Во времена Советского Союза существовала строгая система транспортного планирования в городах. Согласно заведённому порядку, в тех городах, население которых приближалось к одному миллиону человек, строили метро. Свои подземки получили не только Москва и Ленинград, но и Минск, Харьков, Днепропетровск, Новосибирск и другие города. При этом столица Латвийской ССР, Рига, также должна была иметь подземку, согласно принятым критериям. Могла, но не получила. Почему же так вышло?
Проект рижского метро возник в конце 70-х годов XX века. Население города к тому времени уже приближалось к заветному миллиону. К 1985 году появился оформившийся проект метро, с линиями и эскизами основных станций.
Планировалось проложить три ветки, как видно, исходя из рисунка. Имелись и рисунки первых станций рижского метрополитена с утверждёнными названиями:
«Засулаукс» - станция должна была символизировать взморье в Юрмале.
«Аврора» - выполнена по мотивам Октябрьской революции.
«Даугава» - морские ворота Советского Союза.
«Центральная» - выполнена в стиле дружбы народов.
«Райниса» - выполнена с элементами культуры и быта Латвии.
«ВЭФ» - эскиз утверждал тему производства.
inforeactor.ru
Однако проекты так и остались на бумаге. Подвело Латвию время. Метро собрались строить во второй половине 80-х годов, когда в СССР поднимались националистические настроения. Абсурд, но против строительства метро стали выступать сами жители Риги. Несмотря на плотные транспортные потоки и нехватку мостов через реку Даугаву, они под различными предлогами выступали против строительства подземного транспорта.
После того, как в 1991 году Латвия получила независимость, к проекту подземки не возвращались. Экономике маленькой прибалтийской страны самой не потянуть столь масштабные расходы. ЕС на подобные проекты также денег не выделяет. И хотя население Риги сократилось до 640 тыс человек, о проекте подземного транспорта все уже забыли. Таким образом, сначала не хотели, а потом уже не смогли....