Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

0
967
Время на чтение 9 минут
В связи с публикацией Журнала № 60 заседания Священного Синода от 14 июля 2018 года, а также текста Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения, среди православных верующих членов Русской Православной Церкви возник ряд недоуменных вопросов.

Главное, что нас волнует, это не создает ли текст Последования опасную иллюзию, будто для некрещеных младенцев возможно вхождение в Царствие Небесное. Приводим вызвавшие сомнение места из текста и указываем на возникшие вопросы, сопроводив их необходимыми пояснениями.

1. Текст Последования:

Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже духов и всякия плоти, Иже от Духа Свята и Марии Девы родивыйся и в вертепе и яслех возлегий ради спасения мира, Ты еси призвавый дети и объемый сия и рекий: «Оставите детей приходити ко Мне и не возбраняйте им, таковых бо есть Царствие Небесное». Ты еси пришедый и исцеляяй всякий недуг в людех, и Твоею смертию смерть поправый, даровав мирови жизнь. Тебе молимся и Тебе просим, призри на рабы Твоя и на достояние Твое, и плач их скорбный о безвременнем преселении новорожденнаго младенца их имярек укроти и утешение им даруй. А иже от них рожденнаго младенца и не приемшаго Святаго Крещения благости Твоея сподоби.

Вопрос: Не предполагается ли в этом фрагменте возможность для сподобленного благости Божией младенца вхождения в Царствие Небесное?

Пояснение: Согласно православному вероучению, опирающемуся на слова Спасителя: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие», - все люди, не исключая и младенцев, могут войти в Царствие только будучи крещеными. 124 Правило Карфагенского собора, утвержденное 2 Правилом VI Вселенского собора, гласит:
«Определено такожде: кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерной утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное апостолом: единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть: и тако (смерть) во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша (Рим. 5:12), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения».

В Послании патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере (1723 г.) говорится:

«Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: "Если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие" (Иоан. 3:5). Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без крещения не могут получить отпущения сего греха. И господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: "Кто не родится..." то есть по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться. Если же младенцы имеют нужду в спасении, то имеют нужду и в крещении. А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и следовательно, не спасаются. Итак, младенцам необходимо нужно крещение».

2. Текст Последования:

О еже неосужденно и милостивно прияти Господу усопшаго младенца и даровати ему (ей) жизнь будущаго века, Господу помолимся.

Вопросы: Что означает здесь выражение «жизнь будущаго века»?
Как следует понимать слово «неосужденно»?

Пояснение: Известно, что существует как минимум два понимания этого выражения двенадцатого члена Символа веры.
1) Свт. Симеон Солунский в своем толковании на Символ веры, говорит, что «Та жизнь будет безграничная и нескончаемая; и, как жизнь будет непрерывная, так и жребий каждому - славы, или мучения, будет безграничный и нескончаемый».

2) Другое понимание можно найти в Православном исповедании веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной (1662 г.):

«Вопрос 124. Какой двенадцатый член Веры?

Ответ. «И жизни будущаго века».

Вопрос 125. Чему учит Святая Церковь в сем члене Веры?

Ответ. Что в будущем веке снидет благословение Божие на избранных Его, и наступит для них вечная жизнь, полная радостей и веселий духовных, конца не имеющих, как свидетельствует Писание: "ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящым Его" (1Кор.  2:9); а также и в другом месте: "Несть бо Царство Божие брашно и питие, но правда и мир и радость о Дусе Святе" (Рим. 14, 17)».

То же понимание содержится в Пространном Православном Катехизисе Православной Кафолической Восточной Церкви:

«375. ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА?

Жизнь Будущего Века - это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и всеобщего Суда Христова.

376. КАКОЙ БУДЕТ ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА?

Эта жизнь будет для верующих, любящих Бога и делающих добро, столь блаженна, что мы теперь этого блаженства и представить себе не можем.

"Не у явися (еще не открылось), что будем" (1Ин. 3:2). "Вем (знаю) человека о Христе, - говорит Апостол Павел, - ...восхищен бысть в рай и слыша неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати" (которые человеку нельзя пересказать) (2Кор.12:2,4)».

Таким образом, остается непонятным, в каком же смысле выражение употреблено в Последовании: то ли речь идет о тождественности Царствия Небесного и «жизни будущаго века» (и тогда авторы Последования считают возможным для некрещеных младенцев вхождение в Царствие Небесное), то ли - о том, что некрещеных младенцев ожидает нескончаемые мучения (чего, разумеется, авторы сказать не хотят).

Кроме того, использование слова «неосужденно» производит впечатление, что в данном тексте отрицается ответственность за первородный грех, лежащая на всех потомках Адама, и необходимость Крещения для отпущения оного для младенцев (о чем сказано в приведенных цитатах к Вопросу 1).

3. Текст Последования:

Живыми и мертвыми обладаяй, воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, святых, славных и всехвальных апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, не приемшаго Святаго Крещения усопшаго младенца благостию Своею в недрех Авраама учинит, а нас помилует, яко Благ и Человеколюбец.

Вопрос: Что именно означает здесь выражение «в недрех Авраама»?

Пояснение: В Требнике в Последовании панихиды (отпуст которого буквально воспроизводит рассматриваемое новое Последование) читаем:

«Живыми и мертвыми обладаяй, воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, души от нас преставльшихся рабов Своих [имярек], в селениих праведных учинит, в недрех Авраама упокоит и с праведными причтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец».

Допускается такой вариант отпуста и в Последовании отпевания мирян.

Здесь очевидно отождествление «недр Авраамовых» с Царствием Небесным. Удаление из Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения слов «в селениих праведных учинит» и «с праведными причтет» недостаточно проясняет понимание смысла выражения «недра Авраамовы», употребленного в тексте Последования.

* * *

Таким образом, мы считаем очевидной необходимость или внятного объяснения смысла употребления указанных нами выражений, не допускающего их еретического толкования, или (что нам представляется более правильным) замены двусмысленных выражений на прошения о явлении милости Божией по отношению к некрещеным младенцам такой, какой Ему будет угодно Свою милость явить.

Послесловие

На сайте «Милосердие.ру» появилось разъяснение заместителя управляющего делами Московской Патриархии, члена Синодальной библейско-богословской комиссии архимандрита Саввы (Тутунова) относительно текста Последования. В частности, он отвечает на вопрос:

- Правильно ли говорить, что Церковь «разрешила отпевать» некрещеных младенцев? О чем в действительности говорится в чине последования, в чем его смысл?

- Нет, неправильно говорить, что Церковь «разрешила отпевать» некрещенных младенцев. Отпевание - это особое Последование, которое содержит тексты, говорящие об усопшем члене Церкви. В текстах отпевания, в частности, содержится молитва к Богу с просьбой принять усопшего в Свое Царство, в том числе потому, что он являлся членом Церкви. Ведь мы знаем слова Спасителя: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

В последовании, принятом на заседании Священного Синода 14 июля, речь идет, в первую очередь, об утешении родителей умершего младенца. Кроме того, в Последовании содержится несколько просьб к Богу относительно посмертной участи умершего младенца.

Это ектенийное (включенное в состав ектении - просительной молитвы. - Прим. ред.) прошение: «О еже неосужденно и милостивно прияти Господу усопшаго младенца и даровати ему (ей) жизнь будущаго века, Господу помолимся»; фраза из молитвы по ектении: «А иже от них рожденнаго младенца и не приемшаго Святаго Крещения благости Твоея сподоби»; и упоминание в отпусте: «Христос <...> не приемшаго Святаго Крещения усопшаго младенца благостию Своею в недрех Авраама учинит».

По этому поводу уже возникли трактовки, что, будто бы, речь идет о вхождении в Царство Божие, что противоречит процитированным ранее словам Спасителя. Между тем, в приведенных цитатах из последования говорится о том, что мы просим о некоей благой участи для умершего младенца, не предвосхищая то, какой она может быть.

В частности, если помните, выражение «лоно Авраама» для описания благой посмертной участи употреблено Спасителем в причте о богаче и Лазаре, произнесенной, конечно же, еще до Крестной смерти и Воскресения, то есть до того, как двери Рая были открыты Спасителем.

Другими словами, в Последовании подчеркивается, что мы не знаем, какую участь уготовал Бог тем младенцам, которые умерли без Крещения, но просим, чтобы эта участь была благой.

Когда эта тема обсуждалась несколько лет назад в Межсоборном Присутствии, в заключении соответствующей комиссии подчеркивалось, что: «Если для отпевания младенцев, отошедших в мир иной уже крещеными, существует особое чинопоследование, то прочих почивших младенцев, в том числе скончавшихся во чреве матери, в Церкви не отпевают и не поминают за Божественной литургией.

Однако то, что некрещеные младенцы не совершали личных грехов и не имели возможности сделать какой-либо нравственный выбор, отличает их от прочих усопших некрещеных людей» (https://www.miloserdie.ru/article/chin-o-umershih-nekreshhenymi-mladentsah-o-chem-i-kak-molitsya/).

* * *

В целом разъяснение о. Саввы является отрадным фактом, особенно прямое отрицание им возможности некрещеным (в том числе и младенцам) войти в Царствие Небесное. Однако этого разъяснения явно недостаточно для того, чтобы снять все вопросы. И даже вопрос относительно выражения «лоно Авраама» не может быть снят таким образом. В интервью мы имеем ясно высказанный взгляд о. Саввы на смысл выражения, но не подкрепленный, однако, ссылкой на источник именно такого понимания в учении Церкви.

У ряда свв. отцов мы находим однозначное отождествление «лона Аврамова» с Царствием Небесным. Приведем два примера, хотя их гораздо больше:
«Но между тем, всякое наслаждение и блаженство, — назовем ли мы рай или лоно Авраама, или место, свободное от всякое скорби и болезни, место светлое, злачное и прохладное, или самое Царство, всё это доставляет находящимся там не что иное, как сия Чаша и сей Хлеб» (Св.Николай Кавасила. Изъяснение Божественной литургии, 43);

«Что значит лоно Авраамово, если не тайное успокоение отцов? О нем Истина говорит: говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8:11,12). Ибо одетый в порфиру и виссон справедливо называется сыном царствия. Он издали возвел очи, чтобы видеть Лазаря, потому что неверные, находясь в нижнем месте своего осуждения, обращают внимание до последнего дня суда на находящихся над ними в покое всех верных, коих радостей после никогда не могут видеть» (Григорий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия, XL).
Посему будем надеяться на подробный ответ Синодальной богослужебной комиссии или Синодальной библейско-богословской комиссии.

От редакции сайта «Благодатный Огонь»: Священник Георгий Максимов про т.н. «чин отпевания некрещеных младенцев»

Благодатный Огонь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Киприан Шахбазян
Все статьи Киприан Шахбазян
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Апографъ
19.04.2024 19:13
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05