Уже днем 16 июля в Екатеринбурге собрались сотни паломников. Казалось, город жил собственной мирской жизнью, а многочисленные билборды с приветствиями футбольных болельщиков на разных языках напоминали о только что завершившемся чемпионате мира, который в течение месяца приковывал к себе внимание миллионов граждан, оттеняя даже повышение пенсионного возраста. Однако постепенно массы людей с иконами, хоругвями и портретами Царя страстотерпца начали заряжать столицу Урала своей особой атмосферой и притягивать взоры даже равнодушных к отечественной истории горожан. Съезжались или даже приходили, проводя недели в пути, верующие не только с Урала и из Сибири, но со всех уголков России, а также из ближнего и дальнего зарубежья, включая Украину, Белоруссию, Сербию, США, Канаду, Сингапур, Австралию и Новую Зеландию. Десятки православных граждан этих стран, потомки белых эмигрантов, решили проявить свою русскость, пройдя этот путь. Под образами Царя собирались простые богомольцы и бизнесмены, политики, артисты, ученые и общественные деятели. Из иностранцев особенно были заметны сербы, на родине которых почитание Николая II в национальном сознании, в топонимике и памятниках гораздо выше, чем в России. Больше понимающие величие его подвига, чем значительная часть граждан России, сербы своей искренностью и благодарностью за заступничество русского Царя могли бы послужить для многих русских примером.
Вечером основной поток участников Царского крестного хода обступал площадь перед Храмом на крови. Торжественно звучали молитвенные песнопения над улицами, названными в честь большевика Н. Толмачева, причастного к расстрелу, и неудачливого строителя немецкого социализма Карла Либкнехта. Паломники ожидали начала Божественной литургии, которую возглавил святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По случаю страшной годовщины он привез из Иерусалима ковчег с мощами преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны. Службу для тысяч верующих под открытым небом посетила Великая княгиня Ольга Николаевна Куликовская-Романова. Из Торонто прилетел Павел Эдуардович Куликовский - почетный член Объединения рода Романовых. Влилась в ряды простых паломников народная артистка России, прославленная балерина Илзе Лиепа, с благоговением отзывающаяся об императоре и великой княгине Елизавете Федоровне. На богослужение пришли губернатор Свердловский области Евгений Куйвашев, спикер областного Законодательного собрания Людмила Бабушкина, уполномоченный по правам человека в регионе Татьяна Мерзлякова, полпред Николай Цуканов и другие представители местной администрации. Некоторые из них с колонной верующих проследовали весь Царский путь.
Патриарху Кириллу сослужили двенадцать архиереев РПЦ. Святейший обратился ко всем собравшимся на том месте, где сто лет назад было совершено страшное, по его же признанию, злодеяние.
- Ни в чем не повинные люди, посвятившие свою жизнь служению Родине, были злой человеческой волей убиты. Это злодеяние до сих пор бередит нашу совесть, до сих пор заставляет вернуться мыслями в то время и попытаться понять: что же происходило со страной нашей, с народом нашим - откуда это умопомрачение, откуда эта напасть? И, взирая с дистанции в сто лет, мы при всем нашем желании не можем видеть те тонкие черты национальной жизни, которые истираются из памяти и уходят даже от самого проницательного взгляда, но такое преступление, которое было здесь совершено, не может быть случайным. За ним стояло нечто - некая коллективная вина всего народа. За этим преступлением - некий поворот в исторической жизни Святой Руси, который завел народ в тяжелый и страшный тупик, - говорил Патриарх Кирилл.
Вопрошая, почему такое произошло в стране, абсолютное большинство жителей которой были крещеными и народ ходил в церкви, он пришел к выводу, что уже на протяжении 200 лет, предшествующих трагедии в доме Ипатьева, происходили процессы, способствующие постепенному отступлению людей от Бога и многовековой духовной традиции. Патриарх выразил уверенность, что народ пошел к катастрофе, когда чужие мысли, идеалы и мироощущение, сформированные философскими и политическими взглядами, не имеющими ничего общего ни с христианством, ни с национальным мышлением, стали восприниматься интеллигенцией, аристократией и даже частью духовенства как передовые идеи, способные изменить жизнь к лучшему. Эти идеи «справедливости и мира» привели к преступлениям.
- Возникает вопрос: можно ли через преступления, через кровь, через насилие, через разрушение святынь построить эту самую счастливую жизнь? История нам ясно свидетельствует: невозможно! И, наверное, первый самый важный урок, который мы сегодня должны вынести из трагедии столетней давности: никакие посылы новой счастливой жизни, никакие надежды на помощь извне, где эту помощь якобы способны оказать более образованные и продвинутые люди, не должны соблазнять наш народ. У нас должен развиться иммунитет к любым призывам добиться человеческого счастья через разрушение того, что есть. Венцом отступления от всего самого дорогого и священного, что было, явилась страшная казнь Царской Семьи - людей невиновных, не нарушавших законы. Да и о каких законах тогда могла идти речь, когда для построения счастливой жизни надо убить Царя и всю его семью? И мы знаем, что ничего не получилось, - заключил Святейший.
Предстоятель Русской Православной Церкви выразил надежду, что молитвы Господу и Царю страстотерпцу Николаю будут услышаны, вера и верность Отечеству станут идеалами новых поколений, а Господь хранит Русскую землю и русский народ, ныне расколотый по разным государствам и вынесший множество тягчайших обстоятельств, но все тот же, что вышел из киевской купели Крещения. Он пожелал процветания и преображения в жизни народа без всяких потрясений и крови, но на основе веры и надежды на то, что Бог - с нами.
Для тысяч участников литургии, готовых к евхаристии, прямо на улицу вынесли сто чаш. После причащения Святых Христовых тайн паломники выстраивались в многотысячную колонну. Патриарх Московский и всея Руси лично возглавил шествие, а за ним потянулся громадный поток людей под хоругвями, иконами и черно-желто-белыми «имперскими» флагами. Растягиваясь на несколько километров от освещенного центра Екатеринбурга к погруженным в полумрак малоэтажным окраинам, Царский крестный ход на время преображал улицы, носящие имена убийц и террористов, насыщал их новым сакральным смыслом, которому так упорно противятся апологеты сохранения памяти Свердлова и его товарищей в сердце Урала. Хоругвеносцы и казаки стройно подхватывали духовные песни. Даже сторонние наблюдатели и журналисты были впечатлены, своими глазами увидев, как непрерывно шагают к Ганиной Яме десятки тысяч людей, сплоченных верой и царским образом, которые затмевают даже омерзительный памятник Ленину на их пути. Такого огромного числа православных, съехавшихся ради дней памяти Николая II, вероятно, все-таки не ожидали, ведь счет перевалил за сотню тысяч. Наравне с пожилыми людьми было много молодежи и представителей среднего возраста, Царский путь объединял разные социальные слои и поколения. За городом колонна продолжала идти по пересекающей лесной массив дороге. После ночной службы и двадцати километров пешего маршрута неизбежно подступала усталость, но торжественное чувство сопричастности к чему-то великому, вероятно, поддерживало дух. Встретив зарю и миновав пригородные поселки, ближе к 7 утра паломники достигли монастыря на Ганиной Яме, где их ожидал дошедший раньше всех митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Здесь Святейший Патриарх провел утреннее богослужение, после чего Царский крестный ход был завершен.
Царский крестный ход, как и другие приуроченные к трагедии 17 июля мероприятия, состоялся на фоне весьма неоднозначной информационной картины. С одной стороны, оказав минимальную поддержку на региональном уровне, государство устранилось от прямого освещения и широкого анонсирования этих событий, хотя при желании организует это оперативно, как это происходит во время любых юбилеев, связанных с Великой Отечественной войной, или как торжественно провожает уже завершенный ЧМ по футболу. Вероятно, в нынешней государственной парадигме, несмотря на апелляцию к традиционным ценностям, личность последнего Русского Императора так и не стала настолько значимой, поэтому ни подобающего отмечания 150-летия Николая II в мае 2018-го, ни общенародного освещения Царских дней со стороны федеральных каналов не было. Все, в чем государство проявилось, - это массированное информирование о результатах генетической экспертизы, которая идентифицировала екатеринбургские останки как царские.
С другой стороны, политику руководства России, которое одновременно признает убийство Николая II преступлением и чтит его убийц, обусловливает мнение неутомимых борцов с царизмом. Подлая идеология коммунизма, особенно чувство вседозволенности и жестокости, до сих пор пронизывает значительную часть нашего правящего класса и интеллигенции. Это прежде всего либеральная интеллигенция, которая отождествляет себя с февралистами и может посочувствовать безвинно убиенным членам Царской Семьи, но все же называет самого Императора виноватым, и социалисты разных оттенков, ряды которых пополнились радикальной «красной» молодежью с ее первобытной ненавистью к дореволюционной России. Все эти категории граждан на протяжении последних полутора лет на разных уровнях вели свою информационную борьбу, прежде всего направленную на дискредитацию имени последнего Царя - прямо как их предшественники из либерального и социалистического лагерей, единодушно занимавшиеся тем же век назад. За последние годы в среде городской молодежи, по-своему реагирующей на нынешние условия чудовищного социального расслоения общества и подчас грабительских реформ правительства, активно расцветают необольшевистские сообщества. Одни всерьез оперируют марксистско-ленинскими терминами и рассуждают о революции и борьбе с империализмом, другие с постмодернистской ироничностью перенимают эстетику комиссаров ЧК и ОГПУ, с бравурным цинизмом пишут о массовых чистках и репрессиях, даже наряжаются в кожаные тужурки и фуражки на различных демонстрациях. Хотя все они живут капиталистическими категориями в капиталистическом обществе, только пытаясь примерять роли, однако рьяно подхватывают пропагандистскую волну, направленную против царской России и особенно против Николая II.
В дни, предшествующие трагической годовщине, сообщества в социальных сетях наводнились карикатурами и «поздравительными» сообщениями, с разной долей цинизма и издевательства высмеивающими убийство Царя. В комментариях к новостям на исторические темы и на исторических конференциях появилось огромное число людей, которые либо в провокационно грубой форме, либо на советской доказательной псевдоисторической базе начинали полемику со всеми, кто выражает симпатию или сочувствие царю. Наконец, в разы выросло количество просто оскорбительных, крайне нетерпимых ханжеских высказываний о Николае II, заполнивших информационное пространство. Впрочем, еще за год до этого споры вокруг небезызвестного фильма про польскую балерину усилили накал антагонизма между сторонниками святости имени Государя и их противниками, втягивая новые стороны. Царь в роли мишени привлек таких борцов с традицией в широком смысле, будь то идеи традиционного уклада, мировоззрения или семейных ценностей, как феминистки. Год назад краснодарские феминистки осквернили портрет Императора менструальной кровью и поднесли его к памятнику Екатерине II, выложив видео акции с комментарием: «Наша кровь стекает с портрета Николая Кровавого. Но это не кровь жертв. Это кровь свободных женщин, чьи тела отторгают увечный плод российского патриархата. Мы оскорбляем вас, мы пугаем вас, мы совращаем вас. Мы нимфы, мы амазонки... Мы женщины, а значит, мы уже победили». Но все же юные необольшевики и радикальные феминистки, по ошибке называющие себя женщинами, - это очевидные маргинальные группы, при всей своей массовости остающиеся субкультурным трендом последнего десятилетия, и их акции соответствуют формату провокаций маргинальных субкультур с целью привлечь внимание. Другое дело, когда эту волну подхватывают медийные персонажи.
ечь о скандале вокруг уже бывшего редактора популярного политического ток-шоу на Первом канале «Время покажет» Тимофея Ермакова. Представляя главный телевизионный канал, он позволил себе разместить в социальной сети карикатуру в виде Николая II с дыркой во лбу и текстом «16 июля не забудь поздравить монархиста с праздником», к этому подписав от себя: «Слава Петру Войкову!» Примечательно, что свое сообщение он опубликовал в качестве комментария на странице польского журналиста Томаша Мацейчука, который в этот день разместил в своем блоке запись, где обличал большевиков за убийство Царской Семьи, развернутый геноцид русского народа и уничтожение исторической памяти. При этом поляку Мацейчуку официально запрещен въезд в РФ за антисоветские высказывания, признанные русофобскими. Но он в этот день выражает сочувствие Русскому Царю, пока работающий на Первом канале необольшевик глумится. Разгоревшийся после этого в интернете скандал побудил последнего покинуть место работы, однако сама ситуация стала характерной иллюстрацией ситуации вокруг имени Николая II в наши дни.
Несмотря на яростную информационную борьбу ублюдочного движения «новых красных», очевидно, что она заранее проиграна. Как отмечал в своем исследовании о цареубийцах О.А. Платонов, именно убийство Царской Семьи навечно похоронило идею социализма в России. Большевики и коммунисты в глазах русских православных людей навсегда остались как жестокие убийцы беззащитных людей, в первую очередь женщин и детей. Идеи социальной справедливости померкли и любые конструкции, возводимые на костях Царственных мучеников, были заранее обречены на крах. Что же касается их нынешних последователей, то они в силу своего узкого материализма не способны увидеть духовного наполнения России, которая после убийства последнего Царя номинально переняла физические черты республики, но на ментальном уровне остается монархией, потому что без идеи и образа царя Россия не существует.
Филипп ЛЕБЕДЬ