Россия в новой военной реальности

Новости Москвы  Санкции против России  SWIFT в России  Санкции Запада и ответ России 
0
647
Время на чтение 10 минут

День Российской Армии всегда является поводом для того, чтобы оценить не только состояние российских вооруженных сил, но и в целом военно-силовые процессы в мире, и сделать определенные выводы о том, насколько российское военное строительство и практика применения соответствует долгосрочным трендам, определяемым в первую очередь экономическими обстоятельствами.

Последние пять лет наглядно продемонстрировали взаимосвязь между военно-силовыми возможностями государства и его способностью обеспечивать свои интересы в ходе, несомненно, идущего глобального геополитического и геоэкономического переустройства, которое претерпевает глобальная политическая и экономическая система. Из атрибута престижа и влияния государства, который в целом как бы необходим, но явно не является критическим, военная сила в разных проявлениях становится инструментом не только политики, но и экономики, дополняя «мягкую силу».

Лозунг «российской военной угрозы» на фоне целого ряда эффективных военно-силовых действий Москвы на мировой арене сыграл роль катализатора ускорения развития военно-силовых структур ключевых стран мира. И не только как инструмент оправдания наращивания военных расходов крупнейших государств и ограничения ставшей избыточной и экономически нефундированной информационной свободы.

Фактор российской военной угрозы стал идеологическим цементом, который смог консолидировать те глобальные коалиции, которые в настоящее время обозначились в мире. Центральная роль идеологического компонента говорит о разнонаправленности экономических интересов ключевых групп внутри сформировавшихся коалиций и наличия у них значимых противоречий.

Но в целом источники нынешнего всплеска интереса к военно-силовой тематике лежат вне пределов только отношений крупнейших стран Запада с Россией и отражают более сложный спектр экономических и геополитических реальностей.

Активность ключевых стран мира в военно-силовой сфере существенным образом сдерживает глобальную экономическую активность. Напротив, активность в плане логистически критических территорий остается на сравнительно высоком уровне, которые пока оказываются более важными, нежели ресурсы как таковые. Но на текущее развитие экономики военно-силовые факторы оказывают сравнительно малое влияние, показателем чего является ситуация на Ближнем Востоке.

Несмотря на наличие очагов сразу нескольких вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке с потенциально высоким риском вовлечения в них крупнейших держав и создания угрозы важных логических коридоров, цены на нефть больше зависят от состояния американской сланцевой нефтедобычи, нежели от военно-силовой ситуации в крупнейшем нефтедобывающем регионе.

В современной мировой экономике военно-силовые события, включая эскалацию вооруженных конфликтов, если она не переходит определенные рамки, рассматриваются как естественные и не требующие какой-то значимой реакции рынков. И это – принципиальное отличие сегодняшнего положение дел и от 1990-х годов, и даже от 1980-х годов, периода завершения холодной войны.

Глобальное экономическое и инвестиционное пространство до известной степени адаптировалось к неизбежности значимых военно-силовых потрясений как контекста и, видимо, создало условия дальнейшего развития и подстройки под новые технологические и логистические возможности. И воспринимает как дестабилизирующие только те ситуации и события, которые далеко выходят за «предельные рамки» развития системы и грозят дестабилизации региональных рынков в целом. Принципы глобальной экономической взаимозависимости начинают демонстрировать неуниверсальность и требуют переосмысления.

Ключевые страны мира действуют более-менее в одном ключе, развивая арсенал применения военной силы примерно по одним из тем же векторам, вне зависимости от того, насколько у них сильны несиловые инструменты влияния. Развиваются средства обеспечения безусловной безопасности на национальном уровне (ядерное оружие на стратегических и субстратегических носителях и соответствующие системы управления), а также оборонительные системы, которые минимизируют вероятность первого обезоруживающего удара, приводящего к переводу военных действий в сценарий известной нам по 1990-м и 2000-м годам «колониальной войны», когда коалиция под предводительством США громит изолированного противника фактически в одностороннем асимметричном конфликте с использованием наиболее высокотехнологичных вооружений.

Исключение составляет Европейский Союз, создающий подобие общеевропейской армии, наднациональный командно-силовой инструмент. «Единая армия» призвана обеспечить ЕС минимальные гарантии безопасности в условиях стратегической неясности относительно реального статуса обязательств США и слабоконтролируемого нарастания числа вызовов безопасности Европы, которые лежат ниже уровня обычной войны, то есть ниже уровня применения взаимных обязательств в рамках НАТО. Но проект преследует и цели дополнительной консолидации европейцев в условиях относительного ослабления экономического динамизма и усиления влияния евробюрократии.

Структура вновь анонсированных крупнейшими странами оборонных программ свидетельствует о характере вызовов, которые они рассматривают в качестве ключевых как минимум в среднесрочной перспективе. Это прежде всего локальные и региональные войны с высокой степенью интернационализации, которые осуществляются как в гибридном, так и в классическом формате и которые несут значительные риски эскалации и прямой конфронтации крупных в военном отношении государств, что побуждают крупнейшие государства возвращаться к вопросу о роли ядерного оружия в современном мире. Подобное и продемонстрировали США, анонсировав новую ядерную стратегию, выдержанную в духе допустимости ограниченной ядерной войны.

Если проанализировать последние действия крупнейших военных держав – США, Китая, Великобритании, Японии и, с определенной спецификой, России, то картина грядущих перемен в военно-силовом плане укладывается в целом в признание неизбежности локальных и даже региональных войны при минимизации угрозы «большой» войны. Понятно стремление ключевых государств мира создавать инструменты боевого применения вооруженных сил, а значит, и сдерживания эскалации локальных конфликтов до уровня региональных. Ибо локальный конфликт, то есть силовой передел власти и ресурсов в пределах одной, максимум, двух стран, считается допустимым. Расширение конфронтации до масштабов региона рассматривается как опасное и экономически нецелесообразное (что подтверждает недавняя реакция на обострение ирано-израильских отношений), а возникновение прямой военной угрозы крупнейшим государствам рассматривается как недопустимое.

Так развивалась военно-политическая ситуация в конце XIX века, в 1930-е года XX века, в 1960-1970-е годы XX века, когда прямое столкновение крупнейших держав мира считалось слишком опасным для выживания системы в целом, что не предотвращало не только «войны сателлитов», но и интервенции ведущих военных держав мира в «серую зону» гарантий безопасности чужого союзника. Например, вторжение Китая во Вьетнам в 1979 г. Всплески периферийных «ограниченных» войн происходили накануне решительной перестройки системы политических и особенно экономических отношений: перехода ключевых стран мира к индустриальному империализму, начало демонтажа британской финансово-промышленной империи и стабилизационного периода «холодной войны».

Налицо, во-первых, признание ключевыми странами мира временности сегодняшней конфигурации системы глобальной политики и экономики, а, во-вторых, свидетельство преимущественно экономической подоплеки нынешнего всплеска военного активизма ключевых держав мира. Это объясняет и многовекторность развития военно-силового потенциала ключевых государств, и включение в него разнородных элементов – от ядерного оружия до частных военных компаний (ЧВК), что придает при правильном балансе операционную гибкость применения военной силы.

Возросшая роль ЧВК в военно-силовых конфликтах, особенно в военно-силовых конфликтах, определяется целым рядом факторов, в том числе задачами позитивного управления определенным сегментом человеческого потенциала, который оказывается в ряде случаев вне системы рыночной экономики. Это отражает объективно возрастающую роль корпораций: и классических частных ТНК, и окологосударственных субъектов. Но сейчас ЧВК действуют преимущественно не в конкуренции с официальными силовыми структурами, а параллельно им. Хотя со временем положение может и измениться.

С военно-политической точки зрения эта тенденция однозначно соответствует стремлению повысить порог прямого вмешательства на уровне государства в вооруженные конфликты, сохраняя такой качественный уровень ресурсной обеспеченности дружественных сил, который принципиально недостижим в традиционной модели «войн союзников» (proxy warfare), что и доказали силовые столкновения вокруг Сирии и Ирака.

Гибридность современных войн является следствием экономических факторов: перевод государственной системы любого государства, не исключая КНР, из режима «повседневности», как правило, позволяющего вести одну локальную войну, в режим «предмобилизации», нацеленности на ведение региональной войны или конфликта более высокого порядка, оказывается слишком дорог для экономики, поскольку вызывает прерывание инвестиционных процессов. Куда проще и дешевле формировать и поддерживать постоянно действующие и высокомобильные средства усиления структурирования практически любых дружественных местных сил, которые к тому же гарантируют их подконтрольность.

Операционная гибридность – способность того или иного государства управлять интенсивностью применения военно-силовых инструментов и соразмерностью задействованного потенциала поставленным задачам и затронутым интересам при явной цели минимизации задействуемого потенциала и особенно потенциала, непосредственно связанного с государством.

Гибридность современных вооруженных конфликтов не является чем-то особенным и исключительным. Это – естественная черта тех конфликтов, которые в основе своей имеют не столько интересы выживания той или иной страны или ее элиты, сколько политические, а еще чаще экономические интересы.

Россия смогла получить некоторую «фору», начав выстраивание военно-силового потенциала нового типа на 4-5 лет раньше других государств и получив время «обкатать» его в периферийных военно-силовых ситуациях различного типа. Что не снимает с повестки дня целый ряд значимых и болезненных проблем с точки зрения развития военно-силового потенциала России, в том числе связанного с ошибками в развитии инвестиционных программ ВПК и в целом инвестиционных проектов оборонной отрасли.

Настораживает отставание по ряду компонентов потенциала проецирования влияния на море, отсутствие крупносерийного выпуска классов боевых кораблей, необходимых для участия в операциях по военно-силовой стабилизации в ресурсно-ценных регионах мира. Сокращает потенциал экономически осмысленного проецирования силы сложная ситуация с разработкой среднего военно-транспортного самолета. Эти и другие проблемы связаны, в том числе, с принятием в свое время ошибочных решений о «расшивке» технологических отношений с украинскими оборонными предприятиями.

Восстановление роли России как активного участника передела экономического влияния в мире происходит в период кризиса универсальной институциональности, сформировавшейся после окончания «холодной войны». И Москва не может опираться на свои позиции в этих институтах как на некую политическую «страховку» для обеспечения минимального учета российских интересов, что, например, происходило в годы «холодной войны». Иными словами, ситуация в мире не дает России, несмотря на ее потенциал, гарантий для получения достойного уровня присутствия в мировой экономике и политике, который будет формироваться ситуативно. Глобальная экономика и политика вступают в, вероятно, длительный период «игр с нулевой суммой» в политике и особенно экономике. И гарантией от попадания в ситуацию «нулевой суммы» является только наличие эффективных военно-политических и военно-силовых инструментов.

Российская экономическая политика ближайшего времени может быть только внешнеполитически активной, иными словами, устойчивое развитие экономики и получение доступа к инвестициям не может быть достигнуто только в узконациональных рамках без подключения к системе глобальных «рент». Объективно типом глобализированной ренты, к которому Россия сейчас может подключиться легче всего, является рента в сфере услуг по предоставлению безопасности в различных форматах. И востребованность этих услуг будет объективно расти. В том числе в контексте давно стоящего перед Россией и ее бизнес-элитой вопроса о переходе к парадигме внешнеэкономической деятельности по модели «Экспорт 3.0».

«Экспорт 3.0» – дальнейшее развитие принципов присутствия на ключевых внешних рынках, отражающее переход от экспорта промышленных технологий и производств («Экспорт 2.0») к освоению соответствующих рынков через доминирование в технологических и финансово-инвестиционных стандартах, коммуникациях и логистике. На этой основе создаются – в том числе инвесторами из других стран – экономические активы, возникают условия для взимания дополнительной «организационной ренты». Для России парадигма «Экспорт 3.0» с учетом всех экономических обстоятельств является ключевым направлением развития присутствия на внешних рынках и ускорения экономического роста.

Полноценная реализация этого подхода невозможна вне комплексного присутствия на значимых внешних рынках, что сейчас вряд ли достижимо без политических и военно-силовых инструментов.

Россия подошла к рубежу системного переформатирования своей социально-экономической, а как следствие, и политической структуры одновременно с возникновением выраженной потребности в переформатировании собственной элиты и ее отношений с государством. Этот двойной вызов является сложным, но одновременно формирует базу для конструктивного взаимодействия.

Сегодня российская элита в целом не является готовой к полноценному участию в переформатировании глобального экономико-инвестиционного пространства. Но и возвратиться к прежнему формату взаимодействия с мировой экономической и политической элитой не удастся даже в условиях полной капитуляции. Еще более маловероятен возврат к прежнему уровню и моделям включенности в глобальные инвестиционные потоки. Получение достойного статуса в мировой экономике для российского бизнеса начинает определяться способностью России как государства эффективно интегрироваться в систему глобальных рент, создающих инвестиционный потенциал.

Российская элита может и должна оставаться глобальной, а не национально замкнутой, но только при условии освоения нового операционного пространства, связанного с активным применением военно-силовых инструментов для достижения экономических целей, причем с использованием различных доступных ресурсов и инструментов. Это достижимо только при условии выстраивания понятных и прозрачных как минимум в долгосрочной перспективе частно-государственных векторов во внешней политике, которые бы предполагали «соинвестирование» во внешнеполитические и внешнеэкономические проекты и деятельность на внешних рынках в условиях единой общегосударственной стратегии.

Это, к слову, могло бы стать одной из основ нового элитного консенсуса.

Дмитрий Евстафьев - профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Евстафьев
Все статьи Дмитрий Евстафьев
Новости Москвы
Все статьи темы
Санкции против России
Разгром Запада
Наш ответ на решение конгресса США
22.04.2024
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Известные политические деятели прокомментировали принятый Конгрессом законопроект о выделении Украине $61 млрд
22.04.2024
Вместе с Китаем идти к научно-технологическому прорыву
Эксперты «Партии дела» связывают низкую активность на рынках капитала Китая с внутренней политикой страны
18.04.2024
Шольц передал Си тайное послание Запада Путину?
Известные эксперты об итогах визита канцлера Германии в Китай
17.04.2024
Через пять лет Евросоюза не будет: О конфискации
российских активов и вторичных санкциях
12.04.2024
Все статьи темы
SWIFT в России
«Наконец-то вспомнили о валютных клирингах»
В условиях санкционной войны Россия ищет способы обхода тех запретов, которые коллективный Запад установил в отношении расчетов по внешней торговле
26.08.2022
«Мы собираемся просто развиваться»
По словам Владимира Путина, импортозамещение – не панацея от всех бед
26.05.2022
«Намерены кардинально повысить долю расчётов в национальных валютах в системе внешней торговли»
По словам Владимира Путина, отказ от ненадёжных, скомпрометировавших себя валют и юрисдикций – стратегическая задача с точки зрения финансовой, экономической безопасности нашей страны
14.04.2022
США хотят добиться дефолта России по внешним обязательствам
Если это произойдёт, то иностранным эмитентам долговых бумаг можно не выполнять своих обязательств перед российскими банками
14.04.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:33
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:12
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44