Фото Ольги Беляковой |
Ольга Алексеевна Саввина, доктор
педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой математики и
методики её преподавания Елецкого государственного университета имени
Ивана Алексеевича Бунина, член Объединения православных учёных, лауреат
областной премии имени Николая Геннадиевича Басова за 2017 год
Много сил доктор педагогических наук Ольга Саввина отдаёт изучению и популяризации наследия в сфере образования и науки Липецкого края. Она - автор публикаций «Выдающиеся математики Липецкой области», «Учёный, учитель, личность - Сергей Алексеевич Чаплыгин», «Истинный педагог - Василий Фёдорович Гузняев», «История Елецкой мужской гимназии. Люди и факты»...
Ольга Алексеевна Саввина - член диссертационного совета ЕГУ, входит в редакционный совет ведущих рецензируемых научных журналов, с 2016 года под её руководством проходит олимпиада «На перекрёстках наук» для школьников Липецкой и Орловской областей.
Наша беседа с лауреатом премии Басова состоялась в одной из аудиторий кафедры математики и методики её преподавания Елецкого государственного университета, которой Ольга Алексеевна как раз и заведует. Время каникулярное, студентов в коридорах не слышно, у нас было время поговорить.
- Возвращение памяти, в том числе и об учёных, родившихся на нашей, Липецкой, земле... Почему вам стала так интересна реконструкция? Почему вы столько много времени уделяете педагогическому, математическому краеведению?- Изучение своего прошлого - мой жизненный принцип. Конечно, я помню слова Александра Сергеевича Пушкина: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно». Если мы с вами откроем Евангелие, то оно начинается именно с родословной Христа. Не подсказка ли это нам, православным? Причём изучать нужно не только личное прошлое, но и родословную народа, научной мысли, университета, кафедры, историю жизни своих предшественников.
На сегодняшний день восстановлены родословные русских учёных, создавших московскую философско-математическую школу, российских педагогов-математиков, потрудившихся на славу отечественного просвещения, учителей, служивших в Елецкой гимназии, деканов физико-математического факультета Елецкого педагогического института - нынешнего университета, математиков Липецкой земли, священников Покровского храма Ельца. Составлено и моё фамильное древо - я коренная ельчанка, предки были однодворцами.
Имя Сергея Алексеевича Чаплыгина хорошо известно всем - в нашей области в память о нём назван целый город. На кафедре висит его портрет, причём не подписанный. Это своего рода тест, пропуск на занятия по истории математики для студентов - земляка они должны идентифицировать сразу.
Забытые имена - Любовь Николаевна Запольская (первая женщина-магистр математики в России, уровнем не ниже Софьи Васильевны Ковалевской), Константин Николаевич Рашевский, Александр Сергеевич Бутягин - ректор МГУ и Иван Андреевич Калинников - ректор Императорского Московского технического училища (ныне МГТУ имени Баумана), профессор Военно-воздушной академии. И Бутягин, и Калинников - выпускники маленькой Елецкой мужской гимназии, впоследствии возглавившие ведущие вузы нашей страны. Сейчас мы со студентами пытаемся найти их учителей.
Собираю я материал и для книги о Николае Геннадиевиче Басове. Также меня заинтересовала судьба Трофима Ильича Поподько - ректора Липецкого педагогического института в пятидесятые годы прошлого века.
- Вы обмолвились, что часть премии потратите на сборник «Елецкие подвижники». К математике, как я понимаю, это не имеет отношения?- Это имеет отношение ко всем нам. Сегодня уже многое известно и о Бунине, и о Пришвине, и о Розанове. Читают их произведения, знакомятся с биографиями. А вот о подвижниках елецкой земли почти ничего не известно. Они же были тихими, скромными людьми, не желавшими афишировать свои имена. Но для нас, для молодёжи, ради просвещения нужно о них рассказывать и вспоминать...
Даже если вернуться к математикам, то портретов русских учёных вплоть до девятнадцатого века и не встретишь, а вот западные учёные мужи известны нам «в лицо». Скромность, труд, служение Отечеству - вот что было главным для российских учёных и подвижников. Поэтому мне кажется очень важным рассказать о людях, так много сделавших для нашей духовности. В мае планируем провести в Ельце Всероссийскую конференцию «Подвижники елецкой земли в истории России» и попытаемся реанимировать имена духовных подвижников, благотворителей, устроителей елецких храмов, о которых также ничего неизвестно до сего времени.
Мы знаем, конечно, о Заусайловых, Стаховичах, Ростовцевых, Хренниковых. Но было и немало других жертвователей, оставшихся в тени. Главное - пробудить интерес ельчан к своему прошлому. Ведь удивительно, что не все наши студенты знают, что у них есть «личная», своя, родная покровительница - Елецкая икона Божией Матери. Именно к ней нужно обращаться, на неё уповать, когда возникают трудности в учёбе, в жизни.
- Вернёмся всё-таки к тому, за что вы получили премию Басова. Вы приложили руку к тому, чтобы выявить особенности обучения математики в отечественной школе, высшей и средней. Что это за особенности?
- Российская система образования отличается от западной. Правда, последние несколько лет нам пытаются привить иной подход к обучению. Но своё ни в коем случае нельзя забывать. Наше главное отличие - в систематическом курсе преподавания математики. Он построен на дедуктивной, то есть доказательной основе. Конечно, есть истины, аксиомы, не нуждающиеся в нашем доказательстве. Но всё остальное нужно обязательно доказать каждому.
Науке математике - две с половиной тысячи лет! Сначала она была практической: измерили и сделали вывод. Но если монету дважды подбросить и она дважды упадёт решкой вверх - это не означает, что так будет всегда. Поэтому индуктивный, то есть опытный путь не всегда верен. А вот доказательный к ошибке не приведёт. Считается, что математика как наука родилась в шестом веке до нашей эры, когда появилось доказательство. Им-то она и отличается от физики, химии, где опыт очень важен. Раньше мы не очень ценили советские систематические курсы изучения алгебры, геометрии. Но все мы, прошедшие советскую школу, обладаем логическим мышлением.
На западе, кроме Франции, обучение построено на практической основе. Утверждения не доказываются, а иллюстрируются. Например, на доске рисуют две перекрещенные прямые. В нашей системе доказывается равенство вертикальных углов, а там просто предлагают посмотреть и согласиться с утверждением. Конечно, проще увидеть и согласиться. А вдруг это обман зрения? Помните утверждение Козьмы Пруткова о надписи на клетке со львом?
- А почему вы считаете, что практикоориентированное образование - это плохо? Ведь европейская школа дала самых выдающихся учёных-математиков?
- Во Франции в приоритете тот же дедуктивный курс. Не поверите, но и в Америке метод дедукции преподаётся... в элитарных учебных заведениях. Для остальных - индукция. И в двадцатом веке, когда наступила эпоха всеобщего образования в нашей стране, отечественные учёные сделали столько открытий, что уже нельзя говорить, мол, Запад мы не догоним. В некоторых отраслях мы ещё и далеко впереди. Ведь среди обладателей Филдсовской премии много наших соотечественников, пусть и бывших.
Чтобы получить одного олимпийского чемпиона, в стране следует развивать массовый спорт. Так же и с одарёнными детьми - необходимо создавать условия, чтобы таланты проявлялись. Был такой учёный с мировым именем, создатель московской математической школы Николай Николаевич Лузин. Так вот в гимназии (а он учился до революции) математика ему никак не давалась, пока он не встретил студента Томского политехнического института, который обнаружил и развил у мальчика способность к самостоятельному решению сложных задач и страсть к этому занятию. Так вырос выдающийся математик.
- А что сегодня? Мы всё чаще слышим о пользе подготовки узких специалистов...
- Обучение доказательствам требует и от ученика, и от учителя сосредоточенности и внимания. Это очень сложно сделать с нынешним клиповым мышлением. У современного человека работают только три процента мозга, тогда как наши предки использовали его на десять и больше процентов.
- Приборы вроде бы и облегчают нашу жизнь, но нас самих делают тупее. Парадокс!
- К сожалению, сегодня всё больше обращаются к западной модели образования, даже в экзамены добавляются практикоориентированные задачи, на что и заточены нынешние репетиторы. Легко сказать: мой ребёнок не способен к математике! Нужно потрудиться. Проверенный факт: когда на уроке в первый раз доказывают теорему, то её понимают десять процентов учеников. Но к концу курса её не понимают всего десять процентов школьников. Всё и всем сразу понятно не становится. Сначала родители жалеют своих отпрысков, не погружая в математику, затем учебники упрощаются, изобилуют картинками. А визуальный ряд убивает. Главное и в математике - символ, слово! Ведь математический символ, например, цифра, изобретался тысячелетие. А теперь... Привлечение анимации отупляет ребёнка. Нужно, чтобы включались логические цепочки, только тогда мозг работает. Обезьяны тоже умеют манипулировать изображениями. А человеку дано слово.
- А что вы, православный учёный, вкладываете в понятие доказательства?
- Сейчас наука вошла в период постмодернизма, её последователи выдвигают идеи множества истин или отсутствия истины вообще и бессмысленности её поиска. А классическая наука всё же предполагает поиск истины. Для православных людей истина - это Христос. Задача - приблизиться к ней. Математика способна нам в этом помочь. Здесь нет разных точек зрения на один и тот же объект, а значит, легче добиться правды. Говорят: где два юриста, там три мнения. В философии множество определений у одного и того же понятия. А в математике дважды два - четыре. Тут легче исключить ложь, увидеть её. Вот этим ещё полезна математика для человека православного мировоззрения... В России всегда во главу угла ставили воспитание благочестивого христианина, трудолюбивого человека, о прогрессе думали меньше. Пётр Первый поставил перед отечественным образованием иные задачи.
- А вам не кажется, что во всём нужна мера. Сейчас нередко раздаются голоса радикалов, мол, не нужны русским детям гаджеты и компьютеры, они развращают. Но если мы затормозим, не сумеем правильно договориться со временем и научно-техническим прогрессом, то опять свалимся назад. Ведь развитие не остановишь. Плохи не гаджеты, а мы - не умеющие объяснить их пользу и вред. Главное, показать детям другую, духовную сторону жизни, её важность...
- Конечно, важны акценты. Но, на мой взгляд, на первое место нужно поставить приоритеты духовные. А насчёт значимости практической стороны мы немного введены в заблуждение. Большинство преподавателей информатики - математики, получившие хорошую, фундаментальную базу логического мышления. Современным детям порой и вовсе пользоваться компьютером или телефоном учиться не нужно - они словно рождаются с этим умением. Родитель боится что-то сломать, у него есть опыт. А ребёнок ничего не боится и, не зная брода, идёт в воду. И это очень плохо.
Кстати, многие разработчики известных компьютерных программ запрещают своим детям играть в компьютер до пятнадцати лет. Их малыши лепят, рисуют, разрабатывают мелкую моторику - иначе мозг не разовьёшь. А наши с рождения сажают детей перед монитором - не плачет, и хорошо.
- Вы входите в Объединение православных учёных. Уместно ли разъединять людей науки по религиозному признаку?
- Мы не разъединяем. Наоборот, в Объединение входят люди одинакового не только вероисповедания, но и мировоззрения. Почему бы нам этого не делать? Ведь есть православные врачи, например. Зачем свечу ставить под кровать? Свеча нужна для того, чтобы освещать всё вокруг. Православие - это наши корни. И нам не надо прятать и скрывать своё мировоззрение. Мы проповедуем евангельские ценности.
- Премия Басова о чём вам говорит?
- О Божьей милости. Премия - заслуга многих людей, помогавших мне. Я благодарна администрации Липецкой области за то, что увековечили имя великого учёного. Благодарна за поддержку нынешнему ректору нашего вуза Евгении Николаевне Герасимовой и бывшему ректору Валерию Петровичу Кузовлеву за создание условий для научной работы.
- Я думаю, что у нас ещё будет
много поводов для встреч. За нынешний разговор благодарю и поздравляю от
имени всей редакции и наших читателей с присуждением вам премии имени
Николая Геннадиевича Басова.