В начале февраля на Борисоглебской земле Ярославской области
прошли XVIII Иринарховские чтения. Они стоят в ряду оборонительных
начинаний, когда в дыму официальной русофобии 90-х здоровые национальные
силы поднялись на возрождение русской культуры. У истоков этого
мероприятия стояли Эдуард Володин, Сергей и Лариса Лыкошины, Юрий Юшкин.
А главное - Иринарховские чтения получили благословение Святейшего
Патриарха Алексия II.
Этих подвижников всегда поминает игумен Иоанн (Титов), настоятель
Борисоглебского монастыря, участник и духовный попечитель Иринарховских
чтений.
Бессменный организатор чтений - Владимир Сергеевич Мартышин,
историк и публицист. В начале 90-х он уехал со своей супругой-филологом
в Ярославскую деревню и возродил там сельскую школу. Сегодня в
Ивановской на Лехте школе учится 190 детей. Кроме стандартных
общеобразовательных дисциплин, там преподают авторские программы
«Отечествознание», «Добротолюбие», красноречие, каллиграфию, живопись,
музыку, хореографию, этнографию. Есть даже курсы «Народный календарь и
фенология», «Мир русской деревни», «Русский народ. Основы самосознания».
За последнее десятилетие в село переехали более 400 человек, в том
числе из Москвы и Петербурга.
Иринарховскими чтения названы в память
преподобного Иринарха - одного из последних столпников в Русской
православной церкви. Он провёл в затворе в Борисоглебском монастыре 30
лет, носил вериги в 150 кг и взял на себя молитвенный подвиг спасения
русского народа, когда поляки шли, сжигая на своём пути целые деревни.
От стен Борисоглебского монастыря начиналась битва за Москву.
«Символично,
- отметил в своём выступлении писатель Василий Дворцов, - что на этих
чтениях мы говорим о самых важных вещах. Казалось бы: смиренный
затворник, простой чернец Иринарх, а к нему на поклон приходили
вершители мира того времени. Зачем они приходили? Что их вело? А то же,
что и сейчас. В 1988 г. мы создали в Новосибирске историческое общество
«Память», в 1989 г. родился «Союз духовного возрождения Отечества».
Затем множились ещё союзы, соборы, фронты, партии. Гремели разговоры,
принимались резолюции, бушевали собрания и митинги, но все наши планы
рассыпались. Ничего не доводилось до значимого результата. Казалось бы,
перед творимым с нашей страной мы, патриоты, совершенно беспомощны. Но
это только казалось бы. Ведь, на самом деле, замечательно, что на глазах
нашего поколения все политические, социальные, экономические теории и
прожекты улучшения этого мира чисто человеческими силами рассыпались,
все оказались несостоятельны. Ведь не они творят, не они программируют и
двигают мир. Единственная реальная сила, что двигает мир - это Промысел
Божий. Вот и все наши иллюзии о том, что мы сами возродим государство,
сами создадим общественную справедливость, рухнули, потому что все они -
наш произвол, а не воля Божия.
Иринарховские чтения прошли по
благословению высокопреосвященнейшего Пантелеимона, митрополита
Ярославского и Ростовского и преосвященнейшего Феодора, епископа
Переславского и Угличского и собрали несколько десятков учёных,
писателей, краеведов, педагогов. Живое участие приняли и ученики
Ивановской на Лехте школы. Их хор не раз побеждал на различных
конкурсах. В этот раз с хором на чтениях выступила певица, автор гимна
«Честь имею!» Ольга Дубова.
Тема чтений 2018 г. «Бедность нравов при
богатстве традиций» - весьма актуальна в наше время размывания культуры,
национальных традиций, время социального неустройства. Доктора и
кандидаты наук, словом, мыслящая интеллигенция, говорили о проблемах в
системе образования, о том, что педагог перестал быть детоводителем, о
печальных тенденциях разрушения научной школы. Доктор пед. наук,
профессор ЯГПУ им. К. Ушинского (Ярославль) С.Г. Макеева в своём
выступлении процитировала определение из учебника «Светской этики»:
«Добродетель - середина между эгоизмом и альтруизмом». Открываем словарь
В.И. Даля: «Добродетель - доблесть, всякое похвальное качество души,
деятельное стремление к добру, к избежанию зла». На таком понимании
воспитывались десятки, если не сотни, поколений наших соотечественников.
Какое сегодня может быть единомыслие в обществе, если со школьной
скамьи в молодые головы внедряют путаницу и откровенную подмену?
Однако
каждый из выступавших на чтениях учёных трудится на своём поприще и
делает, судя по результатам, без указки (!) дело государственной
важности. К таким подвижникам, к примеру, относятся сотрудники Института
этнологии и антропологии РАН. Ведущий научный сотрудник Института,
доктор ист. наук О.В. Кириченко, говоря в своём докладе о богатстве
традиций, обозначил проблему того, что в сегодняшней науке весьма рыхлый
и неопределённый понятийный аппарат. И гуманитарная наука во многом
ответственна за то, что о богатстве русской традиции мы или не знаем,
или знаем искажённо. В своей области - этнографии - Олег Викторович с
соратниками работает над тем, в частности, чтобы вернуть понятийную
базу, которая была бы аутентична культуре, что создавалась именно как
православная культура. О.В. Кириченко много занимается изучением
восприятия русским народом слов Евангелия: в богослужении, в языке, в
фольклоре. Учёный напоминает нам, что отношение русских людей к
богатству также формировалось на евангельской основе, и наш народ выбрал
изначально путь праведного богатства. Грехом стяжания, по мнению О.
Кириченко, болели не только отдельные личности, но и целые народы, что
раскроется в полной мере в эсхатологической перспективе.
В виду того
что сегодня стало с русской деревней, очень важно напоминание учёного о
том, что земля всегда была основным материальным богатством для
русского человека! Мы видим сегодня красоту и мощь монастырей, несмотря
на все разорения и ограбления на протяжении веков. Потому что люди всех
сословий тысячу лет украшали монастыри и храмы,прежде чем обустроить
свои дома. «Чем ближе мы к прогрессу, - говорит О.В. Кириченко, - тем
труднее удерживать церковную форму отношения к богатству. От церкви
сегодня требуется не только социальное служение, но привлечение народа к
церковной форме преображения богатства через развитие сложной культуры
поминовения живых и усопших. На этой основе когда-то выросло
этноконфессиональное единение нашего народа, появилось само понятие
«русский народ» и потому до сих пор - это важнейший инструмент
подлинного единения в вере и традиции».
В чтениях принял участие
учитель литературы из Нижегородской области Н.А. Лобастов, автор книг, в
которых на примере русской классики, на героях «прогрессивных»
писателей показывается, как наше общество подготавливалось к тому, чтобы
стать «свободным», чтобы унизительное наше нынешнее существование при
демократии считалось высшим благом. В своём выступлении о проблеме
сохранения традиций в демократическом обществе Н.А. Лобастов
процитировал А.С. Пушкина, писавшего о США: «С изумлением увидели
демократию в её отвратительном цинизме, в её нестерпимом тиранстве. Всё
благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу - подавлено эгоизмом,
страстью к довольству...».
Конституцией РФ утверждено, что человек,
его права и свободы являются высшей ценностью (даже выше религии и
нравственных норм, что абсурдно). На деле же изо дня в день мы видим,
как унижают государствообразующий народ младореформаторы и телевизионные
хохмачи. Как тут не вспомнить слова одного из лучших поэтов конца XX
столетия Владимира Соколова:
Я устал от двадцатого века,
От его окровавленных рек.
И не надо мне прав человека,
Я давно уже не человек...
Такие мысли возникали в унисон выступающим, и надо заметить, работа чтений проходила, как всегда, в единомыслии.
«Вы
будите духовные силы народа», - передал в своём послании участникам
чтений председатель Союза писателей России Валерий Ганичев. И это верно,
ибо учителя и краеведы, писатели и учёные здесь, как по камертону,
сверяются и удерживают необходимое консервативное направление в
педагогике и других гуманитарных областях.
Доктор философ. наук В.И.
Большаков, говоря о причинах революции, отметил, что целая цивилизация
двести лет прожила в состоянии расколотой культуры, когда народ и
интеллигенция существовали параллельно. Он напомнил о подвиге царской
семьи, о том, что православный царь держал нерв развития русской
цивилизации. Говоря о сегодняшнем дне, В.И. Большаков верно отметил: «Мы
осиротели за минувший год, потому что ушли архимандрит Кирилл, художник
Илья Глазунов, академик Игорь Шафаревич». Особенно молодёжь, по его
наблюдениям как преподавателя, пребывает ныне в растерянности без
духовных и нравственных лидеров.
Невозможно перечислить всех
выступавших. Значительны доклады ярославских краеведов, хранителей
музеев, бесценных коллекций древних икон, коими славится Ярославская
земля. Но одно имя исследователя истории родного края всё же назову -
это доктор ист. наук Марасанова Виктория Михайловна.
Из московских
гостей надо отметить в кандидата филолог. наук Анастасии Черновой. В её
выступлении прозвучал призыв учёных молодого поколения к современной
науке, которая должна расширять понимание об отечественном фольклоре как
области, сформировавшей народный характер.
Иринарховские чтения
освещают историю России в самых различных областях, в том числе и в
отечественной медицине. Кандидат мед. наук, доцент кафедры общей
врачебной практики Первого Московского государственного медицинского
университета имени И.М. Сеченова МЗ РФ Андрей Геннадьевич Резе рассказал
о создателе московской терапевтической школы Григории Антоновиче
Захарьине (1829-1898). Дореволюционная медицина ассоциируется у нас с
именем создателя петербургской терапевтической школы С.П. Боткина -
идеолога прогресса и либерализма. О Захарьине - создателе московской
терапевтической школы - мы почти ничего не знаем, потому что он был
«ретроградом и консерватором».
Г.А. Захарьин передавал свои гонорары
за чтение лекций (1200 рублей в год) малоимущим больным,
низкооплачиваемому персоналу клиник и студентам. На его деньги
содержалась сельская амбулатория (7000 рублей ежегодно), из его средств
оплачивалось заграничное обучение талантливых студентов, 500 тысяч
рублей он оставил на устройство церковно-приходских школ в Пензенской и
Саратовской губерниях. «Есть что-то мистическое в том, что учёный,
предлагающий принять идеалистическую точку зрения, всегда будет
считаться ретроградом, и наоборот, чем более исследователь декларирует
радикальный материализм и отвергает роль субъективной оценки (по сути,
наличие души), тем с большим удовольствием такого «материалиста» будут
называть прогрессивным», - говорит А.Г. Резе.
Уже в советское время
один из основоположников отечественной кардиологии, автор работ по
различным проблемам внутренней медицины, клиники инфекционных болезней,
курортологии, рентгенологии, биохимии Д.Д. Плетнёв, будучи учеником
Остроумова и через него Захарьина, продолжил развитие московской
терапевтической школы. Его пациентами в разное время были Ленин,
Крупская, академик Павлов. Это Плетнёву принадлежит весомый вклад в
развитие психосоматической медицины, изучающей взаимовлияние душевных и
телесных процессов... 13 июня 1937 г. Д.Д. Плетнёв был арестован, а 8
сентября 1941 г. расстрелян по обвинению в антисоветской агитации.
Поразительно, как бездумно необходимых стране людей делали лагерной
пылью!
Тему образования в глобальном и эсхатологическом аспекте
затронул в своём докладе кандидат ист. наук, преподаватель кафедры
истории церкви ист. факультета МГУ им. М.В. Ломоносова А.Г. Зоитакис.
Говоря о европейских просветителях, выступавших против православных
традиционалистов, учёный рассмотрел споры о нравственности, образовании и
предании церкви в XVIII - начале XX вв., которые привели к нынешним
проблемам постхристианской Европы. Афанасий Зоитакис заключает словами
выдающегося богослова, нашего современника Амфилохия Радовича:
«Процветание внешнего прогресса нашей технократической цивилизации
сопровождается всё большим нравственным увяданием, бесчувствием».
Завершая
заметы об Иринарховских чтениях нынешнего года, хотелось бы привести
мысль одного из участников - иерея Сергея Карамышева, настоятеля храма
Святой Троицы в пос. Каменники Рыбинской епархии о том, что XXI век
ставит перед человечеством всеобъемлющую задачу возрождения,
восстановления предания, связи поколений. В своём выступлении он выразил
опасение, что возрождая традиции, нам открывается лёгкий, но ложный
путь их имитации, когда «живая жизнь подменяется произвольно вырванным
из исторического контекста разрозненным этнографическим материалом».
Священник уверен: «Чтобы противостоять развращению нравов и разрушению
живого предания путем искусственной имитации последнего, необходимы
живая вера и живая связь с Создателем. В этом - стержень сопротивления
всепоглощающему хаосу».
Иринарховские чтения задают тон не только
региональным, но и столичным мероприятиям, целью которых должно стать
сохранение отечественной научной школы, изучение истории и осмысление
того, в каком нравственном и культурном состоянии пребываем мы сами.
Ирина УШАКОВА