Аудитория состояла преимущественно из офицеров полиции, присутствовали как слушатели, так и руководители учреждения. Заместитель начальника Академии, генерал-майор полиции К.А. Юдин поздравил художницу с открытием выставки, отметив, что основу экспозиции составляют яркие женские образы, напоминающие о мартовских праздниках. Он уверен, что кредо Нэллы Генкиной - творить по вдохновению, поэтому её работы непременно приблизят к искусству и истории будущих руководителей региональных органов, для которых они здесь экспонируются.
Нэлла Александровна с сожалением сказала, что славянская мифология долгое время оставалась белым пятном и воспринималась в массовом сознании как что-то примитивное. Она убеждена, что такая позиция невежественна, и при глубоком знании вопроса мы оценили бы, что славянское язычество ничуть не менее значимое культурное явление, чем растиражированные греческий и римский аналоги. Она призвала отдавать дань предкам и ценить их мудрость, а также поведала аудитории, как славянизмы сохранились в бытовой речи, например: образ богини Лады в слове «ладить», а Лель отразился в понятии «лелеять». Художница убеждена, что прошлое, настоящее и будущее составляют единый поток и без живой памяти о прошлом предвидеть будущее невозможно.
В экспозиции действительно преобладают женские персонажи. По наблюдениям Н.А. Генкиной, женщина в живописи чаще является объектом эстетического и эротического поклонения, хотя во все времена играла важную роль в разных областях жизни. Она хотела представить своих героинь самостоятельными субъектами действия. Согласно её ощущениям, мы вступаем в новый, женский век, как уже бывало в древности, когда матриархат и патриархат сменяли друг друга, поэтому женские образы ей особенно интересны. Несмотря на это в её творчестве есть и ряд мужских персонажей, не представленных здесь. Это различные славянские боги, а также исторические персонажи из патриотического цикла: Пересвет, Минин и Пожарский и другие. Было принято решение не смешивать в экспозиции православную и языческую тематики, однако сама художница не согласна с обычным противопоставлением этих двух миров и предлагает рассматривать их как разные грани единой русской культуры.
Прозаик и поэт, славяновед, журналист и деятель просвещения Ю.М. Медведев напомнил, как трудно было в 80-е годы добиться издания «Поэтических воззрений славян на природу» А.Н. Афанасьева, когда даже после личной встречи с Ю.В. Андроповым ему сказали, что проблем бы не возникло, если бы это были взгляды якутов или осетин, а не славян.
Времена изменились, и сегодня интерес к славянской мифологии возрождается, проводятся выставки в России и за рубежом, в том числе на Филиппинах и в Египте, планируется открыть музей в Королёве. Из художников этот процесс начал Константин Васильев; сейчас на этом поприще творят Вс. Иванов, Б. Ольшанский, А. Клименко. Он убеждён, что русский народ на тысячи лет старше, чем принято считать, и его история до Крещения - далеко не жизнь в пещерах, однако описать этот пласт гораздо труднее, чем более поздний и известный. Он ставит в пример открытие культуры Триполья, в своё время приковавшее внимание всего мира.
Художница пояснила «Русскому Вестнику», что главное послание выставки - не забывать своих корней и не выглядеть иванами, не помнящими родства. Нэлла Александровна верит, что уже происходит перелом в отношении к дохристианской традиции Руси от былого пренебрежения в лучшую сторону. Также, признавая превалирующий женский характер экспозиции, она отметила, что выступает за гармонию мужского и женского начал в мире.
В завершение церемонии открытия Нэлла Александровна получила благодарность от генерала К.А. Юдина за содействие духовно-нравственному просвещению. Выставка «Русь - Лебедь Белая» в стенах Академии пройдёт в течение месяца.
Филипп ЛЕБЕДЬ