«Диктатура площади»: Армения готовится к выборам

0
296
Время на чтение 8 минут

Выступление Никола Пашиняна 17 августа на многотысячном митинге в центре Еревана большей частью было посвящено вопросам продолжения борьбы со «старым режимом» закавказской республики. Свою речь вождь «бархатной революции» приурочил к 100-дневному рубежу его пребывания во главе правительства, к которому Армения подошла в двойственном состоянии. С одной стороны, новый армянский лидер укрепил собственные позиции во власти, собрав в сердце республики то количество граждан, которое подтвердило его доминирование на общественно-политическом поле. С другой - митинговый лексикон Пашиняна не оставляет сомнений в дальнейшем обострении внутриполитической ситуации. Никогда прежде в целом стабильная изнутри страна не сталкивалась со столь частым использованием таких понятий, как «гражданская война» и «контрреволюция». Дабы не допустить и то, и другое премьер-министр Армении настроен продолжить борьбу с пережитками отмирающего политического режима, к чему он не раз, прямо или косвенно, призывал граждан в минувшую пятницу. Другой вопрос, что заявления премьера о недопустимости внутренних политических катаклизмов пока явно диссонируют с его действиями, больше напоминающими «сведение счётов», чем честную борьбу исключительно политическим инструментарием.

Пашинян становится своеобразным «диктатором с площади», который при каждой серьёзной необходимости пытается опереться на глас народа. В заключительной части своей «100-дневной речи» он обратился к вопросу дальнейших действий правительства на пути к созданию максимально благоприятных для него политико-правовых условий перед внеочередными выборами. Армянский лидер намерен инициировать внесение изменений в Конституцию страны, которые расширят основания для требуемого перед выборами роспуска парламента. Отправной точкой к этому, по задумке Пашиняна и его команды, должно стать дополнение Основного закона положением о самороспуске Национального собрания республики. Нынешний глава правительства не желает идти к внеочередным выборам путём собственной отставки. У него есть мандат народа, коего нет у нынешнего формального большинства в законодательном органе страны. Поэтому, следуя логике вождя «бархатной революции», процесс отречения от власти и последующей избирательной кампании должен быть запущен именно со стороны не отвечающего политическим реалиям парламента.

У Пашиняна был и остаётся «резервный вариант» принуждения неугодного ему парламента к самороспуску. Статья 89 Конституции Армении требует наличие «стабильного большинства» в законодательном органе. В дополнение к этому ст. 102 Основного закона отсылает к «правомочности» заседаний парламента, которая может быть обеспечена только при условии кворума. В 105-местном Национальном собрании (НС) он достижим 53 голосами депутатов. После недавней череды выходов из фракции бывшей Республиканской партии Армении (РПА) в её распоряжении остаётся ровно 50 депутатских кресел. Коллективный отказ от мандатов всех парламентариев вне фракции РПА мог бы поставить республиканцев и весь парламент в целом перед фактом неминуемого сложения полномочий. Однако, как можно понять, у Пашиняна большие сомнения не только в отношении прозрачности планов РПА в случае его отставки с премьерского поста, которыми он поделился на главной армянской площади 17 августа. На сегодня у него нет гарантий одновременного сложения мандатов со стороны парламентских сил, поддержавших «бархатную революцию». Это фракции «Царукян» (партия «Процветаюшая Армения», ППА) и «Дашнакцутюн» (АРФД), располагающие соответственно 31 и 7 мандатами в НС. Тем более у Пашиняна нет уверенности в отношении отщепенцев РПА, покинувших республиканскую фракцию после его прихода к власти и образовавших группу «независимых депутатов» (8 парламентариев). Другими словами, лидер революции испытывает недоверие и к ППА, и к АРФД, подозревает их в возможном сговоре с РПА за его спиной. Пусть степень этого недоверия и не сопоставима с тем, что имеет место по отношению к РПА, но его наличие легко просматривается.

Возможно, свою роль в отказе от пути коллективного сложения мандатов в качестве трамплина к внеочередным выборам сыграли соображения «100-дневного премьера» по поводу того, что в таком случае ему и его партии «Гражданский договор» придётся идти на некие предвыборные согласования с другими силами в нынешнем составе парламента. Команда Пашиняна может ставить резонный вопрос: «зачем нам это надо»? Ведь с помощью «диктата площади» можно запустить иной процесс, избежав уступок и предоставления «квот» ситуативным партнёрам, если придётся их упрашивать в вопросе коллективного сложения мандатов.

В соответствии с ч. 2 ст. 202 Конституции для внесения изменений в ст. 92 Основного закона, регулирующей основания для проведения внеочередных выборов, референдум не требуется. А значит конституционные новшества могут быть инициированы в сравнительно сжатые сроки и при достаточно легко достижимых для новой власти условиях. Для этого необходимо заручиться поддержкой «как минимум одной четверти от общего числа депутатов, правительства или 150 тысяч граждан, обладающих избирательным правом». Другой вопрос, что принимать изменение в Конституцию должен действующий созыв парламента, для чего необходимо большинство в две трети его списочного состава - 70 голосов. При всём желании фракция Пашиняна «Елк» («Выход») и её партнёры такое большинство не добирают. Ставка, видимо, делается на то же «принуждение площадью», воспротивиться которому рассыпающаяся на глазах РПА не решится.

Пашинян стремится сохранить революционный тонус электората до внеочередных парламентских выборов. 17 августа он подтвердил решительный настрой своего правительства добиться проведения выборов до мая следующего года, как об этом говорится в программе действующего кабинета министров. Важным промежуточным этапом до всеобщей избирательной кампании станут выборы в законодательное собрание Еревана, запланированные на 23 сентября. По их итогам многое прояснится, более рельефно обозначатся предпочтения граждан и потенциал каждой политической силы, претендующей на часть власти в условиях «новой Армении». Но уже сейчас можно зафиксировать несколько электоральных моментов, которые, с нашей точки зрения, не претерпят особых изменений в промежутке между окончанием столичных и подготовкой к парламентским выборам.

Партия «Гражданский договор» (ГД) идёт на столичные выборы в самостоятельном режиме, вне блока «Елк» с её ближайшими партнёрами в парламенте: партии «Просвещённая Армения» и «Республика». Даже в таком усечённом виде, согласно последним соцопросам и объективным экспертным оценкам, ГД может рассчитывать на победу на внеочередных выборов с набором голосов значительно выше 50%. Электоральный рейтинг ГД в настоящее время находится в диапазоне 55-60%. Таким образом, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, она в одиночку может уверенно претендовать на формирование «стабильного большинства» в новом созыве парламента (требование ст. 89 Конституции). Партнёры Пашиняна из «Просвещённой Армении» и «Республики» имеют хорошие шансы на 10-15% голосов. В случае необходимости, к примеру, для достижения большинства в две трети депутатского корпуса, ГД может легко блокироваться с двумя наиболее близкими ей политическими объединениями.

Рейтинг «Процветающей Армении» крупного предпринимателя Гагика Царукяна представляется несколько переоценённым многими комментаторами. Ему прочат львиную долю всех голосов, остающихся вне «зоны охвата» нынешнего блока «Елк». Это примерно 20% голосов, хотя некоторые эксперты завышают рейтинг ППА до 30% и даже выше.

«Дашнакцутюн» балансирует у привычной для этой партии 5-процентной отметки, необходимой для преодоления барьера в парламент. Вблизи «проходного балла» в НС находится и рейтинг РПА с той лишь разницей, что шансы АРФД для взятия барьера в настоящее время существенно выше, чем у бывшей правящей партии.

Вместе с запросом на внеочередные выборы, на проведение которых настаивает более 60% граждан Армении с правом голоса, присутствует и значительный общественный заказ на новые лица и партии в ходе предстоящей избирательной кампании.

На дистанцию столичных выборов в сентябре, до которых остаётся ровно месяц, по объективным и другим причинам не смогут выйти потенциальные участники парламентской гонки. Среди таковых можно отметить, прежде всего, представителей группы «Сасна Црер» («Сасунские храбрецы»), которые в июле 2016 года захватили полк патрульно-постовой службы в Ереване, а после прихода к власти Пашиняна постепенно выходят на свободу, и условный центр «контрреволюционных сил» во главе с бывшим президентом Армении Робертом Кочаряном.

Местные социологи утверждают, что порядка 30% избирателей республики желают видеть участниками будущих парламентских выборов новые политические объединения и готовы за них голосовать. Сложно сказать, имеются ли при этом в виду «Сасна Црер», ещё не созданная партия Кочаряна или другие альянсы. Но можно с уверенностью предположить, что эти 30% олицетворяют собой примерно ту часть армянского электората, которая сейчас и в обозримой перспективе будет определяться со своими политическими предпочтениями.

За неопределившегося избирателя развернётся борьба, в первую очередь, между ГД и ППА. Неучастие «Сасна Црер» в выборах или отсутствие с их стороны поддержки какой-либо другой политической силы позволит партии Пашиняна привлечь на свою сторону этот спектр «радикально» настроенного электората. В свою очередь, маловероятный, но всё же возможный отказ экс-президента Кочаряна от политической борьбы уплотнит предвыборные позиции ППА, к созданию которой бывший армянский лидер в своё время приложил руку. Отсюда интересы ГД и его основных соперников на предстоящих выборах совпадают в вопросе нежелания видеть на избирательной дистанции объединителя контрреволюционных сил. Под флаги Кочаряна могут встать группы, в настоящее время входящие и в ППА, и в АРФД, а также в другие объединения без серьёзных шансов на прохождение в парламент. Вплоть до РПА, на обломках которой второй президент Армении уже предпринимает первые шаги по выстраиванию достаточно сильного противовеса ГД и всем сторонникам «бархатной революции».

Появление до мая следующего года новых партий с претензиями на создание отдельных парламентских фракций в целом отвечает интересам Пашиняна и его команды. Мозаичность политического поля в большей степени осложнит жизнь конкурентам ГД, чем самой де-факто партии власти. Она практически полностью олицетворяется с первым лицом парламентской республики, её электоральный костяк, наращенный на относительно небольшом отрезке времени весной 2018 года, по всем признакам должен сохраниться без существенных количественных изменений (в пределах указанных выше 55-60%) до мая 2019-го. Конечно, если не будет неких форс-мажорных развитий на внутриполитическом поле Армении и в зоне карабахского конфликта.

Если заказу трети армянского избирателя на политическую новизну суждено реализоваться, то это произойдёт за счёт сужения электоральной базы у той же ППА, что полностью удовлетворяет Пашиняна. Между тем, для него главным вызовом представляется не само появление «новичков» и количество таковых на предвыборной дистанции, а их возможная нацеленность на политический реванш. Поэтому ГД и лично её лидер будут решать две взаимосвязанные задачи: обеспечение уверенной победы с существенным отрывом от ближайшего преследователя (на сегодняшний день - это ППА) и максимальное затруднение Кочаряну возвращение в большую политику.

Закавказская редакция EADaily

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21