Великий выразитель славянской идеи

Осмысливая наследие В.М. Клыкова

Новости Москвы 
0
398
Время на чтение 5 минут

Плеяда писателей и ученых - славянофилов на протяжении XIX века формировала богатый фонд и порождала преемственность концепции славянской солидарности под началом Российской Империи. Одновременно активно развивалась академическая славистика, и в начале ХХ столетия разносторонние исследования и изыскания русских мыслителей дали мощные всходы. Однако 1917 год с приходом новой идеологии надолго прервал эту традицию, фактически подвергнув это научное и философское направление маргинализации и поставив следующее поколение славистов перед необходимостью начинать многое заново. Что касается славянофильской традиции, то ее реанимация задержалась еще больше, совпав с постепенным закатом Советского Союза. Одним из основных столпов возрожденного международного славянского движения был всенародно известный скульптор и общественный дея­тель В.М. Клыков.

В далеком уже 1985 году был сформирован оргкомитет по проведению праздника святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, который состоялся в Мурманске по инициативе митрополита Питирима (Нечаева) и архимандрита Иннокентия (Просвирина), а также ряда русских писателей и Вячеслава Михайловича Клыкова. После успешного проведения на северно-западном рубеже России аналогичные мероприятия при деятельном участии В.М. Клыкова проходили в Великом Новгороде, Вологде, Киеве, Смоленске, Москве и в Крыму.

Именно из оргкомитета родилось ядро новой общественной организации, поднявшей знамя культурно-просветительной и патриотической деятельности, - Международного фонда славянской письменности и культуры, президентом которой стал Вячеслав Михайлович. Его активная работа способствовала восстановлению утраченной было преемственности славянофильской традиции. По его инициативе с 1991 года 24 мая стал ежегодно отмечаться и получил статус государственного праздника День славянской письменности и культуры. В 1992 году созданный им памятник святым равноапостольным братьям-просветителям Кириллу и Мефодию встал на одной из центральных и самых красивых площадей Москвы, по этому же случаю переименованной в Славянскую. К подножию монумента впервые в постсоветский период был привезен Благодатный огонь, который, по задумке Вячеслава Михайловича, возгоревшись в субботу, накануне Воскресения Христова в храме у Гроба Господня в Иерусалиме, затем был транспортирован через Константинополь и славянские страны в Троице-Сергиеву лавру и в Москву, таким образом пройдя символический путь Кирилла и Мефодия. В том же году был проведен Международный конгресс славянских культур, в 1995 году В.М. Клыков инициировал деятельность православно-монархического Всероссийского соборного движения, а с 1998 года его стараниями проводились международные славянские съезды в Праге, Москве, Минске и Киеве. Его знаменитая речь в Праге соответствовала временно оборвавшейся линии дореволюционных славянофилов, отстаивающих идеи славянской солидарности и взаимной поддержки. В 2001 году в Малом театре в Москве прошел инициируемый В.М. Клыковым Съезд триединого русского народа, собравший делегации из России, Украины и Белоруссии, а также представителей славян из Приднестровья, Югославии и Средней Азии. Более тысячи участников запомнили это мероприятие как первый съезд братских славянских народов после их катастрофического разделения в 1991 году. Вячеслав Михайлович всюду отстаивал мысль, что необходимо искать пути единства и что любые раздоры в славянском стане инспирируются врагами славянства и России. Воплощением его слов и намерений становились памятники и поклонные кресты, установленные далеко от России - в Тирасполе, Афинах, Салониках, и, конечно же, в Сербии. За подаренные братскому народу работы скульптор был награжден Святейшим Патриархом Павлом высшей церковной наградой - орденом Святого Саввы I степени.

Вячеслав Клыков был созидателем в самом широком смысле, и обилие идей, направленных на восстановление православных традиций, утраченной истории, на упрочнение родственных и культурных связей славян, переполняло его до самой смерти.

Теперь часть его наследия в условиях тяжелой борьбы пытаются сохранить единомышленники по Фонду, а другая часть уже превращается в историю. В рамках поездки по памятным местам, отмеряющим вехи биографии Вячеслава Михайловича, сотрудники газеты «Русский Вестник» посетили его скромную мастерскую с любимым садом в селе Мармыжи, а также открытый во вторую годовщину кончины мастера музей В.М. Клыкова - филиал Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки, что расположен у станции Мармыжи, в том же Советском районе. Эстетичное и лаконичное здание музея ранее принадлежало локомотивному депо, а потом, как и другие добротные индустриальные дореволюционные постройки поселка, стоящие ныне в руинах, пришло в упадок. Тогда Вячеслав Михайлович, как всегда занимавшийся облагораживанием своей малой родины, решил открыть здесь воскресную школу для местных детей. С этой целью он успел отремонтировать здание за свой счет, но смерть скульптора подкорректировала его новое предназначение. Внутри гостям предоставляется возможность окунуться в творческий процесс и проникнуться особой атмосферой, глядя на огромные черно-белые фотографии из архива В.М. Клыкова и его близких, повествующие о разных стадиях работы скульп­тора над своими детищами, а также макеты и уменьшенные копии его памятников и других работ. Экспозицию дополняет ряд личных вещей Вячеслава Михайловича, включая казачью черкеску и Евангелие. Заведует музеем Виталий Кулешов, который стремится следовать линии В.М. Клыкова, гостеприимно встречая посетителей и рассказывая о ценностях православного скульп­тора. Несмотря на небольшой размер экспозиции и площади, которую она занимает, это место, объединяющее пат­риотическую общественность Курской области, включая местную писательскую организацию и тех, кто приезжают сюда со всей России из уважения к личности любимого мастера, безусловно, превращается в еще один национальный центр русской культуры, возникший по воле В.М. Клыкова, пусть и посмертно.

О другом поле деятельности В.М. Клыкова в юбилейные дни поведал Георгий Афанасьев, который в течение десяти лет занимался возрождением старинной Курской Коренской ярмарки, которая имеет глубокие корни и известна по всей Российской Империи, как и Макарьевская Нижегородская. Она зародилась спонтанно - параллельно с крестным ходом, 400-летие которого отмечалось в этом году. Участники хода стали собираться у стен Курской Коренной Рождество-Богородичной пустыни, обмениваясь товарами и церковными предметами. Это переросло в полноценную христианскую ярмарку, и Екатерина II дала согласие на строительство гостиного двора и торговых рядов. Для этого она пригласила итальянского скульптора Джакомо Кваренги, который отметился многими прекрасными работами в России. Прямо в эти ряды заносилась чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение», и здесь собиралось до 50 тысяч гостей. Ярмарка набрала мощь при Александре I, но, как и многие славные традиции, угасла после революции. В начале нового столетия православные куряне организовались, чтобы восстановить оборвавшееся преемство, и обратились к Вячеславу Клыкову как к столпу Православия и возрождения русских традиций, чтобы через него снискать поддержку федерального центра. Он с благодарностью принял на себя эту миссию, встав у истоков современной Коренской ярмарки. Его стараниями Коренская ярмарка начала развиваться, заново родившись с крестным ходом осенью 2001 года, когда из Курской Коренной пустыни выносили чудотворную икону. Как отмечает Георгий Алексеевич, по современным меркам ее удалось восстановить, но организаторам хотелось бы сделать ее более душевной, более востребованной и укорененной в веру, как это было у предков. Сейчас ярмарка проходит в поселке Свобода на прилежащих к монастырю улицах Коммунистической и Советской. Названия говорят сами за себя, а обращения к местным властям о переименовании не увенчались успехом. Кроме того, в строениях, которые когда-то отводились ярмарке, сегодня размещен филиал Курского завода передвижных агрегатов «Свободнинский электромеханический завод». По признанию Георгия Алексеевича, все до сих пор по-советски, но будь В.М. Клыков жив, он бы довел дело до конца, облагородив историческую местность и возвратив легендарной ярмарке ее первоначальный облик.

Филипп ЛЕБЕДЬ

Русский вестник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Филипп Лебедь
Казус Великой Финляндии
Политические амбиции и несостоятельность панфинно-угризма
20.01.2024
Где казаки снова на государственной службе
Черноморское казачество делится практическим опытом и архивом
02.01.2024
Альтернативные версии событий 7 октября
Была ли сакральная жертва?
04.12.2023
Все статьи Филипп Лебедь
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 16:41
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 15:40
На картошку!
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 15:38