Не про тюрьму, а про русского человека

К выходу книги Бориса Земцова «Украденный горизонт»

0
326
Время на чтение 4 минуты
Такой литературный жанр, как «тюремная проза», имеет место, наверное, только в России. Во всяком случае, я пока не встречал ни одного зарубежного произведения на эту тему. Да и в самой России немного писателей, которые по-серьезному разработали ее. Оно и понятно: талантливых писателей мало, а уж тюремный опыт приобрели единицы. И это несмотря на то что в России «парился на нарах» чуть ли ни каждый четвертый из пишущей братии. Но речь здесь идет только о тех, кто действительно талантливо и в свойственной только ему манере раскрыл тюремную тему.

В XIX веке это сделал Ф. Достоевский. В XX веке - В. Шаламов. Солженицын не в счет. Мы-то сейчас знаем, как он «сидел» на самом деле. И все его свидетельства о жизни ГУЛАГа строятся на «я слышал», «мне рассказывали», «до меня дошли слухи» и т.д. Все остальные писатели, в советский и постсоветский период прошедшие через тюрьму, в той или иной мере повторяют внешнюю методику Достоевского или Шаламова, т.е. их произведения вторичны по своей структуре. И ни один из них не смог достичь мистической глубины классиков тюремного жанра, ограничиваясь лишь внешним описанием того, что происходит за колючей проволокой.

В XXI веке прорыв совершил московский писатель Борис Земцов.

В этом году в издательстве «Книжный мир» вышел в свет сборник его рассказов «Украденный горизонт. Правда русской неволи». Это произведение уникально тем, что оно разительно отличается от всего, написанного на эту тему ранее, и по стилю, и по языку, и по форме изложения, и вообще по всем параметрам, но при этом является продолжением классического тюремного жанра. Вслед за Достоевским и Шаламовым Земцов показал не просто русскую тюрьму изнутри - он показал русского человека в тюрьме. Это означает, что Земцов переступил за грань стандартного восприятия темы: неволя есть зеркальное отражение воли, только в гипертрофированном виде. В книге, конечно, поднимается и эта проблема. И все-таки ее ценность в другом. Она - о более важном и глубинном. Она - о человеческой душе, которая в нечеловеческих условиях обретает себя.

Сущность всех тюрем, в какой бы стране они ни находились, одинакова: ограничение свободы. И комфортабельные европейские камеры, и вонючие азиатские зинданы одинаково предназначены для одной цели - ограничить свободу человека, а все остальное (унижения, издевательства, избиения и проч.) - это уже довесок к тому главному. Но почему-то именно на этом довеске сосредоточено внимание практически всех книг и фильмов о тюрьме. Но ведь и на воле, особенно в наше время, любой из нас, я уверен, не однажды подвергался и унижениям, и издевательствам, и даже избиению. А несправедливости в «цивильном» мире ничуть не меньше, чем в заключении. Но как-то все это переносится сравнительно легко, если есть свобода. Тем более что человек быстро привыкает ко всему. Вот только к неволе привыкнуть не может никогда. Особенно - русский человек!

Борис Земцов сам «отмотал» довольно длительный срок в заключении по ложному обвинению. Ему можно верить. Когда прочитываешь в его книге описание тюремного или «зоновского» быта, поражаешься, с каким ироничным спокойствием он сам и его персонажи относятся к внешним неустройствам и неудобствам. Но за этой иронией чувствуется мучительный, ни на минуту не прерываемый поиск ответа на вопрос: как остаться свободным человеком даже в неволе? Ведь только свободный человек сохраняет в себе человеческие качества, отличающие его от животного. Возможно ли эти качества сохранить там, где все направлено на их уничтожение? И вдруг начинаешь понимать: «Да, возможно!» Герои рассказов Бориса Земцова, оставаясь за колючей проволокой, находят ключ к свободе. Им становится небо. То небо, которого они лишены. И именно лишившись его, они обретают его. Внутри себя. А то, что внутри человека, то и есть реально для человека существующее.

Но, чтобы увидеть небо, прежде нужно увидеть горизонт, то есть ту черту, что отделяет небо от земли. Или иными словами, низменное от возвышенного. А вслед за этим приходит осо­знание того, что горизонт проходит и через душу, также проводя черту между внутренним небом и внутренней землей. И только потом человек открывает для себя страшную истину: никто не лишает его неба, кроме него самого. Кто-то теряется от этого открытия и впадает в ступор, как герой рассказа «Украденный горизонт». Кто-то, наоборот, приобретает особую связь с миром близких и родных ему людей, как это случилось с героем рассказа «Острая небесная недостаточность». Но никого это открытие не оставляет равнодушным.

А еще из книги Бориса Земцова мы узнаем, что для русского человека тюрьма зачастую становится лестницей, ведущей на Небо, к Богу. Вот герой его рассказа «"Отче наш" пропиленовый» таскает тяжеленные мешки с сырьем с нижнего этажа на верхний. Каждая ступень дается с неимоверным трудом. Каждый шаг - как шаг на эшафот. И вдруг впервые появляется желание постоянно читать единственную известную ему молитву «Отче наш». Никогда до этого душа не требовала этой живительной пищи, не нуждалась в ней и вдруг потянулась к ней, как к единственному источнику энергии для выполнения непосильной работы на крутой и тесной лестнице: «Вот и выходит, что не сосчитать эти ступеньки вовсе, а если не сосчитать, значит, представляется их количество бесконечно большим, неисчислимо великим. Никакой арифметики, никакой математики. Сплошная мистика! Чистый Кафка! Ирреальность с серным запашком бесовщины. Как же здесь без нечистого, когда не могу, не получается сосчитать эти треклятые ступеньки, которых на самом деле, возможно, и не так уж запредельно много. Неспроста, верно, пришло в голову "Отче наш" на этих ступеньках читать. И про лукавого там, аккурат, как актуально».

«И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого...»

В этом весь русский человек. Пока живет в тепле и сыте, о Боге не думает. Но стоит ему столк­нуться с бесом, не к нему он идет, а к Богу устремляется.

сли внимательно вчитываться в книгу Бориса Земцова «Украденный горизонт», начинаешь понимать, что это глубоко философское произведение. Даже более того - богословское произведение, которое заставляет задуматься над вечными вопросами «Кто я? Зачем живу? Куда иду в этой жизни?»

Игорь ГРЕВЦЕВ

Русский вестник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Гревцев
Волк в Христовом стаде?
Украина лишается веры православной
20.02.2024
С нами Бог, а за нами Россия
Беседа поэтов
28.01.2024
«Глас ангельский Руси» не умолкает
Соратники основателя Фонда Николая Деткова объявляют сбор средств на памятник почившему художнику
26.12.2023
В осаде, но всё-таки с Богом!
О нынешнем положении Украинской Православной Церкви
20.12.2023
Все статьи Игорь Гревцев
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07