В текущей семилетке на неё запланированы дотации на сумму 77 млрд. евро (22% всего объёма субсидий). Двумя другими главными бенефициарами бюджета ЕС являются Румыния и Греция. Польша в 2016 г. году заплатила в общеевропейскую казну 3,55 млрд. евро, а получила 10,64 млрд. (чистая субсидия - 7,09 млрд.); Румыния - 1,37 и 7,36 млрд. евро соответственно (чистая субсидия - 5,99 млрд.), Греция - 1,51 и 5,85 млрд. евро (чистая субсидия - 4,34 млрд.). В отдельные годы в списке главных бенефициаров оказывались Португалия и Испания.

Проект бюджета ЕС на следующую семилетку предусматривает сумму дотаций в размере 330 млрд. евро, то есть несколько меньше по сравнению с предыдущим семилетием. Пострадавшими могут оказаться в первую очередь государства Прибалтики и Польша. А также Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния. Вероятно, усилится политизированность европейского бюджета. Звучат призывы сократить дотации Польше и Венгрии по причинам их «неправильного» поведения в общеевропейском доме. Предлагается увеличить объёмы субсидий Греции, Португалии и Испании. Некоторые эксперты полагают, что крупнейшим реципиентом субсидий в новом семилетнем бюджете может стать Италия: Брюссель постарается бросить Риму кость, чтобы не допустить её выхода из еврозоны.

Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер отрицает политическую пристрастность своего ведомства при разработке проекта бюджета на следующую семилетку: «Наш бюджет справедлив для всех», - говорит он. Однако некоторые члены Европарламента и еврочиновники не скрывают намерений сделать бюджет ЕС «политическим». Новый бюджет на 2021-2027 гг. будет приниматься как закон, и некоторые европарламентарии будут настаивать на включении в текст закона формулировок об увязке субсидий с соблюдением «демократии» и «европейских ценностей». Закон принимается квалифицированным большинством - 55% стран-членов Евросоюза, в которых должно проживать не менее 65% населения ЕС. Даже если Польша и Венгрия будут голосовать против, они не смогут наложить вето на принимаемый закон. Однако если к ним присоединятся другие страны, закон может остаться не принятым до весны следующего года. А Юнкер спешит это сделать до весны, когда будут проходить выборы в новый Европарламент и обновится состав Еврокомиссии. Если не поспешить, количество евроскептиков в Европарламенте может возрасти. В Европе подули новые ветры. Италия вообще может выйти из еврозоны, вернувшись к лире и отбросив финансовые критерии Маастрихтского договора. Пример Италии, опасаются в Брюсселе, может быть заразительным. В разваливающейся Европе может не сохраниться даже скромный единый бюджет, который действует на период 2014-2020 гг.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Катасонов
У нас уже давно идут разговоры об импортозамещении
Полное импортозамещение по всему спектру товаров фактически будет означать индустриализацию, где и понадобятся производимые нами металлы
19.04.2024
«Физиков», выводящих деньги в зарубежье, ждёт капкан по обе стороны границы
Если не остановить вывоз долларов частными лицами, Россия получит удар под дых
18.04.2024
В Поднебесной рекордный за всю историю бюджетный дефицит
О долге Китая и его «теневых» биржах
17.04.2024
Мировые экономические кризисы и войны /
Как это было и к чему нам готовиться
17.04.2024
Все статьи Валентин Катасонов
Последние комментарии
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18