Русский человек осознал наконец, что в России до сих пор не создано
национальное государство, в котором все было бы устроено по совести, по
справедливости, чтобы оно радело за народ, а не за тех, кто живет по
свинскому принципу, сформулированному Дж. Оруэллом в его романе «Скотный
двор»: «...все животные (в нашем случае - люди. - В.Б.) равны, но
некоторые более равны, чем другие». Увы, этот принцип стал
основополагающим в «демократической» России. С этим мы встречаемся
ежедневно в министерствах, в судах и ведомствах, на дорогах, где авто с
«мигалками» и «крякалками» носятся, не соблюдая никаких правил,
безнаказанно сбивая пешеходов даже на «зебре». Словом - везде и все
время.
Согласно опросам, большинство россиян считают, что жизнь в
России продолжит ухудшаться. Исследования Института социологии РАН
показывают, что 59% населения России - бедняки. Средний класс в стране,
определяемый по европейским методикам, - всего 6-8% (см. Российское
общество как оно есть. М.: Новый хронограф, 2011). 80% населения России
живут в бедности, а около 20% - в полной нищете. Несомненно,
депрессивным фактором служит и то, что в массе успешных людей в
современной России коренные русские в процентном отношении составляют
меньшинство.
Русские люди всегда слыли патриотами. «Хороша страна Болгария, а
Россия - лучше всех!» - распевали у нас в советские времена. Сейчас,
согласно исследованию социологов «Левада-центра», каждый пятый россиянин
хотел бы уехать за границу на постоянное место жительства. 45% россиян
не могут с уверенностью говорить о своем будущем и даже не берутся
оценить, что с ними случится в ближайшие месяцы. В ходе опроса
«Левада-центра» о желании эмигрировать заявили 19% респондентов.
Практически каждый пятый россиян хотел бы уехать на постоянное место
жительства за границу: за лучшими условиями жизни - 44% респондентов;
28% - чтобы обеспечить детям «достойное и надежное будущее», а еще 17% -
чтобы защититься от «произвола властей и чиновников».
Чем же вызван такой упадок патриотизма, несмотря на его активную
пропаганду сластями и российскими СМИ? Прежде всего тем, что после
распада Советского Союза русскому народу как титульной нации отказали не
только в праве жить в достойных человека условиях, но и в его
основополагающем праве - сформировать собственное национальное
государство. Когда я упомянул об этом в телепередаче К. Затулина «Дело
принципа», он спросил меня: «А разве недостаточно того, что в РФ русский
язык признан государственным?» Нет, господа, недостаточно! Вот,
например, английский язык считается государственным не только в
Великобритании, но и в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, на
островах Фиджи и на многих других островах бывшей Британской империи, но
нации там разные.
С развалом СССР для русского человека жизненно важным делом стало
даже не «возрождение Империи», о которой так тоскуют наши
«государственники», сколько прежде всего возвращение к основам русской
цивилизации, к православной вере, к традициям и обычаям русского народа,
к добротолюбию и соборности, т.е. к «русской идее», ко всему тому, что
последовательно уничтожала советская власть.
Но и новая власть не ударила палец о палец, чтобы укрепить
Русский мир. В самой России исконно русские поселения были обречены на
вымирание и опустошение в результате разгона колхозов и совхозов,
отсутствия коммуникаций, реквизиции пахотных и других
сельскохозяйственных земель под коттеджные поселки и коммерческие
центры. Вряд ли найдется на земле народ, который бы позволил себя столь
безропотно уничтожать. Долготерпение русского народа вошло в пословицу,
но оно не раз оборачивалось для него бедой. Тем не менее сопротивление
сословному и культурному геноциду русских было и во времена советской
власти, хотя и жестоко подавлялось. Ядовитыми газами усмирял
крестьянские восстания будущий «красный» маршал Тухачевский на заре
советской власти. Из автоматов расстреливали взбунтовавшихся рабочих в
Новочеркасске в 1962 году.
Казалось бы, с падением коммунистического режима русское
возрождение получило свой исторический шанс. Этому объективно
способствовала и радикальная перемена статуса русского народа. В ходе
дебатов о его статусе в РФ исследователи и публицисты ссылались нередко
на опыт Российской Империи. До 1917 года ни один серьезный ученый или
государственный деятель не выделял основные ветви русского народа -
украинцев и белорусов - в отдельные нации. Такое разделение - итог
идеологии и практики сначала «ленинской гвардии», а затем либералов.
Когда слово «русский» употреблялось в Российской Империи, все прекрасно
понимали, о ком идет речь (при том, что никому даже в голову не
приходило выискивать или, наоборот, скрывать татарских, польских или
немецких бабушек). Самосознание русского народа, увы, трагически
трансформировалось за годы советской власти, при которой его постоянно
заставляли «платить» за невесть какие грехи отцов и дедов, якобы
угнетавших малые народы. Из русского менталитета практически ушла
сопричастность державности, ослабла вера, а с ней и ушла ответственность
за весь православный мир. За такую обработку русского народа
«пестицидами интернационализма» советской власти и компартии пришлось
заплатить собственной гибелью, как в свое время монархии Романовых. А
Путин пишет, что «попытки проповедовать идеи построения русского
«национального», моноэтнического государства противоречат всей нашей
тысячелетней истории. Более того, это кратчайший путь к уничтожению
русского народа и русской государственности. Да и любой дееспособной,
суверенной государственности на нашей земле». Ну точно по курсу
марксизма-ленинизма, который преподавали Путину в Академии КГБ! Что ж,
надо называть вещи своими именами. Вы, батенька, если и националист, то
неправильный, а скорее - большевик-интернационалист ленинского призыва!
Советская национальная политика, как и национальная политика
царского самодержавия, по-настоящему не состоялась, потому что объектом и
субъектом этой политики не стала русская нация. Русский народ в массе
своей не рассматривал страну как свое национальное государство, но все
же поднялся на защиту Советского Союза от нашествия Гитлера, который
хотел раздробить нашу страну на 20 марионеточных государств, а
большинство русского населения планировал уничтожить за Уралом в
гигантских лагерях смерти.
Но вот на защиту советской власти и целостности СССР он так и не
поднялся в 1991 г., хотя и выступил против его распада на референдуме.
Будет ли защищать он от балканизации Российскую Федерацию, если в один
несчастный день очередной Горбачев объявит о ее расформировании на
национальные автономии? Ограничусь постановкой этого вопроса. Только
жизнь даст на него реальный ответ. Но уже сейчас мы можем сделать из
уроков нашей истории объективный вывод: забота рядового русского
человека о своей державе должна быть подкреплена как морально, так
политически и экономически заботой о нем со стороны государства. А в РФ
русский человек этого подкрепления не имеет. Совершенно справедливо
пишет Г. Марклинская: «Чтобы сыграть роль государствообразующего народа,
русские должны иметь соответствующую по численности долю национального
богатства, остальные народы также свою долю, соотносимую с численностью и
степенью их трудового вклада. Казалось бы, просто... Вместо этого мы
наблюдаем ситуацию, когда русским в своей стране, где они составляют
более 80% населения, не принадлежит почти ничего, и почти то же самое
можно сказать о большинстве нерусских народов - бедность и безработица
населения национальных окраин Российской Федерации выглядят вопиющими».
Глубокое противоречие между русской нацией и государством в
нынешней Российской Федерации сохраняется. Согласно разработанной с
участием Р.Г. Абдуллатипова Концепции государственной национальной
политики Российской Федерации признается, что «межнациональные отношения
в стране во многом будут определяться национальным самочувствием
русского народа, являющегося опорой российской государственности». А
ведь надо было бы сказать не «опорой», а «становым хребтом». Историк и
православный публицист Владимир Махнач (автор книги «Империя для
русских. Как построить «Русский мир». М.: Алгоритм, 2015) использовал
термин «стержневой этнос» для характеристики роли русского народа в
России. В РФ у государства, увы, нет такого понимания. Его национальная
политика в новых условиях должна быть направлена прежде всего на
возрождение культуры и традиций, самосознания, патриотизма русского
народа. А она, как показали многочисленные правительственные госсоветы
2000-2011 гг. и последние совещания госчиновников, посвященные
национальному вопросу, по-прежнему строится на ленинских заветах образца
1923 г., а поэтому и русский народ по-прежнему бесправен и угнетен. И
тех, кто выступает за его законные права, сплошь и рядом объявляют
«экстремистами», обвиняют в «разжигании национальной розни». От этого
«самочувствие» русского народа, прямо скажем, неважное.
«Россия, - как говорили классики, - может быть только
государством русского народа, или ее не будет вовсе» (см.: Соловей В. Д.
Русская история: новое прочтение. М., 2005. С. 312; Соловей Т., Соловей
В. Апология русского национализма: Невозможно строить демократическое
государство и нацию без национализма // Политический класс. 2006. № 23).
Попытки законодательным путем закрепить за русским народом
статус государствообразующего народа предпринимались не раз после
развала СССР. Так, еще в октябре 2006 года Комитет Госдумы по делам
национальностей утверждал концепцию законопроекта «Об основах
государственной политики в сфере национальных отношений в РФ». В
первоначальном тексте законопроекта (ст. 16), подготовленном группой
депутатов фракции «Единая Россия», говорилось: «...русский народ
признается государствообразующим народом, самоопределившимся на всей
территории РФ», а органы госвласти всех уровней «обязаны учитывать
потребности и интересы русского народа». Однако в конечном итоге понятие
«государствообразующая нация» было изъято, как и следующее положение об
обязанностях госвластей. Вместо этого записали, что русский народ
составляет «этническую, социальную, языковую и культурную основу РФ», а
статья, ранее полностью посвященная русским, стала называться
«Государственные гарантии равноправия народов РФ». В конечном счете
документ так и не был принят ни в первоначальном, ни в исправленном
виде. Это крайне характерно для понимания состояния умов народных
избранников и ориентации в том, кто на них влияет.
Дискуссии по этому жизненно важному для русского народа вопросу
не прекращаются. Есть немало разумных проектов конституционного
оформления его государствообразующего статуса не формальности ради, не в
целях лишения гражданских прав других народов России, а для
самоутверждения русского человека, поддержания его духовного и
нравственного здоровья, укрепления в нем веры в самого себя, в будущее
русской нации и Русского национального государства. Такой статус -
наилучшее средство поддержать в русском народе желание жить, чтобы он не
закончил свой уникальный исторический путь коллективным самоубийством с
помощью наркотиков, самогона и ядовитой паленки. Но главное - русские,
получив реальное законодательное подтверждение того, что они хозяева в
своем доме, в своем национальном государстве, сами взялись бы всерьез за
его укрепление и оздоровление. Тогда и вечный вопрос о создании
нормального, а не манипулируемого гражданского общества в России,
решился бы сам собой. И все это пошло бы на пользу и малым народам
России.
Если русские излечатся, наконец, от своей аномии (этот термин -
переведу - означает нежелание жить), они создадут такое мощное и
свободное национальное государство, стать гражданином которого,
действительно, будут мечтать многие. В. Махнач писал в связи с этим: «А
что, если Россия опять вернется к имперским амбициям? Я бы ответил так:
если она вернется к имперскому сознанию, то честь ей и хвала, а если
только к амбициям - тогда плохо».
Один из наиболее детально разработанных проектов давно назревшего
закона о русском национальном государстве был опубликован еще в 2001 г.
Согласно тому проекту Россия в соответствии с международными
стандартами объявлялась мононациональной страной, а русский народ -
государствообразующим народом. Понятие «русская нация» приравнивалось к
понятию «русский народ». Авторы проекта по-своему использовали китайское
понятие «хуацяо». Так обозначаются зарубежные китайцы, которые тем не
менее признаются частью китайской нации. В проекте 2001 г. исходили из
того, что русскую нацию (народ) составляют русские, являющиеся
гражданами России, и русские, не являющиеся гражданами России, постоянно
или временно проживающие за границей, как имеющие иностранное
гражданство, так и лица без гражданства. Проект признавал разделенное
состояние русской нации (народа) (ст. 6) и факт геноцида русских,
который должен быть подвергнут историческому расследованию (ст. 13). Ст.
12 квалифицирует русофобию как преступление против государства и
требует преследование ее в уголовном порядке. Важным положением проекта
является ст. 14: «Русский народ как государствообразующий должен иметь
во всех органах государственной власти и органах местного самоуправления
Российской Федерации квоты, соответствующие его удельному весу в
составе населения соответствующей административно-территориальной
единицы» (см.: Национальная газета. 2001. №№ 4-5).
Конечно, редакция такого закона - дело не отдельных личностей и
политиков, а предмет национального референдума. Вот там бы и выяснилось:
готов ли русский народ взять на себя новые конституционные обязанности и
новую историческую роль в Русском национальном государстве? Конечно,
для этого необходим полный и радикальный пересмотр решений, законов и
подзаконных актов, принятых ранее в интересах узкого (и нередко
нерусского) меньшинства, прежде всего законодательства о земле и
природных ресурсах. Давно назрел пересмотр законодательства о
гражданстве с запретом лицам с двойным гражданством находиться на
государственной службе и одновременно с признанием гражданами России
всех лиц, русских по происхождению (в том числе по их желанию и
свободному волеизъявлению всех, кто мог бы считаться «коренными
русскими» в Российской Империи). Потребуется и жесткое законодательство о
миграции - в интересах коренных народов, живущих на территории РФ.
Нужны новые законы о культурной автономии и местном самоуправлении в
любых формах (советы, церковные общины, сельские управы, казачий круг и
т.д.), законы о сохранении местных обычаев, местных промыслов и т.д. И
многое другое. В том, что касается уголовного законодательства, то и оно
должно быть пересмотрено с учетом национальных интересов русского
народа.
Увы, такой подход в российских верхах не разделяют. Взгляд на
«единую общность», высказанный Путиным несколько лет назад, мало
изменился. Да и его напарник по правящему «тандему» Дмитрий Медведев
тоже, видимо, разделяет его взгляд на русский народ и говорит о себе: «Я
- россиянин», а не «Я - русский». Хотя в церковь по праздникам и к
своим духовникам оба члена тандема ходят исправно. Неужели склонность и
того и другого к ленинской национальной политике объясняется некими
высшими государственными интересами?