Доброе кино возвращается?

0
563
Время на чтение 4 минуты
cover

Фильм «Большой» в ноябре 2017 г. стал главным призером Международного кинофестиваля «Лучезарный Ангел». Почему это вызвало недоумение широкой православной общественности?

Кинофестиваль, на который еще недавно не проходили фильмы с малейшим несоответствием церковным канонам, сегодня идеологически развернулся на 180 градусов.

Неужели вас не задело, дорогой читатель, как показана в фильме русская провинция? Это нищета и обязательно спивающиеся люди, брошенные дети, орущая мать, таскающая домой объедки со стола хозяина, у которого она работает. Вспоминаете вызвавший негодование у патриотической общественности фильм «Елена» Звягинцева? Об этом же - о русских как спивающейся нации. Уже в зубах навязло!

Тех, кто не выезжает из Москвы за пределы МКАД, можно обмануть и представить нашу провинцию хоть дикой степью с кочующими голодранцами. Но мы, люди русской провинции, еще живы! И отвечаем за свою культуру. Для тех, кто не согласен, предлагаю проехать, к примеру, по Ярославской земле и увидеть засевающиеся поля, Поклонные кресты, установленные школьниками на памятных местах, увидеть Иринарховский крестный ход. Или взять Белгород, где может проходить в один день на разных площадках концерт симфонической музыки, выставка картин и поэтический вечер. И будут полные залы народа, и на каждое мероприятие заедет губернатор и скажет участливое слово. Была тому свидетелем. В любом районном музее вы увидите сохраненные в эти смутные годы коллекции материальной культуры и удивительных хранителей, знатоков, самоотверженно служащих русской культуре. А еще у нас почти в каждом сельском храме - а их десятки тысяч по стране - юноши и девушки поют гораздо лучше, чем телевизионные «звезды». И у нас верующие многодетные семьи есть в каждой деревне. Почему героиня фильма, прима-балерина Большого театра, по сценарию - из семьи алкоголика? Почему знаменитый в прошлом танцовщик Большого театра Потоцкий, помогающий девочке поступить в Академию русского балета, тоже спившийся бедолага?

Кадр из фильма Валерия Тодоровского

Кадр из фильма Валерия Тодоровского

Давайте разберемся, кто пишет сценарий к такому красивому и возвышенному по замыслу фильму о русском балете? А это Анастасия Пальчикова, известная по своему сценарию к фильму «Ее звали Муму» - о проститутке, соблазнявшей «лидеров оппозиции».

У нас нет достойных сценаристов? Но зачем тогда не первый год существует на фестивале «Лучезарный Ангел» конкурс сценариев и внушительный наградной фонд за лучшие работы? Однако режиссер Валерий Тодоровский - автор фильмов «Стиляги» и «Страна глухих» - выбирает Пальчикову.

И наконец, самое загадочное. Художественное произведение, как правило, содержит героя и антигероя, награжденных автором соответствующими качествами. И добро - доброе, а если оно злое - то это уже зло. Ребенку понятно. И сюжет, и взаимоотношения героев нанизываются на эту ось.

В фильме «Большой» главная героиня Юля Ольшанская - груба и некрасива, а ее соперница - дочь крупного чиновника Карина Курникова - мила и изящна. Не факт, что и профессионально первая превалирует. Сначала завязывается между ними дружба, затем возникают интриги, когда мать Карины дает взятку Юле, чтобы та уступила Карине партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Нелепость этого сюжетного витка в том, что героине незачем было брать взятку. Ее исполнение главной партии открыло бы ей возможность получения гонораров, профессиональное утверждение на сцене, загрангастроли и т.д. - все, с помощью чего она могла бы помочь своей семье. Неестественная сюжетная логика.
В развязке Юля все-таки становится примой. Стала бы она ею, если бы Карина случайно не повредила ногу? Может быть, по замыслу сценариста Юля - Золушка, которой за терпение и ласку дается заслуженное счастье? Нет, знаем мы, какая Золушка. И в традиции русской и мировой классической литературы красота - это красота, а безобразие - это отсутствие положительного образа. Подобное, увы, тенденциозное затаптывание границы между добром и злом - прямой путь к подмене в искусстве, к национальному саморазрушению в эсхатологическом смысле.

Осколки советских традиций в фильме просматриваются только в лицах известных актеров Валентины Теличкиной и Алисы Фрейндлих. Вся остальная созидательная традиция советского кино авторами фильма «Большой» не принимается во внимание. Разве были в советских фильмах такие постельные сцены: в одном кадре героиня и случайно встреченный ею парень едут в электричке, а в следующем кадре она просыпается в его постели и дико хохочет надо всем, что произошло? Было другое: случайный, но совсем не случайный взгляд, рука в руке, разлуки и встречи - весенним вечером, под летним дождем, за стеной снегопада, были робкие признания, сомнения, переживания. Целый мир. Здесь же, в лучшем фильме прошедшего осенью кинофестиваля «Лучезарный Ангел», зритель лишен этого мира. А фильм наверняка рассчитан на молодежную аудиторию. Он сделан для наших детей, которых должны спасать светлые и высокие чувства, а мы отдаем детей на погибель низменным страстям. Дешево же мы ценим наше будущее!

Оказалось, я не одинока в своих размышлениях. На одном из занятий в вузе мои студенты высказали свое мнение по поводу фильма «Большой», которое полностью совпало с моим. И этот ответ юного поколения - режиссеру, фестивалю, массовой культуре в целом - важный аргумент.

Возникает любопытный вопрос: как такая картина получает Гран-при Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел», позиционирующего себя как православный, в авангарде которого стоит экспертный совет, куда входят нескольких авторитетных духовных лиц? Простите, ну хотя бы купол церкви где-то в кадре мелькнул бы, не говоря о мало-мальском духовном движении в душах героев...

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Фильм вполне в традиции того, что снято у нас за четверть века - время, когда младореформаторы выбросили культуру на рынок. А рынок - только рычаг для выполнения программы Даллеса по разрушению самой сильной и неугодной врагам державы мира.

Одно радует: режиссер и сценарист честно дали нам понять, что традиционная школа русского балета, лицом которого остается Галина Уланова, нравственный строй народной жизни и эпос, который взрастает из него, остаются за пределами их авторского внимания и понимания.

Ирина Ушакова

Покров

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Ушакова
Литература создаёт страну
Выступление на Иринарховских чтениях-2024 в рамках Круглого стола «Личность может воспитать только личность»
21.03.2024
«Православие и есть иммунитет общества»
Беседа с директором белорусского Центра поддержки семьи, материнства и детства «Покров» Андреем Зубенко
05.03.2024
«Долго будет старинный наш дом стоять…»
Беседа с писателем и общественным деятелем о частном, и о нашем общем доме
29.01.2024
Осмыслить, за что сражается Донбасс
Для нашего национального характера жизненно необходимо ощущение нравственной правоты
27.12.2023
Все статьи Ирина Ушакова
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06