«О Мой верный раб, Микола, обойди ты русский край...»

19 декабря - день святителя и чудотворца Николая.  В преддверии этого праздника 400 лет назад из польского плена вернулся образ Николы Можайского, один из самых почитаемых на Руси ...

... Говорит Господь с престола,
Приоткрыв окно за рай:
«О Мой верный раб, Микола,
Обойди ты русский край.

Защити там в чёрных бедах
Скорбью вытерзанный люд.
Помолись с ним о победах
И за нищий их уют».

...На престоле светит зорче
В алых ризах кроткий Спас;
«Миколае-чудотворце
Помолись Ему за нас»...
Сергей Есенин.Микола.1913 - 1914

11 декабря 1618 года в старинном селе Деулино близ Сергиева Посада между Россией и Речью Посполитой было подписано перемирие. Это событие завершило 14-летний период польской интервенции на Русской земле.

Весть о Деулинском перемирии была встречена жителями России с ликованием. Смутное время осталось позади.  Заживлению нанесённых нашему Отечеству ран помогал и вернувшийся из польского плена образ Николы Можайского.

Как же появился именно здесь, на Можайском рубеже близ Москвы, этот образ? Был ли он явлен по Промыслу Божиему? Или вырезан на деревянной доске искусным мастером? Летописных свидетельств до наших дней не дошло. Не раз в своей истории Можайск выгорал дотла. 

Известно лишь, что во время нашествия монголо-татар, когда враги осадили Можайск и у горожан уже не было сил обороняться, произошло чудесное знамение. 

На небе явился святитель Николай. Был он грозен ликом, одной рукой держал сверкающий меч, в другой - как бы град «Можаеск». Устрашённые небесным видением, враги бежали. Можайск - западные врата Московского княжества - был спасён. И в дальнейшем святитель Николай неоднократно помогал можайцам...

Было время, когда древний Можайск называли не иначе как «Священный город русских». Исследователи отмечают, что ни один из центров Святой Руси так не называли: ни Киев, ни Новгород, ни Владимир, ни Москву...

Удивительное дело, но в Можайск не допускали иноверцев. Причем, исключений не делали даже для вельможных особ.

Священным этот город стал после явления здесь в начале XV века образа святителя Николая, названного в народе Николой Можайским. 

*     *     *

Канонический образ cвятителя Николая Мирликийского с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой известен каждому верующему человеку. Этому привычному образу христиане Востока и Запада поклонялись почти тысячу лет.

А в небольшом Можайске образ обрёл новую символику: меч и град. Редкая на Руси икона, где вместо изображения святителя была скульптура с такими символами, стала предметом гордости можайцев. 

В Можайск стекались паломники, чтобы прикоснуться к святыне и получить исцеление от болезней. К иконе несли дары и князья, и простые люди. Сокровищница при храме пополнялась постоянно, драгоценности продавали, а деньги тратили на строительство и милостыню. 

Сами великие князья и цари Московские ездили на богомолье в Можайск, на поклонение этому Чудотворному образу угодника Николая. Так, в 1546 году отправился сюда Великий князь Иоанн IV Грозный один, а в 1564 году с царицей Марией, сыном Иоанном, князем Владимиром Андреевичем и митрополитом Афанасием. В 1592 году был на поклонении Чудотворцу и Феодор Иоаннович. 

В 1603 году на молении у Николы Можайского был Борис Годунов со всем семейством; в 1648 году царь Алексей Михайлович «праздновал Николе Чудотворцу в Можайску». 

О глубоком уважении Петра Великого к этому образу и, может быть, о его личном посещении Можайска свидетельствует местное предание, что именно по его распоряжению до революции выдавалось из Можайского уездного казначейства ежегодно по 6 рублей 81 копейке на свечи и просфоры в Никольский собор. 

Неоднократно у святителя бывали святейшие патриархи Филарет, Никон, Иоаким, Адриан. 

Именно благодаря массовому паломничеству этот небольшой городок превратился в крупнейший православный центр. Уже в XVI веке здесь было 16 монастырей, 75 храмов.

*     *     *

Двести лет набегов на Можайск не было. Новое разорение постигло город в Смутное время. Перед отступлением поляки и литовцы сожгли почти весь Можайск, включая многочисленные монастыри и храмы, предварительно разграбленные. Большая часть монахов, священнослужителей, жителей города была перебита. Исчезли целые улицы и переулки посада. Тогда же были разграблены и сожжены дворы царя, царицы, патриарха. Поляки унесли с собой общерусскую святыню, образ Николы Можайского.

Смутное время

Зимой 1617 года к восстановленной крепости подошёл, на пути в Москву, польский королевич Владислав с войсками. Долгие восемь месяцев он пытался взять твердыню, но напрасно. Тогда он поставил на Брыкиной горе всю свою артиллерию и в бессильной злобе многодневной канонадой стёр с лица земли остатки города. 

«В 1613 году св. Николу увезли в Польшу, - пишет известный современный исследователь, автор книг об истории Можайска, академик архитектуры Геннадий Мокеев, - и он пропал там невесть где. Но после этого произошли ещё большие чудеса. Именно с момента «пленения» святыни по всей Русской земле распространился «боевой» образ Меченосца. Это не были «копии» с него, а его местные оригинальные «реплики» (здесь секрет их чрезвычайного своеобразия, уникальности каждого образца). Во многих городах и весях, по храмам и монастырям св. Николы как бы «вооружились и дружно подняли обнажённые мечи», всем своим символическим видом призывая и благословляя русский народ на очищение православной Руси от «поганой литвы и поляков», от католического нашествия (католики до сих нор не могут этого простить св. Николе Чудотворцу)». 

После возвращения в 1618 году образа Николы Можайского этот город, где он был явлен, снова два столетия сохранял свою независимость.

Геннадий Мокеев убеждён, что «Смутное время и пленение св. Николы Можайского явились причиной широкого распространения его образа по всей Русской земле».

*     *     *

Святой Николай исстари считался защитником и покровителем москвичей. В XVI-ХVII веках он представал уже в виде Меченосца Можайского на Никольских воротах Московского Кремля. 

«На вторых воротах (Кремля) снаружи, - писал в середине XVII века Павел Алеппский, - образ  святого Николая, который держит в правой руке обнажённый меч, а в левой - этот город, ибо он избавил его от злобы неверного Тамерлана». 

«Здесь, - считает Г. Мокеев, - видна «перекличка Никол» в столице и на Можайском рубеже! Однако ещё с XIV века Москва считалась Домом Пресвятой Богородицы. Поэтому св. Никола уже вместе с Богородицей в 1395 году сказался причастным к чуду спасения столицы от страшного Тимура, который, как известно, шёл с войском к Москве, но неожиданно развернулся перед русской границей и ушёл обратно на юг громить Тохтамыша. 

Никольские ворота

А ведь каменные Никольские ворота были построены ещё в 1367 году в Кремле Дмитрия Донского. Через столетие в 1462 и 1465 гг. зодчий и скульптор Василий Ермелин изготовил для главных Фроловских (Спасских) ворот горельефы св. воинов Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Очевидно тогда же в 1468 году скульптор изготовил и горельеф св. Николы Можайского для Никольских ворот. Образцом для горельефа послужил можайский образ, находившийся тогда ещё на крепостных воротах Можайска. Г.К. Вагнер вообще считал, что можайский св. Никола послужил образцом для резных скульптур св. Георгия и Дмитрия на Фроловских воротах Кремля: «Мы видим здесь повторение того, что несколькими десятилетиями раньше имело место в Можайске. Там - Никола с мечём, здесь - Георгий и Дмитрий Солунский с копьями». 

В 1491 году Никольскую башню Кремля возвели заново «не по старой основе». Но образ можайского Меченосца был, очевидно, перенесён на новые ворота». 

Кстати, в честь освобождения столицы в 1612 году от поляков к 1636 году возвели Казанский собор. В нём был помещён список с резного образа Николы Можайского, что был на Никольских воротах Кремля. 

*     *     *

И вот в России произошла революция 1917-го. Во время уличных боёв и осады Кремля икона Николы Можайского на Никольской башне серьёзно пострадала. Святитель, лик которого не был задет пулями и осколками снарядов, утратил в этом бою с безумцами левую руку, держащую храм, но по-прежнему стоял с простёртым вверх мечом. Эти трагические события, по Промыслу Божиему, принесли в иконопись новый символический образ - Николы Раненого, что изображал изрешеченную осколками святыню.

1917 год

На первое официальное празднование Первомая в 1918-м новые власти распорядились, по свидетельству очевидцев, закрыть кумачом фасад Никольской башни. И вдруг во время демонстрации полотно, словно разрубленное острым лезвием, разорвалось, что ошеломило всех присутствующих. Между тем ткань была прочная, а погода - безветренная.

Спустя несколько дней, 9 мая 1918 года (по ст.ст.), в день святителя Николая, многие жители Москвы и Подмосковья протестовали на Красной площади против большевистской власти, уже начавшей красный террор. Перед иконой Николы Можайского на Никольских воротах происходил всеобщий молебен о спасении России. 

*     *     *

Прошли годы. Образ Николы Можайского - по-прежнему один из самых любимых и почитаемых  как в России, так и в храмах Русской Православной Церкви за рубежом.

Но вернёмся в Можайск, откуда явился к нам этот дивный образ. Вот уже 10 лет в Ново-Никольском соборе Можайского Кремля находится ковчежец с частицей мощей святителя Николая и фрагментом деревянного ковчега, в котором мощи перевозили из города Миры Ликийские в Бари в 1087 году.  Эти святыни доставлены в Можайск из Бари в апреле 2008 года.

А вместо чудотворного образа Николы Можайского, который с 1938 года хранится в Третьяковской галерее как «образец древнерусского средневекового искусства», прихожане и паломники могут поклониться его копии, столь же почитаемой здесь как святыня

Прихожанин

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Николай Головкин:
Славословить Бога в вечности
К дню памяти преподобного Иосифа (Литовкина), старца Оптинского
17.10.2019
Не стыдись обнажать струпы твои духовному наставнику
К дню памяти преподобного Илариона (Пономарева), старца Оптинского
01.10.2019
«Радуйтеся, Веро, Надеждо и Любы, купно с Софиею, материю вашею премудрою...»
30 сентября Православная церковь отмечает «Малую Пасху» - день памяти удивительной святой семьи
29.09.2019
Дар молитвы за весь мир
К дню памяти преподобноисповедника Севастиана Карагандинского (1884-1966), ученика преподобных Иосифа[1] и Нектария[2], старцев Оптинских
24.09.2019
Все статьи автора