Русская культурная контрреволюция

0
489
Время на чтение 5 минут

Вначале новости. Отечественный кинопрокат рвёт художественная мелодрама «Лёд» режиссёра Олега Трофима из Ненецкого автономного округа. По предварительным оценкам, фильм с бюджетом в 120-130 млн рублей в первые выходные соберёт примерно 500 миллионов.

Что для нас интересно в данной картине. Во-первых, это совершенно аполитичная история о том, как нормальные отечественные люди, не являющиеся ни столичными журналистами, ни кулхакерами, ни крутыми гениальными бизнес-менедрежами, собственными сверхусилиями, кровью, потом и жилами добывают себе нормальное заслуженное счастье.

Во-вторых, интересно то, что это дебютная картина режиссёра, у которого в анамнезе, насколько можно судить - только рекламные ролики. Причём режиссёра совсем из глубинки, не причастного вельможным творческим кланам и династиям.

В-третьих - это уже второе подряд стопроцентное попадание отечественной картины точно в зрителя (после двухмиллиардного «Движения вверх»). И точно так же, как и в случае с предшественником, попадание это обеспечено прицелом в массовую и как бы безмолвную аудиторию, которая существовала всегда - но последние лет примерно двадцать пять игнорировалась практически поголовно творческим сословием.

Всякий знакомый с российским кинопроизводством знает, что до сих пор уже на уровне сценариев (если отсечь «ответы на патриотический госзаказ», как его представляют себе творцы - то есть чудовищный вымученный тупорылый лоялизм с кричалками) подавляющее большинство предлагаемых к воплощению произведений составляют объекты, наполненные огненным отрицанием Родины как явления. В последние пару лет, под гнётом тяжкого и активно нелюбимого всеми В. Мединского, это отрицание начали упаковывать в как-бы-социалку и как-бы-жизненную-философию, но сам по себе негодующий запал остаётся нетронутым.

В связи с этим есть основания поговорить о двух вещах. Первая: почему в России как нигде, пожалуй, среди развитых стран имеет распространение традиция категорической и искренней оппозиции «национальной культуры» собственной же национальной цивилизации. В том смысле, что деятели отечественной культуры как маркер-опознаватель включают друг дружке неприятие российской государственности, общества, истории, народа и всего перечисленного вместе.

И вторая более важная: почему сейчас, на наших глазах, эта схема начала ломаться.

Насчёт истоков вечного фрондёрства российской культуры против русской цивилизации имеется целый ряд версий. Например, что российская культура позаимствовала свой чёрно-белый взгляд на мир у инфантильной крестьянской общины и до сих пор не может от него избавиться.

Однако есть основания предложить другую версию - несколько более «социальную».

Штука вся в том, что в России в силу географических, исторических и климатических обстоятельств культура до сих пор практически не бывала дикорастущей: она всегда организовывалась и культивировалась, потому что суровые обстоятельства требовали именно поддержки. Это началось ещё во времена, когда культуру насаждали царскими указами, и продолжилось даже в двадцать первом столетии.

Приведём нарочито грубый пример. Если в каких-нибудь США для того, чтобы собрать крутую рок-группу «Вымершие тезаурусы», юному творцу необходимо всего лишь взять отцовскую электрогитару (ну или купить на распродаже за пару десятков долларов) и спуститься с одноклассниками в чей-нибудь гараж на выбор - то в России, в силу отсутствия толстого слоя отцовских электрогитар и отапливаемых гаражей, даже такой низовой вариант культурного самовыражения традиционно требует организации, внешних ресурсов и/или обращения к властям. То есть необходимо искать студию или выпрашивать у администрации школы актовый зал, или просить инструменты у дома культуры, и так далее.

В силу этих материально-климатических ограничений российская культура является, так сказать, от природы зависимой. А значит - те, кого специально организовали и отобрали культуру производить, автоматически начинают чувствовать себя отдельным сословием, родом избранным и в тяжёлых случаях даже царственным священством.

Что любопытно. Усилия советской эпохи по культурному развитию граждан, создавшие по всей стране сеть соответствующих учреждений, в конечном итоге парадоксальным образом послужили не демократизации, а напротив - усиленному обособлению культурного сословия. Оно стало лишь сильнее ощущать себя избранным, сорганизованным и отобранным. И - в условиях многолетнего спонсорства со стороны государства - просто не могло не усвоить вместо условной «взрослой» картины мира инфантильную.

Стоит учесть, что русская интеллигенция и сто лет назад, согласно философу Франку, имела из-за своей осознаваемой избранности ярковыраженные подростковые черты. Процитируем знаменитый нагон из «Вех»: «Если можно было бы одним словом охарактеризовать умонастроение нашей интеллигенции, нунжо было бы назвать его морализмом. Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые».

Этот «морализм» - то есть инфантильное отрицание всего, что представляется испорченным чернотой, и столь же инфантильное некритичное доверие ко всему, что призывно мигает и светится - не был уничтожен в советскую эпоху, но даже укрепился.

А в эпоху пост-советскую, когда всем было нехорошо и потомственные кланы советских ещё творцов судорожно приватизировали культуру (а вернее, доступ к истончавшим государственным кормушкам «на культуру») - диктат капризных, мнящих себя избранными, апеллирующих к высшим ценностям и не отвечающих ни за что культур-моралистов стал практически безраздельным.

...И тут мы подходим к самому интересному.

Ситуация - и это очевидно - начала меняться в последние годы.

И произошло это отнюдь не только из-за того, что сменился министр культуры и пришёл человек с некими государственническими ценностями.

Как представляется - основную роль тут сыграло возникновение наконец-то того самого «демократичного культурного слоя», который не нуждается во внешней организации и в принципе не принадлежит к окопавшимся у госбюджета кланам. Некто ставит перед собой камеру, говорит в неё и получает свою миллионную аудиторию. Другой нарезает с помощью недорогих программ клип про котлетки с пюрешкой и получает сорокамиллионную. Третий - не снявший практически ни одного фильма и не получивший ни от кого ни рубля - бросает в интернет призыв помочь снять фильм про 28 панфиловцев, и русский интернет откликается.

И в итоге - всего через несколько лет - мы видим совершенно новый расклад. Сегодня масс-культурная индустрия, четверть века ориентировавшаяся на фрондирующие культур-кланы избранных, поскольку именно возле них концентрировалось пресловутое «казённое бабло» - начинает оглядываться на пласт «внесословных творцов». А также - за маячащую за ними реальную русскую публику.

Это не может не радовать.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Мараховский
Все статьи Виктор Мараховский
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03