itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

2017: Как будут развиваться отношения между Москвой и Анкарой

Новости Москвы  Новости Турции 
0
424
Время на чтение 6 минут
Президент РФ <a href=Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (слева направо) во время встречи" width="300" align="left" /> Президент РФ Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган (слева направо) во время встречи (Фото: Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС)

Мы продолжаем публикацию прогнозов на 2017 год. Сегодня речь пойдет об отношениях России и Турции, которые во многом определяют политический ландшафт Ближнего Востока и исход ожесточенной войны в Сирии.

Минувший год был кризисным для росийско-турецких отношений, напоминающих качели. Однако Москва и Анкара, исходя, прежде всего, из собственных интересов, пошли на сближение.

Сотрудничество проявилось не только в возобновлении замороженных энергетических проектов и возобновлении российского турпотока в Турцию, но и на территории Сирии. Стороны не допустили создание единого курдского коридора вдоль сирийско-турецкой границы, Анкара, получив желаемую буферную зону, начала оттягивать в нее оппозиционные группы Сирийской свободной армии и др. Что в итоге привело к взятию под контроль правительственными силами Восточного Алеппо, новому формату переговорного процесса и включению в него сирийской оппозиции. А главное - к достижению важных договоренностей с рядом крупных повстанческих фракций, хотя, безусловно, все понимают их, как выразились в Кремле, хрупкость - из-за неоднородности умеренной оппозиции, стремления радикальных групп нарушить любой режим тишины и амбиций других региональных игроков.

Как могут развиваться отношения России и Турции в наступившем году?

- Прошедший год был крайне непростым, однако стороны сумели проявить политическую мудрость для того, чтобы урегулировать отношения. Однако многие эксперты продолжают жаркие дебаты относительно перспектив их развития, - отмечает руководитель Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований (РИСИ) Анна Глазова. - По сути, отечественные специалисты постоянно задают друг другу один и тот же вопрос - а можно ли доверять Турции и ее президенту? И мнения по этому поводу противоречивы.

Есть такое выражение «Родину не выбирают», но здесь можно добавить, что соседей не выбирают тоже. В силу географического положения Россия и Турция обречены как на соперничество, так и сотрудничество. Что и подтверждает многовековая история наших отношений. Турция, как и Россия - страна с имперским прошлым и, конечно, это накладывает некоторый отпечаток на международную политику наших государств. Особенно на политику, которая проводится в отношении ближайших соседей.

На мой взгляд, 2017 год будет не менее сложным для наших стран, чем 2016-й. И в этом плане как российскому, так и турецкому руководству необходимо будет демонстрировать способность договариваться, проявлять гибкость. Возможно - маневрировать, при этом считаясь со своими интересами.

Даже если ситуация в Сирии нормализуется при активном сотрудничестве России и Турции, то затем наступит новый этап, который будет связан с разделом САР на сферы влияния. В этом случае есть большая вероятность того, что между нашими странами вновь возникнет напряжённость. Для того, чтобы уже сейчас не подводить базу под нее, лучше не спешить реализовывать в Турции крупные энергетические проекты на российские деньги, так как они уже в ближайшей перспективе могут стать предметом политического торга. А это абсолютно не в наших интересах.

«СП»: - Как на российско-турецкие отношения может влиять фактор Запада?

- Учитывая непростые отношения Турции с западными союзниками, это может служить хорошей платформой для развития российско-турецких двусторонних связей и даже многосторонних форматов с участием других региональных стран. В перспективе я не исключаю вступления Турции в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), что также будет способствовать развитию политического и экономического сотрудничества между нашими государствами.

Тренд на улучшение отношений, который был взят сторонами после встречи Владимира Путина с Реджепом Тайипом Эрдоганом в Санкт-Петербурге в начале августа, развивается достаточно стремительно. Что стало неожиданностью как для россиян, так и для турок, которых до этого несколько месяцев обрабатывали их СМИ совсем в другом ключе, замечает старший преподаватель департамента политической науки ВШЭ Леонид Исаев.

- Вновь стремительно ухудшиться взаимоотношения не могут, потому что для политических элит обеих стран теперь принципиально важно донести до общественного мнения необходимость сближения. Скорее всего, в 2017 году образ Турции как важного союзника России в регионе и вообще за рубежом будет выстраиваться и дальше.

В Турции будет происходить аналогичная ситуация, если, конечно, ничего не случится внутри российской и турецкой политических элит. Хотя не вызывает сомнений, что вопрос двусторонних отношений будет находиться на личном контроле глав обоих государств. Очевидно, что на самом высшем уровне будет сделано все необходимое, чтобы в экономической и политической сферах, в вопросе отмены виз для граждан Турции отношения продолжали развиваться так же стремительно, как это было до инцидента с самолетом Су-24М в ноябре 2015-го.

Понятно, что решить все проблемы в диалоге РФ и Турции не получится. Но, по крайней мере, стороны попытаются снизить конфликтогенность там, где наши интересы непосредственно пересекаются. Например, заморозив линии соприкосновения на севере-западе Сирии.

Сирийская Арабская Республика в свое время стала яблоком раздора между Москвой и Анкарой. И она по-прежнему остается тем уязвимым местом, из-за которого резкое потепление российско-турецких отношений ставится под сомнение как российским, так и турецким населением. Что хорошо можно было видеть по реакции турецкого общества во время боев за Восточный Алеппо. И по реакции российского - во время начала операции «Щит Евфрата» на севере этой провинции.

Тем не менее, стороны приложили максимум усилий, пытаясь перезапустить переговорный процесс и зафиксировать тот баланс сил, который есть на сегодняшний день в провинции Идлиб и на примыкающих к ней территориях.

«СП»: - Это действительно прогресс, учитывая, что на западе Сирии ни режим, ни оппозиция не в состоянии нанести друг другу решительного поражения из-за необходимости одновременно бороться с «Исламским государством»* на востоке страны.

- Я думаю, что и Москве не хочется дальше втягиваться в сирийскую войну и участвовать в операциях, которые бы однозначно приводили к очень серьезному резонансу в мировых СМИ. Но в Анкаре также устали от этой изматывающей войны, в которой Турция участвует уже шесть лет. Да и политическая обстановка внутри Турции оставляет желать лучшего. В том числе - из-за продолжающихся резонансных терактов.

Поэтому, на мой взгляд, Москве и Анкаре удалось найти консенсус, чтобы если не нейтрализовать «болевые точки», но хотя бы их заморозить.

«СП»: - То есть в 2017 году можно ожидать снижение количества противоречий между РФ и Турцией по сирийскому вопросу?

- Если мы разграничим сферы влияния, то единственная проблема, которая может возникнуть, это - несогласованные с нами попытки Турции развивать операцию «Щит Евфрата» вглубь сирийской территории. Хотя, конечно, большой вопрос - хватит ли у нее сил, чтобы участвовать в походе на Ракку. У турок пока не особо получается даже окружить Аль-Баб.

Но, как показали последние события, Москва с Анкарой в состоянии договориться по Сирии. А это уже достаточно позитивный момент, чтобы, повторю, внутренняя аудитория как России, так и Турции отношения двух стран воспринимала более позитивно, чем сейчас. Это важно. Ведь в настоящее время сложилась ситуация, при которой политические лидеры имеют тесные контакты, но российское и турецкое население их точку зрения особо не разделяет. А это потенциальная угроза, которую необходимо разрешать снижением конфликтного потенциала в САР.

«СП»: - Сейчас процесс восстановления экономических отношений между Москвой и Анкарой идет ускоренными темпами. Не помешают ли им политические потрясения внутри Турции?

- Если там и дальше каждый месяц будут происходить взрывы, тем более в аэропортах и в популярных туристических местах, то это, конечно, не позволит плотно взаимодействовать в экономическом плане. В том числе - по проектам атомной электростанции «Аккую» и газопровода «Турецкий поток». Перспективы последнего вообще крайне туманны, поскольку его эксплуатация напрямую зависит от третьих стран. Ведь труба куда-то должна идти и после пересечения турецкой границы.

В общем, риски есть, но они все-таки больше связаны с внутренней ситуацией в Турции и с террористической угрозой.

Трагический инцидент - убийство российского дипломата в Анкаре - благодаря политической воле руководства стороны преодолели. Проблема в том, что если количество подобных эпизодов будет увеличиваться, то никакой политической воли не хватит.

Таким образом, на мой взгляд, отношения между Россией и Турцией в наступившем году смогут стремительно развиваться при условии, что внутренняя ситуация в Турции будет более-менее спокойной. Но если там продолжатся инциденты с участием российских граждан, то мы увидим тренд на замедление отношений. Хотя оба президента будут делать все возможное, чтобы этого избежать.


* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года признано террористической организацией и её деятельность в России запрещена.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Антон Мардасов
Все статьи Антон Мардасов
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Новости Турции
Зачем центробанки безоглядно наращивают денежную эмиссию?
«Независимость» ЦБ от государства необходима мировому финансовому интернационалу для того, чтобы он мог беспрепятственно управлять центробанками
28.03.2024
«Сейчас Запад борется в основном за время»
Американская администрация думает не о том, что Украина должна победить, а о том, чтобы продержаться до конца года, когда она, может быть, найдет способ выкрутиться, а если не найдет, то отвечать после выборов будут другие
09.03.2024
Идеологическая неразборчивость или религиозная нетерпимость?
Турецкие власти запретили праздновать в частных школах помимо сатанинского Хеллоуина Рождество и Пасху
20.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09