Конструирование литвинско-русофобского самосознания белорусов: «национальный пантеон»

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы  Белорусский национализм 
0
439
Время на чтение 35 минут

Рассматривая целенаправленные шаги по мифологизации белорусской истории на разных ее этапах (с полным переворачиванием ее общей сущности и значения отдельных событий, лиц, явлений), мы незаметно начали постепенный переход исследования из области тонких превращений в интерпретации истории (преимущественно представителями научной или околонаучной среды) к неистовому и порой крайне прямолинейному конструированию из этих превращенных интерпретаций современного народного исторического сознания и самосознания, что является уже во многом делом идеологов и иных «социальных технологов», иначе - к пропаганде и внушению. В общем-то, как говорилось ранее, граница между историческими интерпретациями и конструированием сознания прозрачна и обусловлена только личными мотивами деятеля, в целом же историческое (или антиисторическое) повествование с толкованием прошлого всегда уже само по себе является средством формирования самосознания в настоящем, предопределяя и поведение в будущем. Однако если плоды вольных спекуляций историков превращаются в самостоятельный источник перенастройки умов соотечественник на ложный лад, порой даже помимо их намерений, то со стороны производящих целенаправленное искажение подлинной истории (по заказу, убеждению или расчету), к коим относится ведущая борьбу против Белоруссии западная элита и их местные подельники, «историография» всегда и полностью подчинена задачам «мировоззренческой перестройки населения».

Для идеологического распыления в обществе ереси «инженерами душ» задействуется широкий спектр лиц и самого широкого профиля - от тех же сотрудников научных учреждений до всевозможных массовиков-затейников из ведомства культуры. Так, такой «специалист» по историческому самосознанию белорусов, как «заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Беларуси [экономист] Георгий Гриц» на «семинаре для идеологического актива региона на тему "Идеология белорусского государства на современном этапе"» поставил вопрос мудро: «Для формирования имиджа страны за рубежом, вначале необходимо определиться, что мы собой представляем, а уже потом рассуждать, как себя подавать; здесь должны учитываться и история, и инновации, и менталитет белорусского народа». Однако ответ на собственный вопрос дает понять, куда и во что инвестировал Гриц эту свою мудрость: «История белорусского государства в каком-то смысле была "приватизирована" соседями с севера - литовцами. Они себя считают наследниками Великого княжества Литовского, в какой-то степени Речи Посполитой, в каком-то смысле еще более древней истории. Однако надо четко понимать: этот этнос, эта территория сегодня не что иное, как Республика Беларусь"». Не будем повторять азбучную истину о том, что Речь Посполитая была этнически такой же «белорусской», как Великобритания - индийской и австралийской, а уж в политическом и духовно-культурологическом плане - такой же белорусской, как и Рейхскомиссариат «Вайсрусланд». Собственно, в духе Курта фон Готтберга научный чиновник Гриц и продолжает свое «историческое озарение»: «Беларусь должна позиционировать себя на глобальной карте мира как самодостаточное государство, а не как часть какой-то интегрированной системы, например, Союзного государства или ЕАЭС. Не следует на уровне интеграционных процессов забывать, что мы отдельное государство».

Именно в таком русле националистического самолюбования и одновременно самопарализации в отчуждении от Русского мира и направляют дух народа Белой Руси и поиск им своего исторического места и призвания «партийные философы-идеологи», пользующиеся «открытиями» «партийных историков». Наглядный пример представляют собой две идеологические статьи в научно-общественном журнале Администрации Президента «Беларуская думка». В первой из них под говорящим названием «Национальное самосознание: Что изменилось?» (http://beldumka.belta.by/isfiles/000167_676825.pdf) профессор философии Б.Лепешко убеждает белорусов, что они по природе своей «не Россия и не Европа» и должны искать свою сущность и место «сами по себе», используя наработки обеих, но в стороне от них: «Мы, белорусы, находимся между Востоком и Западом, в этом заключается не просто некая географическая, пространственная данность, но и метафизическая суть... Как писал И.Абдиралович [представитель хлопоманско-националистической интеллигенции времен БНР], "у нас не акрэсьлена культура", мы духовно бедны, и это коренится в "дзесяцiвяковым ваганьннi" между Востоком и Западом; "мы не зрабiлiся народам Усходу, але не прынялi культуры Заходняй Эўропы"...На наш взгляд, постоянная апелляция к мысли о колебаниях между Востоком и Западом затемняет, затушевывает суть вопроса... Акцент должен быть иной, поскольку в пресловутых "ваганьнях" чувствуется мотив неуверенности, неустойчивости, когда сложно сказать, к какому берегу надо плыть, и где спасение. Спасение в том, чтобы плыть самому, развивая собственные национальные силы, добиваясь самодостаточности не в декларативном или в "колебательном" поле, а поле реальном, связанном с развитием национальной культуры и национального образовательного процесса». Далее «самодостаточник» Лепешко поясняет эту «белорусскую самость»: «Если наша история была, по сути, многоконфессиональной, то наше отношение к протестантизму, например, не может быть основано на "зряшном отрицании", поскольку это был выбор многих людей, и просто сказать, что "этого не было", не получится. Протестантизм - "наш" уже постольку, поскольку именно наши люди избрали его в качестве пути духовного спасения. Но мы многого и не приняли, нам многое чуждо. Скажем, мессианизм никогда не был присущ белорусу, и чувство "имперскости" нам непонятно». Как видим, «нейтральная самостийность» как всегда оборачивается отчуждением от России и устремлением к «дорогому Западу» с непонятно кем и когда, кроме ополяченной католической шляхты, «выбранным» (на короткое время) протестантизмом - причем в самом богохульном виде арианства-антитринитаризма (именно к ним относились «славутые беларусы» В.Тяпинский и С.Будный, разоривший 650 православных храмов в одной только Новогрудской епархии).

Во второй статье с не менее многообещающим названием «Система ценностей, мобилизующая общество» заместитель директора Центра исследований государственного управления Академии управления при Президенте А.Стром развивает разорительную мифо-идеологему «нейтральной белорусской национальности», включающей и «религиозную нейтральность "между», и «двухстороннюю страдательность»: «С начала формирования государственности у восточных славян и балтов, со времени распространения христианства белорусские земли являлись местом встреч западной и православной цивилизаций... С одной стороны, религиозные лозунги стояли за походами крестоносцев на белорусские земли, проходившими под предлогом борьбы с православной "ересью". С другой стороны, мессианские представления о роли и значении России, выразившиеся в формуле "Москва - Третий Рим", стали основой экспансионистской политики Московского государства в отношении ВКЛ, ядро которого составляли белорусские земли... В данном контексте неудивительно, что в странах, соседствующих с Беларусью, распространены представления, будто значительные части территорий, населенных белорусами, являются составляющей их культурного ландшафта». Неизбывна фобия светской интеллигенции к мессианству, которое ее приземленный ум, мнящий себя «философским», не может ни просто понять в его значении, ни, тем более, постичь его смысла (как русского мессианства Третьего Рима)!

Из этого, согласно А.Стром, и должна строиться современная идеология и народное самосознание белорусов, говоря о которых, она невольно воспроизводит неприглядную картину «западного разворота» государственной власти Беларуси, который так усиленно и неуклюже пытается отрицать А.Г.Лукашенко: «Вспомогательными обстоятельствами, которые подталкивают к более рельефному определению в сфере идентичности, являются внешние факторы. Длительное время населению Беларуси транслировался понятный "геополитический расклад": Россия - друг, Запад - враг. Так, в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (в редакции 2001 года) было прямо зафиксировано, что "в силу независимой внешней и внутренней политики Республика Беларусь является объектом необоснованного политического и иного давления со стороны США и других государств - членов НАТО. При их поддержке растет активность деструктивных сил внутри страны по дестабилизации общественно-политической обстановки и насильственному изменению конституционного строя"... Однако в 2008 году...формула "Россия - друг, Запад - враг" стала не актуальной [!]. Можно констатировать, что более активное сотрудничество с западноевропейскими странами и США, соответствующее принципам поведения суверенного государства на международной арене, а также некоторые возникающие противоречия с Россией стали сказываться на воплощении в жизнь идеологии белорусского государства».

Очень показательно и изменение заглавных лозунгов государственной идеологии: «в 2001 году Президент А.Г. Лукашенко обратился к избирателям с программой "Вместе за сильную и процветающую Беларусь!", в 2006 году - "Государство для народа"... Проведенные в 2010 году президентские выборы состоялись под девизом "От сохранения - к приумножению!"... Президентские выборы 2015 года прошли под лозунгом "За будущее независимой Беларуси!" c акцентом на реальном возрождении интереса к национальной культуре, истории, самобытности», под видом которых, как мы видим, выступают антибелорусская польско-католическо-неоязыческая культура и версия истории. Теперь уже, по мнению А.Стром, «внимание к вопросам национального самосознания отвечает национально-государственным интересам Республики Беларусь в геополитическом аспекте. Чем больше мы отстаиваем собственную независимость, уникальность, непохожесть на других, находясь на перекрестье Востока и Запада, тем больше нас ценят на международной арене... С данной точки зрения каждое из знаковых событий белорусской истории, будь то крещение Руси как общей родины русских, украинцев и белорусов или принятие 3 мая 1791 года Конституции Речи Посполитой, в настоящее время считающейся первым европейским конституционным актом, - это этап, который обеспечивал дальнейшее поступательное развитие, без чего не могла состояться современная Беларусь. Несмотря на то, что двуязычие в Республике Беларусь - это фактор укрепления белорусской государственности, именно белорусский язык важно рассматривать как квинтэссенцию национального духа и своеобразия белорусской культуры, признак суверенитета государства». Как видим, дерусификация и украинизация сознания белорусов - уже не является одним лишь проявлением самодеятельности ретивой либерально-этнофилетической интеллигенции, но системной государственной политикой.

Теперь, имея общие представления о целях и намерениях внутривластных архитекторов народно-исторического самосознания белорусов и лжеисторической националистической мифологии, на которую они опираются, об общем замысле преемственной ей идеологии «равноудаленного межцивилизационного моста» (как переходного этапа к идеологии «возвращения Беларуси в Европу») и соответствующем ей проектируемом образе самосознания белорусов, проследим последние их пропагандистско-программирующие начинания и мероприятия по утверждению ложного, литвинско-неошляхетско-русофобского и неоязыческого взгляда белорусов на собственную историю, влекущему и к соответствующему восприятию нынешних политических и иных общественных событий и явлений - для продолжения «отечественных традиций». Таковые мероприятия представлены особыми направлениями: а) прославлением исторических персонажей; б) расширением сферы употребления «беларускай мовы»; в) воздвижением сооружений исторического значения и насаждением специфической архитектуры; г) проведением публичных акций; д) формированием символического пространства; г) продвижением специфических обрядов, ритуалов и художественного искусства.

Данные начинания включают - так же, как и интерпретация истории, - перечень от крайне утонченных до грубо нахрапистых, но, в любом случае, нацелены на полный переворот исторического самосознания народа Белой Руси с последующим приведением его на Майдан - «бархатный» или «шерстяной». Как мы помним, «американцы говорили о том, что их уже не интересует поколение 20-летних, взоры обращены к тем, кому 5-10 лет, к детям... "Младшая группа" плюс бывшие 5-летние - это примерно 700 тысяч представителей нового поколения Беларуси, от 15 до 22 лет, которым западный мир предлагает сегодня ценности вроде ярких наклеек на гаджеты "Спасибо деду за Рогнеду". Можно, конечно, от этого отмахнуться. Но вслед за этим - размышления "Радыё Свабода" на тему "Ці пераможа вышыванка георгіеўскую стужку?" ("Победит ли вышиванка георгиевскую ленту?")... "Победу вышиванок" над "колорадскими лентами" (так пишет "Радыё Свабода") называют "перамогой беларускага стылю над расейскім". Здесь же можно прочесть и ещё об одном "противостоянии": "...беларускі рок і этнамузыка супраць расейскага гэтак званага шансону, а насамрэч супраць сьпеваў крымінальнікаў". Молодым людям навязываются штампы: вышиванка "побеждает" георгиевскую ленту, а белорусский рок и этно вытесняют низкопробный российский шансон... Рассказы "Радыё Свабода" сопровождаются красочными иллюстрациями: вот белорусский мальчик с мечом-вышиванкой против Дарта Вейдера с "георгиевским" мечом; а вот белорусские "фенечки"-вышиванки рядом с радужными браслетиками ЛГБТ. Ненавязчивое приучение к западным ценностям. И к новому миру, в котором Беларусь "побеждает" Россию вышиванками и музыкой. И тут же - тест: что вы знаете про Витовта Великого, князя ВКЛ, "который перевоплотил княжество в одно из самых могущественных государств Европы". Посыл ясен: ВКЛ - "наше всё"... "РБ головного мозга" вместе с "Радыё Свабода" подсовывают белорусам тему перехода на латиницу, якобы "лацінку ў Беларусі забаранілі падчас расейскай акупацыі". Да, сейчас это белорусы в большинстве своём не воспримут, но и не рассчитана эта идея на тех, кому уже за 30. Прицел на "онижедетей" и детей, которых предполагается сначала "овышиванить", а потом и "олатинить"... Шаг за шагом лепится образ антироссийского белоруса, а лучше - "литвина"». Всем этим нейролингвистическим технологиям можно было бы противостоять, даже несмотря на их мощную интернет-вооруженность, - было бы желание. Но, как мы видим, у значительной части белорусской внутри- и околовластной элиты не только нет такого желания, напротив, прочитывается намерение им споспешествовать.

Первым делом, внимание мракотворцев исторической памяти и самосознания белорусов приковывают к себе имена и лица. И не безосновательно. Нет ничего более сильнодействующего на людей (особенно молодежь), чем жизненный пример самих живых личностей, возвеличенных в словесных и художественных образах. Именно через них большинство людей воспринимают историческую эпоху и ее наследие, а также собственный народ в его прошлом. Именно они, гораздо острее самых глубоких и ясных отвлеченных идей, проникают в человеческие сердца, побуждая людей к подражанию себе и к защите связанных с ними идей и ценностей. Поэтому борьба за забвение или искаженное восприятие великих и особенно возвышенных детей Отечества со встречным возвеличиванием негодных и низменных находится на особом счету у стратегов разрушения народного самосознания.

Следует оговорить, что память о великих белорусах испытала на себе тяжелые удары судьбы - во-первых, во время польского господства, во-вторых, во время правления большевиков и их идеологии исторического самоотрицания прошлого («буржуазного, классово эксплуататорского») вообще и русского в частности (с отступлением от нее при Сталине и неполном возвращении при Хрущеве). Вкупе с умственным запустением в эпоху «телевизоров и гаджетов» они привели к утрате или забвению белорусами своих славных предков. В итоге, литвинистам без труда удается навязывать стереотип, что кроме имен польско-католической шляхты, советских беларусизаторов и (со скептическим скрипом) героев Великой Отечественной войны белорусам «никого не остается для выстраивания своего национального пантеона» и основанного на нем самосознания. Этот стереотип охотно принимают и чиновники, позволяя или даже инициируя установку памятников и присвоение (а также сохранение) названиям улиц и площадей имен либо совершенно чуждых для Белоруссии лиц, либо её откровенных врагов и поработителей. Достаточно изучить карту Минска (и других городов), чтобы понять общую политику белорусских идеологов исторической памяти в лицах: смесь имен большевиков, их учителей и коллега-революционеров (Ленин, Володарский, Свердлов, Люксембург, Цеткин, Либкнехт, Гамарник, конечно, Маркс с Энгельсом, Чернышевский, Белинский, Плеханов), особенно плотно сосредоточенных в городском центре, с советскими чиновниками и деятелями культуры преимущественно «беларусизаторского» происхождения, к которым в последнее десятилетие в новых районах стали усердно присоединяться имена польско-католической шляхты, как правило, под прикрытием какого-нибудь их «вклада в национальную культуру» (Сапега, Богушевич, Домейко, Нарбут, Буйницкий, Чечот, Монюшко, Наполеон Орда), несколько разбавленные именами героев Великой Отечественной войны и признанными в СССР выдающимися именами русских писателей и ученых (Пушкин, Лермонтов, Ломоносов, Менделеев). Аналогичную картину мы увидим и в других городах Белоруссии: например, «в Глубоком на Площади 17 сентября открыли аллею знаменитых белорусов - уроженцев Глуботчины», среди которых «художник и путешественник Иосиф Дроздович, создатель белорусского театра Игнат Буйницкий, деятель белорусского возрождения Вацлав Ластовский, фундатор глубокских костелов Иосиф Корсак, создатель современного иврита Элизер Бен-Иегуда, участник освободительного движения в Западной Беларуси, литератор Алесь Дубрович, авиаконструктор Павел Сухой и Герой Советского Союза Петр Козлов». То есть, трое действительных народных героев одного лишь советского времени, четверо католических полонофилов (один из которых - крупнейший русофоб и отец псевдоисторического хлопоманского литвинизма) и один - столп иудаизма.

Между тем, подлинно славные имена белорусов из разных областей жизни многочисленны. Для христиан, безусловно, очевидно, что именно христианская вера и благочестие (или хотя бы проявленное достаточное его подобие) должны быть главным критерием при избрании лиц для народного почитания, поскольку не земные достижения сами по себе, возбуждающие в людях лишь гордость (в том числе и национальную), а именно их духовно-нравственные добродетели представляют собой сокровище, передаваемое людям из поколения в поколение и наставляющее их на путь истины. И таких мучеников за веру, ревнителей, просветителей, просто благочестивых знаменитостей (в частности, чиновников Российской Империи), достигших успеха в том или ином виде служении, и уж во всяком случае внесших вклад в укрепление своего единого русского Отечества, можно и нужно найти в достатке в летописи белорусской народности. Осознана эта необходимость и белорусскими патриотами, взявшимися за написание серии книг «Славные имена Белой Руси».

Одна из таковых книг представляет нам выдающихся флотоводцев «Белой Руси» со времен еще Российской Империи и вплоть до нынешних героев освобождения Крыма, имена которых (адмиралы Л.Ф.Богданович, А.И.Казарский, П.С.Бурачек и множество иных) не только не увековечены в белорусских топографических названиях и памятниках, но даже не написаны ни в одном школьном учебнике: «Кто помнит, к примеру, что на "Варяге" во время его беспримерного боя со славой пали двое белорусов, а артиллерист легендарного крейсера Михаил Прокопович, родом из деревни Подкосье (ныне Пуховичский район Минской области), потерял в том бою кисть руки и был удостоен Знака Отличия Военного ордена?.. А о том, что один из двух полных кавалеров ордена Нахимова, - белорус, адмирал Николай Николаевич Амелько (1914-2007)?... Вполне можно объяснить, почему эта тема остаётся у нас не до конца исследованной, и идеологическими установками целого ряда наших "даследчыкаў". Возможность сделать потрясающую карьеру простым деревенским парням из обычных крестьянских и рабочих семей предоставила Большая Держава, в рамках которой существовала Беларусь на протяжении нескольких столетий. К сожалению, в отечественной литературе пытаются замалчивать или смазывать факты, говорящие нам об одной очевидной вещи: с Россией белорусы идут по пути прогресса, становятся первоклассными военными, космонавтами, инженерами, моряками, врачами, Западом же они рассматриваются исключительно как трудовой ресурс для восполнения дефицита неквалифицированной рабочей силы».

Но вместо белорусских подвижников, на памяти которых могло бы быть воздвигнуто именно западнорусское твердое самосознание их нынешних потомков, защищая их от всевозможных обманов и соблазнов со стороны нынешних супостатов, белорусы получают суррогатных «героев» литвинской историографии, как правило, из числа отступивших от истинной веры предков, предавших свой народ и его душу (культуру) и ставших впоследствии его же главными истязателями. И непременно - в яркой обворожительной упаковке как в случае с «Первой иллюстрированной историей Беларуси для детей и подростков. От Рогнеды до Костюшко» с ее героями Миндовгами, Радзивиллами и Костюшками. Не угасает ни на мгновение работа по прославлению самих родоначальников литвинизма - католической ополяченной шляхты, называемой в пропаганде «белорусской»: и вот уже благодарных потомков панских холопов порадуют «Пятым томом "Гербовника белорусской шляхты", который презентуют 10 мая в Национальном историческом архиве Беларуси». Торжество «исторической памяти» было подготовлено представителями более чем серьезных инстанций, в том числе наших старых знакомых: «департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции, Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела, исторического факультета Белгосуниверситета, Института истории Национальной академии наук Беларуси».

Из книг же имена «белорусской шляхты» со скоростью метастазов свободно перемещаются на улицы городов и весей. И, вот, уже «памятные доски в честь семи знаменитых белорусов изготовят в Минске» - и не только изготовят, но и разместят. «Знаменитыми белорусами» является польский композитор С.Монюшко, шляхтич Рудольф Пищалло, все заслуги которого состояли в заказе строительства в своем поместье здания, впоследствии минской тюрьмы, и в увольнении во время польского восстания 1863 года, София Пищалло, все заслуги которой сводятся к замужеству за Р.Пищалло, депутат Сейма Речи Посполитой от Новогрудского воеводства ВКЛ Тадеуш Рейтан, запомнившийся особенно рьяным сопротивлением Первому разделу Речи Посполитой (и освобождению Восточной Белоруссии из-под польской оккупации), поэт-член Инбелкульта времен «беларусизации» Язеп Пуща и два писателя-националиста В.Быков и Р.Бородулин, выступавших против А.Лукашенко.

Настоящий культ был создан за эти годы из рода Радзвиллов - природных литовцев, которые сами себя возводили к легендарному древнему верховному языческому жрецу литовцев и никогда не были в Православии, но дали отечественной истории наиболее одиозных кровожадных терзателей и гонителей белорусов - польских магнатов, воевод против русского воинства, организаторов антиправославной унии, карателей народно-освободительных восстаний (в том числе Б.Хмельницкого), коллаборационистов Наполеона и Гитлера, проводырей антироссийских восстаний и антисоветского движения в Польше. Ну как таких не сделать «Эверестом белорусской аристократии»!

И вот уже один из множества восстановленных за казенные средства радзивилловских замков «Мирский замок приобрел уникальную коллекцию портретов князей Радзивиллов» за казенный же счет: «Коллекция насчитывает 15 портретов XIX века и три - XVIII века». А радениями знакомого нам по «Брутальной шляхте» Мацея Радзивилла «собрание Национального художественного музея Беларуси пополнило генеалогическое древо Радзивиллов» в рамках подготовленной им же совместно с Музеем выставки с кричащим названием «Радзивиллы: судьбы страны и рода». Притом без лишней скромности «желание сделать выставку в Минске Матей Радизивилл объяснил стремлением представить белорусам напоминание об истории, которая им интересна, которую они хранят». В качестве объектов для почитания, подражания и познания через их призму «своей» истории белорусам «в проекте представлена галерея образов известных деятелей ["исконных белорусов"]: Барбара Радзивилл - королева Польши, ее отец - Юрий Радзивилл имел почетное прозвище Геркулес Литовский, Николай Криштоф Радзивилл Сиротка - основатель Несвижской резиденции, его брат Юрий - кардинал, краковский епископ, Михал Казимир Радзивилл Рыбонька - основатель мануфактуры слуцких поясов, Кароль Станислав Радзивилл Пане Коханку - яркий пример свободы и независимости шляхты ВКЛ и другие». На восхищение «своими великими предками» в главном музее страны белорусам предоставили целых 2 месяца: «Экспозиция доступна для зрителя с 15 февраля по 16 апреля». Вдохновленный вниманием потомков панских холопов к своей особе, князь Мацей «Хлестаков» Радзивилл хвалит «белорусское государство [за то, что оно] решило сделать реконструкцию Несвижского замка; потому что десять лет назад замок был в ужасном состоянии; это важный элемент материальной культуры Беларуси; история нашей семьи - это тоже история Беларуси», и допускает, что, «может быть, в следующем году мы сделаем такой съезд» потомков Радзивиллов в Несвижском замке», что, видимо, белорусов должно привести в экстаз.

Однако одной только выставки для взращивания нового «свядомого» белоруса недостаточно! «Курс лекций о роде Радзивиллов пройдет в Национальном художественном музее Беларуси». Примерное содержание лекций для белорусских холопов тут же и приведено: «Громкая фамилия князей Радзивиллов давно и прочно связана не только с историей Великого княжества Литовского, но и с культурным наследием, на котором взращивают идентичность любого современного белоруса [!]. Великие воины, хитроумные политики, творцы и новаторы, страстные любители искусства, прототипы всевозможных легенд и романтических историй. Радзивиллы были не просто магнатами, они воплощали собой идеологию сарматизма и жили в осознании собственной исключительности [!] вкупе с ответственностью за судьбу родных земель. И хотя Великое княжество уже два с лишним века как кануло в Лету, а потомки князей уже не скачут "дикой охотой" [на белорусов] по белорусским просторам, "радзивиллиана" - фокус исторических исследований, посвященных этой семье, - является одной из самых живых и увлекательных областей исторической науки в Беларуси, отметили в музее». Эта полная «радзивиллиана», в итоге, добирается аж до «Президентской библиотеки, в которой создан Виртуальный архив Несвижской ординации Радзивиллов» - для «всех, кого интересует духовное наследие прошлого». Как известно, «духовным наследием» сейчас объявляется все, что предназначено не для еды и одевания.

Что уж говорить о способности отличить духовность от бездуховности в сфере самих мысли и слова! Одним из высших воплощений «белорусской духовности» в нынешней идеологии «национальной суверенности» назначен Франциск Скорина. Заместитель директора по научной работе и издательской деятельности Национальной библиотеки Беларуси, научный редактор энциклопедии «Францыск Скарына» Александр Суша на презентации «персональной энциклопедии "Францыск Скарына", которая подытоживает всю предыдущую работу широко проведенных мероприятий по случаю празднования 500-летия белорусского книгопечатания», даже назвал «личность Франциска Скорины одним из символов Беларуси». Посвященная же ей энциклопедия, по мнению видного «беларусизатора», первого заместителя директора Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси, академика Александра Лукашанца, не более, не менее, как «расширяет культурно-информационное поле современного общества за счет национальной составляющей». Нигде в празднованиях и презентациях не вспоминалась суть самих книг, которые напечатал Ф.Скорина, как и его предисловие ко всему изданию Библии: «В этой книге всей мудрости начало и конец, здесь Бог Вседержитель познаваем бывает. В сей книге прописаны все законы и права, которыми люди должны управляться на земле. Тут наука добронравной философии: как мы должны любить Бога для самого себя и ближнего для Бога». В том-то все и дело, что творцам нового «национального кумира» и дела нет до христианской веры, мудрости и добронравия. Зато цель их хорошо представлена в комментариях к «новому документальному фильму "Першадрук"» на БТ автора сценария Владимира Мороза: «Беларусь показана частью европейского культурного пространства... Это не биографический фильм, поскольку многое о Франциске Скорине не известно. Но представление первопечатника о белорусах как части европейского культурного пространства подтверждается всей его деятельностью. Главная идея фильма заключается в необходимости единения всех конфессий и народов». Что подтверждает и сам трейлер фильма, где «дух Скорины» проходит путь из облупленного православного храма Полоцка по улочкам ренессансного европейского города в роскошный готический собор Падуи или Праги.

Но если снять весь лоск «загадочного печатника-первопроходца из белорусского Средневековья», то снова же: какую личность в пример ставят белорусские ученые мужи и государственные чиновники своим соотечественникам и особенно молодым поколениям? Несмотря на то, что он никогда не называл себя и свой язык «беларускими» (как это стремятся постоянно проговорить идеологи-литвинисты), но, напротив, как показывает священник Алексий Хотеев, «руским» (каковым его записывали даже в Европе), назвав даже напечатанную книгу «Библия руска» и обращенной «"к людем посполитым руского языка", как неоднократно говорит сам издатель в послесловиях к библейским книгам...; в предисловии к Псалтири он поясняет также, что напечатал книгу "рускыми словами, а словенским языком..., наиболей с тое причины, иже мя Милостивый Бог с того языка (народа) на свет пустил"», а сами первопечатные издания (вплоть до Символа Веры) и имена его родных явно свидетельствуют об изначальном его православном крещении, влияние францисканцев и обучение в их католической школе «повернуло Скорину лицом к католическому западу, где он провел большую часть своей жизни. Вполне закономерно, что студенты Краковского университета ходили на службы в университетский храм, регулярно исповедовались и причащались. Если бы Скорина был привержен к Православию, то как он мог вести церковную жизнь в Падуе, Праге, Кенигсберге? Почему он не жил в Полоцке, о котором вспоминает в каждом своем издании?» Еще в Вильно «Скорина был доктором и секретарем Виленского католического епископа».

Таким образом, отрекшись от родной веры и православного греко-славянского имени, Франциск Скорина уехал на Запад, где и безвозвратно провел свою жизнь, в течение которой предал совершенному забвению христианскую веру и погрузился в культуру Ренессанса и антихристианский каббалистический оккультизм с алхимией и астрологией, о чем свидетельствуют и «все гравюры в его Библии, выполненные с масонской символикой», а также буквы-инициалы, которыми он кощунственно начинал каждую главу Библии. Вот оттуда и «идея фильма о необходимости единения всех конфессий и народов» у Скорины. Что же до его изданий, то они «были широко известны и в Литовской Руси, и в Московской Руси. Однако...в православной среде они не встретили особенного сочувствия. Коммерческий проект, осуществленный Скориной при поддержке купцов Якуба Бабича и Богдана Онкова из виленского магистрата, не окупился, и начатое дело книгоиздания было прекращено. В изданиях Ивана Федорова, в частности, в Острожской Библии 1581 г., сохранялось традиционное (не фонетическое как у Скорины) печатание церковнославянского текста, в них не было портретов издателей и иллюстраций-гравюр, схоластических предисловий... Именно труды Ивана Федорова, Петра Мстиславца и Герасима Смотрицкого, а не Франциска Скорины заложили основу для последующего печатания славянской Библии. Думается, что конфессиональная принадлежность последнего сыграла не последнюю роль в том, что его книги не стали популярными в православной среде и никогда не переиздавались до конца XX в.».

Итак, олицетворение вероотступнической и отрекшейся от имени и языка предков литвинской шляхты и мещанства, эмигрировавший на «прогрессивный» Запад символ «белорусов как части европейского культурного пространства», предавшийся там оккультным антихристианским тайнам и отвергнутый со всеми своими «творениями» на православной Руси, но зато опередивший «москалей» с началом печатания - и не просто «москалей», а от своих соотечественников Ивана Федорова и Петра Мстиславца из Белой Руси, трудившихся как в Москве, так и в Остроге, и во Львове (то есть, олицетворений западноруссизма) - не такой ли типичный «герой» нужен современным прозападным идеологам-беларусизаторам и их зарубежным покровителям, которого бы они хотели сделать и объектом для подражания для белорусской молодежи? Весьма символичен - в плане создания антихристианского символического пространства - и знаменитый памятник «апостолу Беларуси», поставленный у интеллектуального сердца Минска - не менее знаменитой Национальной библиотеки Беларуси, намеренно изваянной в виде языческого капища либо инопланетного корабля.

Не могли искатели «настоящих белорусов» в дебрях отечественной истории XVII века пройти и мимо Казимира Семеновича - известного теоретика артиллерии, который «называл себя "шляxтич-литвин", то есть белорус», как гениально заключает его биограф на сайте Республиканской научно-технической библиотеки Беларуси. «Белорус» Казимир, «став военным специалистом, принимал участие в войне Речи Посполитой с Московским государством» (обязательное условие для «великого беларусо-литвина»), а позже, будучи отозван из Голландии со «священной для белорусов» Тридцатилетней войны (где воевал на стороне протестантского альянса против католического) готовил артиллерию Речи Посполитой к войне 1648-1667 гг. против белорусско-малороссийского казачьего ополчения и русского воинства. Очередного «беларуса-европейца», воевавшего против «москалей», воспело центральное белорусское телевидение в рамках проекта «100 имен Беларуси» - проекта, внезапно, слава Богу, застопорившегося на взлете: ибо фотографии Тадеуша Костюшки, Эмилии Пляттер (еще одной «белорусской революционерки» и участницы антирусского восстания 1830 г.), Витовта недвусмысленно намекают, кто, по мнению государственных идеологов-литвинистов, составляют историческое лицо Белой Руси. В фильме о «белорусском ученом» (как неоднократно называется Семенович), в котором экспертом солировал заместитель директора Национальной библиотеки Беларуси литвин А.Суша (и какой-то талмудист), сообщается, что его герой верил, что изобретение им ракетной артиллерии «послужат всеобщему благу» и «принесут мир всему миру». Это и неудивительно, если учесть из каких духовных источников черпал свои суждения «великий белорусский шляхтич»: «Странно, книга об артиллерии, а упоминается в ней...о каких-то мистических обрядах: "Собиралось огромное количество народа обоих полов и всех возрастов на улицах городов, а также на лугах, чтобы у множества зажженных костров водить хороводы и веселые танцы" [показан жуткий шабаш]. Огонь завораживает юного шляхтича Казимира Семеновича, который, прячась за деревьями, наблюдает мистический обряд - Купалье» (6.12). Не менее пикантен и рассказ белорусским телезрителям о войне против Московского царства с участием Казимира Семеновича в терминах «цель русских была», русский «противник» (15.35).

Но, как кому бы то ни показалось странным, самый обильный источник для вдохновения при прославлении «выдающихся белорусов» и превращения белорусов в настоящих манкуртов идеологи «беларусизации» нашли в эпохе вхождения Белоруссии в Российскую Империю. И, конечно, речь идет не о царских офицерах и ученых-западноруссистах, а о польских и ополяченных революционерах, выступавших за восстановление независимости польской Речи Посполитой (в границах 1772 года) с белорусскими и малороссийскими землями в придачу и за искоренение на них всего русского и православного, что еще в них сохранялось либо уже успело возродиться в родной державе. Наибольшее усердие проявлено по отношению к персоне безусловного польского шляхтича Тадеуша Костюшки, заядлого масона и одержимого революционера, принявшего участие в антихристианской Французской революции, в Войне за независимость США, положившей начало первому созданному масонами государству, и, наконец, в польском национально-освободительном восстании 1794 года опять же против России, хотя Империи Романовых по итогам разделов Речи Посполитой отошли исключительно белорусские и малороссийские земли (и Литва), а все польские - Пруссии и Австрии. За что и стал национальным героем Франции, США и Польши. Победой над инсургентами Костюшки прославился выдающийся русский полководец святой жизни А.В.Суворов, в честь которого в белорусских городах названы улицы, а также знаменитое Суворовское кадетское училище в Минске. Теперь же «идеологическая многовекторность» (с явным уклоном на Запад), добравшаяся и до исторической памяти, назначает в национальные герои белорусам антихристианский польский антипод Суворову, связанный с Белоруссией только местом своего рождения в панской усадьбе (насколько дерзко кровавым убийцей Костюшкой пытаются заместить великого отечественного полководца на страницах государственных изданий - пишет Н.Смирнов в газете «Во славу Родины»).

Вот именно это «родовое имение Тадеуша Костюшко в Жабинковском районе и украсила композиция из деревянных скульптур», притом, по бодрому сообщению главного государственного информационного агентства, «новые арт-объекты - результат XIII областного пленэра резчиков монументальной скульптуры, который состоялся здесь в сентябре; памятное мероприятие в Год культуры было организовано областным общественно-культурным центром [то есть, госучреждением] в честь 270-летия со дня рождения национального героя... Деревянные скульптуры разместились вдоль липовой аллеи, ведущей к музею. Центральное место в этой композиции занимает фигура самого Тадеуша Костюшко в мундире... Здесь же расположились скульптуры участников вооруженного восстания 1794 года под предводительством Тадеуша Костюшко» (среди которых едва ли были даже уроженцы белорусской земли). Впрочем, еще «в 2011 году был открыт Комплексный музей в деревне Малые Сехновичи. Сейчас в нем насчитывается около 900 музейных предметов. Основу экспозиции составляет мемориальная комната, посвященная жизни и деятельности Тадеуша Костюшко и роду Костюшко-Сехновичских, которые владели имением под Жабинкой на протяжении девяти поколений». Вскоре уже в белорусском Гродно «Генеральный консул Польши Ярослав Кшёнжек торжественно открыл памятную табличку в честь 200-летия со дня смерти Тадеуша Костюшко с запечатленными на ней словами: "Тадеушу Костюшко от благодарных потомков". На церемонии присутствовали представители местных белорусских властей во главе с начальником главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Александром Версоцким»."Я бы хотел, чтобы те идеи, которыми жил Костюшко, имели продолжение в нашем обществе", - заявил во время церемонии Александр Версоцкий. "Новые культурные традиции складываются сегодня", - заявил Версоцкий в одном из недавних интервью. И мы видим, что это за традиции - попытки запечатлеть в камне польское господство над землями Западной Руси и внедрить в городскую архитектуру польско-шляхетские идеологические смыслы».

Вскоре из-за спин местных властей показались и главные вдохновители культа Костюшки в Белоруссии - руководство белорусского МИД (или, скорее, уже речьпосполитного). Под их непосредственным покровительством «памятник уроженцу Беларуси Тадеушу Костюшко открыли в швейцарском городе Золотурн...по инициативе белорусской диаспоры и на средства, собранные белорусами Швейцарии». Представитель «национальной диаспоры», состоящей в основном из потомков беглых коллаборационистов и нынешних прозападных диссидентов, бывший министр культуры и посол в Польше «Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси во Франции, постоянный представитель Беларуси при ЮНЕСКО Павел Латушко подчеркнул, что Тадеуша Костюшко почитают в разных странах. "Мы, белорусы, должны гордиться тем, что такая выдающаяся личность родилась на нашей земле. И очень важно, что сегодня белорусская диаспора при поддержке белорусских дипломатов почтила память Тадеуша Костюшко"... Инициативу белорусов установить памятник Тадеушу Костюшко поддержал мэр Золотурна Курт Флури». Но, как оказалось, «поддержал» без особого восторга, о чем «рассказал белорус Александр Сапега, заместитель председателя Ассоциации белорусов Швейцарии, который всячески содействовал созданию этого памятника» (очевидно не без помощи хорошо знакомого нам еще одного «белоруса» Мацея Радзивилла): «Первоначально предполагалось, что на шильде должна была быть написана следующая фраза: "Выдатнаму сыну Беларусі ад удзячных суайчыннікаў" (Выдающемуся сыну Беларуси от благодарных соотечественников)», но «мэр Золотурна не хотел и слышать про то, чтобы на шильде присутствовала характеристика Костюшки как "Сына Беларуси"», да и «по требованию польской стороны все упоминания о Беларуси исчезли... По мнению официальной Варшавы, для польской стороны было неприемлемо, что на шильде отсутствуют упоминания о каких-либо связях Костюшко с Польшей».

Ну и, наконец, венцом усилий «просветителей белорусского народа» стала «торжественная церемония открытия памятника Тадеушу Костюшко в урочище Меречевщина Ивацевичского района». «Первый в Беларуси» памятник Костюшке «гармонично вписался в пейзаж Меречевщины. Он располагается на территории мемориального музея-усадьбы Тадеуша Костюшко». Не понятно только, как вписалась в торжество девушка в белорусском одеянии (на фото): ведь сам Костюшко обращался только среди прогрессивных полячек, француженок и североамериканок, одетых в соответствии с велениями «эпохи Просвещения». Репортаж БЕЛТА забыл упомянуть некоторые подробности, которые не исчерпываются символичным «ввозом памятника из Украины, где он был изготовлен», и тем, что «Министерство культуры Республики Беларусь поддержало предложение на ввоз памятника». Открытие памятника стало настоящим «торжеством единения» бело-красно-белых и красно-зеленых знамен во главе с «представителями Министерства культуры Беларуси, Министерства иностранных дел, председателем Ивацевичского райисполкома Александра Грицука, депутата Палаты представителей Национального собрания по Ивацевичскому избирательному округу Анатолия Ткачука, председателей фондов и объединений имени Костюшко, заместителя председателя объединения белорусов в Швейцарии Алеся Сапеги». Приведем описание этой идиллии: «Открывают памятник председатель Ивацевичского райисполкома Александр Грицук и скульптор Гэник Лойко. Люди аплодируют. После начинают скандировать "Жыве Беларусь" [аналог "Славы Украине"]. "Памятник в честь военного и политического деятеля Тадеуша Костюшко открыт" - после паузы объявляют ведущие. Следом звучит "Мы беларусы, мірныя людзі" [гимн Беларуси]. Председатель Ивацевичского райисполкома Александр Грицук выступает на белорусском языке. Он подчеркивает, что районная власть всегда будет готова к предложениям и поддержит инициативы, "которые по-настоящему направлены на расцвет нашей малой родины, в частности, на превращение Меречевщины в туристический объект особенной притягательности и значимости"» (хотя прямо напротив «притягательной» хаты с памятником Костюшке находится уникальный готический косовский замок).

После высоких государственных лиц слово знаменательно передалось известному революционному журналисту Глебу Лободенко, который «подчеркнул, что Костюшко - та личность, которая объединила всех белорусов: "У нас так много вещей, которые разъединяют. И вот мы нашли личность, которая объединила нас всех. Я очень рад, что сегодня тут есть разные флаги. Потому что Костюшко - герой всех белорусов и всей Беларуси». Едва ли с этим согласится православная Церковь и всё прорусское большинство белорусов, которых лободенки, как и их герои-шляхтичи, не считают за людей, а вот знает ли А.Г.Лукашенко о том, что его (с его министрами, депутатами, градоначальниками) уже «объединили» вокруг личности Костюшки с коллаборационистами и польско-американскими марионетками?... Как поведал Лободенко, «согласовать проект удалось быстро - всего за три месяца. Для меня это чудо, ибо люди, которые в теме бумажных согласований, предупреждали, что дело может затянуться на три года. Мы же за три месяца решили все вопросы, потому что этого памятника хотели все - и люди, и власти. Все кабинеты, куда я приходил, были открыты. Я был удивлен, насколько тепло и благожелательно, не по-бюрократическому, чиновники на всех уровнях отнеслись к памятнику... Когда бумажная работы была решена, райисполком (Ивацевичевский) оказал огромную организационную помощь... Местный стройтрест сделал всю работу». И как это назвать, если не союз власти и прозападной антироссийской (и антибелорусской) оппозиции? Остается только добавить, что в открытии памятника приняли участие «представители польского, украинского, американского, российского посольств» (почти Нормандский формат). И если торжество идеологической победы первых трех легко понять, то позорное присутствие орлов Сурикова кроме как полным безразличием и идиотизмом назвать не представляется возможным.

Пантелеимон Филиппович

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Пантелеимон Филиппович
Священная макеевская многовекторность неприкасаема
За министром иностранных дел Белоруссии Макеем стоят западные спецслужбы
05.08.2021
И снова Макей…
О прозападной позиции министра иностранных дел Белоруссии, или Почему Лукашенко не отказывается от «игр с дьяволом»
04.08.2021
Итоги белорусского народного сретения
Велика угроза, что приниматься будут только поверхностные и имитационные меры
15.02.2021
Всебелорусское народное собрание в преддверии судьбоносного выбора пути
Часть 3. Остановить антихристианскую литвинизацию самосознания белорусов
11.02.2021
Все статьи Пантелеимон Филиппович
Бывший СССР
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
Великий перелом
Полемические заметки о Сталине и советском прошлом
23.04.2024
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Югославия-Сербия-Россия: исторические взаимосвязи не подвластны времени…
Состоялась презентация книги известного российского исследователя Балкан Елены Бондаревой «Александр I Карагеоргиевич – православный король Югославии»
23.04.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03