itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Русский Север встречает своего Патриарха

Новости Москвы 
0
237
Время на чтение 6 минут

17 августа 2018 года с посещения одной из самых удаленных от «континента» территорий Государства Российского - архипелага Новая Земля - началась поездка Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в епархии Русского Севера. В ближайшие дни Первосвятитель посетит Нарьян-Марскую, Великоустюжскую и Котласскую епархии, а также Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. Некоторые из этих мест Предстоятель Русской Православной Церкви посетит впервые. Об этом уникальном визите, его значимости для северных епархий и особенностях церковного служения на Русском Севере телеканалу «Царьград» в интервью рассказал епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий.

- Владыка святый, наш Предстоятель, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, уже неоднократно посещал Русский Север, в том числе его врата, Вологодчину. Но этот Первосвятительский визит - особенный: Его Святейшество посетит многие места, где прежде никогда не бывал. В чем значимость этого посещения как для Великоустюжской епархии, так и для Русского Севера в целом?

- За весь Русский Север я, конечно, не берусь отвечать, но не секрет, что Святейший очень трепетно относится к нашим северным святыням, часто посещает и Валаам, и Соловецкий монастырь. Для него это, очевидно, связано с личными переживаниями: его дед был узником Соловецкого лагеря. Конечно, теплота Святейшего в отношении к Северу чувствуется, и такие внешние моменты говорят о том, что Патриарх действительно уделяет Русскому Северу особое внимание.

Для Великоустюжской епархии визит Святейшего, конечно, очень важен. В первую очередь, для верующих людей значителен факт того, что здесь, на нашей земле, будет совершаться молитва Первосвятителя, Предстоятеля нашей Церкви. Для нас важна его молитвенная и отеческая поддержка. Пастырское слово, сказанное вблизи, лицом к лицу, а не с экрана телевизора, и отклик будет иметь живой и настоящий.

Не сомневаюсь, что Первосвятительская проповедь Святейшего послужит укреплению многих в вере, а для кого-то, может быть, станет тем необходимым поводом, чтобы обратить свой взор в сторону Бога, по-другому переосмыслить свою жизнь и отношение к вере. В развитии епархии, я думаю, этот визит также сыграет свою роль. Мы надеемся на поддержку Святейшего в решении вопросов, связанных с реставрацией наших святынь, на его совет и опытный взгляд.

Мы благодарны Святейшему Патриарху за то, что в своем действительно очень плотном графике он нашел место для визита в Великий Устюг, тем самым завершая посещение Вологодской митрополии. В июне Святейший Владыка побывал в Вологодской и Череповецкой епархиях, а сейчас вот и в Великоустюжской.

- Вся Ваша жизнь связана с Русским Севером. В чем, по Вашему личному опыту, особенности церковного служения, в том числе миссионерской деятельности, в северных епархиях нашей Церкви?

- Север - место особое. Я бы сказал, что главная особенность людей здесь - отсутствие фальши. Отличительная черта северян - искренность. Здесь это в большей степени проявляется, ввиду, наверно, климатических условий. Север соединяет людей с волевым характером, настойчивостью, упертостью в своих взглядах. С одной стороны, это хорошо, это дает прочную основу, но, с другой стороны, требует более внимательного подхода, в том числе и миссионерского. Миссионерская деятельность здесь требует большой отдачи.

Конечно, церковное служение везде тяжело. Я не хочу сейчас сравнивать служение в Москве, например, и здесь. Везде свои сложности. Здесь люди в меньшей степени защищены социально, у них меньше развлечений, но они ждут Слова, живого свидетельства о Боге. Если сравнивать Великоустюжскую епархию и Мурманскую, то Великоустюжская - это настоящий Русский Север. В Мурманской епархии живет большое количество представителей разных народов и культур, представителей других религий, а устюжская земля сберегла свою самобытность, традиционность. И эта традиционность позволяет людям сохранять свое нутро, свою суть, слышать слово Божие и интересоваться им.

При всем этом во многих моментах миссионерскую работу здесь необходимо начинать с самых азов, с элементарных представлений о вере. И в этом, конечно, есть наша недоработка, скорее даже катехизаторская, а не миссионерская. Во многом представления о вере сводятся к обрядовой стороне, что требует просветительской работы. Нам необходимо, в первую очередь, донести до сознания людей, что главная книга христиан, главный путеводитель - это Евангелие. Не просто привить людям привычку к обряду, а именно донести Слово Божие. Необходимо подлинное просвещение, чтобы христианство у людей ассоциировалось не только с крещенской водицей и кроплением яиц на Пасху. Необходимость просвещения, кстати, касается и самих миссионеров. Необходимо повышать еще и уровень общей культуры. Миссионер должен быть способен на примере и светского искусства, литературы уметь говорить о Боге.

А вообще, самый главный миссионерский посыл - это то, как мы сами живем, потому что можно говорить сколько угодно красивых слов, но если люди видят, что жизнь священнослужителя далека от тех истин, которые он озвучивает, то слово его не найдет отклика в сердцах. И напротив, батюшка может быть совсем не красноречив, но самой жизнью своей учить любви. Это и есть главное миссионерство. Без этой основы все бессмысленно. Какие бы красивые слова мы ни говорили, сколько бы книг ни прочитали, сколько бы встреч ни провели, все без толку, если не будет живой основы.

- Недавняя трагедия в Карелии с особой остротой поставила вопрос сохранения русского деревянного церковного зодчества, в первую очередь, конечно же, северного. Насколько эта проблема значима для Великоустюжской епархии? Что делается в этом направлении?

- Проблема сохранения памятников деревянного зодчества для нас не столь актуальна, как для Карелии, потому что у нас в основном храмы каменные. Конечно, вопрос сохранения памятников тоже стоит, но решается в штатном режиме, во взаимодействии с музеем и органами власти. Здесь, конечно, тоже есть свои сложности. Мы понимаем, что государство стоит на защите храмов-памятников, и это хорошо. Но сегодняшняя система согласования реставрационного процесса часто приводит к тому, что даже незначительные ремонтные работы для храма выливаются в месяцы, а то и годы ожидания реальных действий и огромные, часто совершенно неподъемные суммы.

Конечно, контроль со стороны государства необходим, я не говорю сейчас о перспективе вседозволенности в вопросах реставрации, но мне кажется, что перечень обязательных для жесткого согласования работ должен быть каким-то образом пересмотрен. В конце концов, мы делаем общее дело и, в первую очередь, должны быть нацелены на результат. У нас же часто получается так, что пока памятник разрушается, до него нет дела органам охраны, а как только кто-то берется за восстановление, начинают сыпаться директивы и штрафы. На мой взгляд, это нечестно, и в этом на сегодняшний день состоит основная проблема.

- Великий Устюг в народном сознании очень часто ассоциируется с «родиной Деда Мороза», нет ли в этом языческих пережитков? Как Вы вообще уживаетесь с таким «соседом»?

- В ответ могу лишь спросить: «У кого ассоциируется?» Наверное, в большей степени у журналистов, которые почему-то вновь и вновь муссируют эту тему вместо того, чтобы говорить о святых устюжской земли, о наших прославленных землепроходцах.

Говоря о Деде Морозе, необходимо четко разделять понятия проекта и людей, которые в нем заняты. Устюжане не поклоняются Деду Морозу, нет культа его. Изначально это был проект, направленный на решение многих социальных проблем, которые остро стояли перед регионом в тяжелый экономический период, проект, имеющий добрую и положительную основу. Язычество и сказка - это все-таки несколько разные вещи. А с людьми, которые заняты в этом проекте, мы сотрудничаем, они часто приходят нам на помощь. Что касается туристов, они, приезжая к Деду Морозу, приходят в наши храмы, открывают для себя красоту Русского Севера, историю наших святых.

Что касается языческих пережитков, меня, честно говоря, гораздо больше волнует то, что у нас на Крещение за водичкой толпами идут, а на причастие - единицы. Не с Дедом Морозом бороться надо, а с языческими пережитками у нас в храмах. Не о том думаем, не с тем боремся.

- Ваш край очень богат православными святынями. Расскажите, пожалуйста, об этом. Какие великоустюжские святые места стоит посетить православному паломнику?

- Великий Устюг - это родина святителя Стефана Пермского, место подвига святых Прокопия и Иоанна Устюжских, Киприана Устюжского, наших местночтимых покровителей семьи и брака - Иоанна и Марии Устюжских. Много можно рассказать о Великом Устюге, потому что это действительно намоленная земля, богатая подвигами святых от древних времен до эпохи новомучеников. Приезжайте, помолитесь, познакомьтесь ближе с историей нашего старинного города - ровесника Москвы, посетите наши храмы. Мы рады гостям и всегда готовы оказать помощь, если потребуется.

Беседовал Михаил Тюренков

«Царьград»/Патриархия.ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59