Это место с богатой историей, где, как обычно на Руси, перемежаются грани физической и духовной борьбы. Одни краеведы связывают происхождение название села Холки с речкой Холок, другие указывают на форму горного кряжа, идущего по правому берегу Оскола и достигающего здесь наибольшей высоты. Высокие меловые холмы с определенного ракурса напоминают гривы коней, скачущих на восток. Сама природа создала почти готовую нерукотворную крепость, и сегодня единый высокий отрог сохраняет рвы и другие следы располагавшегося здесь укрепления. Раскопки и исследования культурного слоя на месте городища Холки помогли обнаружить множество изделий из железа и керамики домонгольского периода, позволяющих вести его происхождение от VIII века. Два выявленных периода сооружения внешних деревянных укреплений Холковского городища полностью относятся к древнерусскому времени. На середину X столетия уже выпадают восточные походы князя Святослава; после крушения Хазарского каганата Русь начала устанавливать контроль над южными торговыми путями, что обусловливало наличие такого укрепленного поселения. Далее Холковское городище было известно как пограничная крепость Черниговского княжества, которая помнит, как сын Владимира Мономаха князь Ярополк ходил в завоевательные походы, совершил известное по летописи пленение ясов и женился на необычайно красивой дочери ясского князя Елене. Уже после нашествия монголов началось опустошение, и благодатный черноземный край превратился в Дикое поле, где хозяйничали кочевники и разбойники; в состоянии перманентной жестокой схватки за жизнь ориентировались разве что казаки. Постепенное возвращение контроля над Белогорьем выразилось в сооружении Белгородской засечной черты - одной из ключевых оборонительных линий, сочетавших укрепления из лесных завалов, частоколов и надолбов, земляных валов и рвов, которые защищали территории Русского государства от конницы ногайцев, крымских татар и других наследников Золотой орды.
Там, где множились остроги, а крепости разрастались в города, одновременно развивалась и иноческая жизнь. Уникальный Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь впервые упоминается в документах 1620 года, хотя точной даты его основания не сохранилось. Основателями православной обители, обустроенной прямо в меловых пещерах холкинских холмов, принято считать старца-строителя Герасима и черного попа Геласия. За ними потянулись и другие подвижники, решившиеся поселиться в крошечных кельях с высеченными в стене лежанками, освещенных в течение суток лишь лучиной или свечой. В подземном монастыре всегда темно и холодно: даже летом температура не поднимается выше 8 градусов. Но эти условия устраивали тех, кто выбрал аскезу и усердную молитву в уединении на окраине Государства Российского. В Государственном архиве древних актов хранится храмозданная грамота патриарха Московского и всея Руси Филарета о сооружении и освящении церкви Николая Чудотворца на территории городища. В последующие годы обитель обустраивалась, переживала набеги татар и разорения, обороняясь силами донских казаков. Царь Михаил Федорович своим указом выделил для хозяйственных нужд монастыря земли, а Алексей Михайлович лично посещал Холковский монастырь и поощрял его развитие. Однако в 1764 году по указу Святейшего Синода монастырь был упразднен, и молебны в пещерном храме возобновились только в середине XIX века благодаря глубоко верующему князю Андрею Голицыну, проживавшему в новооскольском уезде. Вскоре обновилась часовня у внешнего входа в пещеры, был устроен каменный свод. В начале ХХ века велись активные раскопки и подземные работы, улучшившие акустику в храмах, на стенах были вырублены кресты, однако возрождение обители оборвала революция. Совет рабочих и крестьянских депутатов постановил изъять «в бесплатное пользование богослужебное здание с богослужебными предметами по особой описи». В 1938 году богоборцы от власти начали разрушать церковь Покрова Пресвятой Богородицы, откуда сбросили все колокола на глазах у протестующих верующих, а вынесенную церковную утварь и иконы сложили в груду и подожгли. После неудачной попытки взорвать храм его просто разобрали на кирпичи. С годами пещеры пришли в запустение, а почти все наземные постройки были утрачены. Только в 1990 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы состоялось открытие пещер как памятника, а в 1997 году епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил три закладных камня - на месте будущего храма в честь Донской иконы Божией Матери, на месте часовни святого равноапостольного князя Владимира на горе и перед входом в подземный монастырь. Так усилиями верующих, жертвователей, новых насельников и архитектора Андрея Родыгина, спроектировавшего новые церкви, обитель возрождалась уже в новое время. Постепенно возвращались сохранившиеся чудом иконы, новые меловые иконостасы появились на стенах пещер, а с 2010 года молебен стали служить уже каждую неделю. Сегодня подземный монастырь притягивает тысячи людей - как православных верующих, так и туристов со всех России и из ближнего зарубежья. Каждый оказавшийся внутри, независимо от своего мировоззрения, теперь может ощутить особую атмосферу невыразимой сакральной связи времен и, проходя путями холкинских насельников, возможно, открыть для себя что-то новое.
С вершины холма, где расположена часовня в честь равноапостольного князя Владимира, открывается величественный вид на белогорские просторы; в летнее время солнце искрится в речной глади и сочной зелени окрестных лесов и полей, отражается в золотом блеске куполов, которые выглядят так, будто были здесь все эти годы. Но венчает эту панораму особая фигура, которая удивительным образом является частью ансамбля, одновременно оставаясь особняком. Это изваяние Великого князя Киевского Святослава Игоревича, созданное скульптором В.М. Клыковым в 2005 году. Мощный всадник с оголенным мечом и развевающимся на ветру оселедцем, словно вышли из византийских хроник, через которые и дошли до нас описания этого неукротимого воина; его конь обрушивает передние копыта на поверженного супостата - хазарина. Вячеслав Михайлович готовил этот монумент к 1040-летию разгрома Хазарского каганата - рабовладельческого государства, угнетавшего Русь в течение IX-Х веков. Именно после победы над ним началось внутреннее оформление страны, вектор которому задала святая равноапостольная княгиня Ольга, возложив миссию на своего внука Владимира Святославовича, однако ратные подвиги Святослава, его целеустремленность, полководческие таланты и непоколебимое желание разбить хазар позволили Древней Руси развернуться на том историческом пространстве и оформиться в виде полноценного и независимого государства.
Драматическая биография киевского князя, вероятно, сказалась и на судьбе памятника. Хазарский каганат вырос из западной части Тюркского каганата, постепенно распространив свои владения от Поволжья на территории донских степей и Северного Кавказа. Изначально среди титульного тюркского этноса в то время главенствовал анимизм, поклонение громовержцу Тенгри и кагану; другие народы, подчиненные хазарами позже, исповедовали ислам, христианство и язычество, однако к IX веку под влиянием небольшой еврейской общины хазарская знать принимает иудаизм. Вскоре он становится государственной религией, и шестиконечная звезда в качестве символики сменяет тюркские тотемы. Именно этот символ - как официальный знак Хазарского каганата того периода - поместил автор памятника на щит поверженного воина, и этот шаг вызвал шквал протестов от Федерации еврейских общин России и других организаций. Ажиотаж в информационной среде привел к тому, что скульптура работы Вячеслава Михайловича, которую изначально предполагалось торжественно открыть в Белгороде, после определенной задержки была установлена именно здесь - в необычайно живописном, но все же удаленном от административного центра месте. Кроме того, пресловутая звезда на щите была закрыта металлическими пластинами, формирующими другой рисунок. Даже после этого компромиссного решения памятник остался предметом многочисленных идеологических споров и раздражающим фактором для определенной части российского общества.
В то же время могучая бронзовая фигура воина-победителя, возвышающаяся на шестиметровом пьедестале, стала образом русского национального возрождения и сопротивления силам мирового зла, объединяющим миллионы людей по разные стороны границ, разных возрастов, социальных групп и даже религиозных взглядов. Ведь, будучи убежденным язычником, Святослав стал одной из ключевых фигур в русской истории, воплощающих волю и мужество, а его короткая, но яркая жизнь до сих пор вдохновляет историков, писателей, художников и поэтов. Вероятно, так же полагал и глубоко верующий Вячеслав Михайлович Клыков, создавший этот знаковый монумент, без преувеличения ставший одной из важнейших вех в его творчестве и во всей национальной культуре постсоветской России. Если, спустившись с горы, со стороны пьедестала смотреть на мощный силуэт, то еще больше покоряешься его ратной статью. Уже потом замечаешь напоминающий старинные летописные иллюстрации барельеф, изображающий сражающуюся русскую рать и надпись: «Великому князю киевскому Святославу Храброму - благодарные потомки». Позже была добавлена табличка с информацией: «Автор - Вячеслав Михайлович Клыков (1939-2006) - Памятник установлен в ноябре 2005 года».
Теперь, по истечении тринадцати лет, изваяние князя Святослава успело стать частью холкинской истории, и кажется, что так и должно быть: великий воитель и созидатель Руси гордо стоит на месте засечной черты, словно готовясь отражать новые атаки неприятеля и защищать родные просторы.
Филипп ЛЕБЕДЬ