Отец «Русской Палестины»

К 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина)

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин 
0
385
Время на чтение 9 минут
Отец «Русской Палестины»

В конце августа 2017 года (12-го по старому стилю и 25-го по новому) исполнилось 200 лет со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина) (1817-1894). Торжества, посвященные этому юбилею, прошли на Святой земле и на родине архимандрита Антонина в Курганской области. Эта яркая, незаурядная личность символизирует собой подъем русского духа в золотом для нашей культуры ХIХ веке.

Отец Антонин более всего известен как талантливый церковный дипломат XIX века и отец «Русской Палестины», собравший и скупивший для Российской империи массу земельных участков на Святой земле, связанных с важными событиями библейской истории. Это участок в Хевроне с Мамврийским дубом, где произошло явление Святой Троицы праведному праотцу Аврааму; гробница праведной Тавифы в Яффе; участок с деревом Закхея в Иерихоне; гробница пророков Захарии и Аггея; земля в Магдале. Это и участки в Иерусалиме - на Елеонской горе с местом Третьего обретения главы Иоанна Крестителя; в Гефсимании, близ Голгофы; участок с «Порогом Судных врат» и др. При поддержке членов императорской фамилии он устроил на некоторых участках православные монастыри - Марии Магдалины на Елеонской горе, Спасо-Вознесенский монастырь на Елеоне (где построил самую высокую в Иерусалиме колокольню) и Горненскую женскую монашескую обитель в местечке Айн-Карем.

Но мало кто знает, что покупка ценных земельных участков стала своего рода апогеем собирательской работы отца Антонина в интересах российской церковно-исторической науки.

Самородок из села Батурина Пермской губернии Шадринского уезда, он получил начальное духовное образование в училище при Далматском монастыре, где проявил любовь к древним языкам. Продолжил образование в Запорожской семинарии, где познакомился с мариупольскими греками, что способствовало формированию его интереса к Византии и православному Востоку. Дальнейшее образование и становление его как церковного ученого продолжилось в Киевской духовной академии. Прекрасно знавший иностранные языки, после принятия монашеского пострига он был направлен служить по линии Министерства иностранных дел в Афины (в 1850-1860 гг. - настоятелем посольской церкви), Константинополь (с 1860 по 1865 гг.) и Иерусалим (с 1865 по 1894 гг. - начальником Русской духовной миссии).

Известен архимандрит Антонин (Капустин) своей литературной деятельностью в качестве переводчика и церковного публициста. Круг его интересов как ученого был невероятно широк. Это священная история, агиология, церковная и гражданская история православного Востока, археология (являлся членом-корреспондентом Российского императорского археологического общества), палеография, нумизматика, археография, литургика, гомилетика, экзегетика. Он также увлекался астрономией, живописью, поэзией, был архитектором, путешественником, фотографом и дипломатом.

К сожалению, архимандрит Антонин не написал системного труда по истории, хотя единомышленники не раз предлагали ему этим заняться.

В результате многие его ценнейшие мысли оказались разбросанными в журнальных статьях и путевых заметках (на сегодня известно около 140 его опубликованных трудов на разных языках), а также в его четырнадцатитомном дневнике.

Имя отца Антонина стоит в одном ряду с именами известных путешественников и описателей православного Востока - таких как архимандриты Порфирий (Успенский), Леонид (Кавелин), В.Г. Григорович-Барский и др., поскольку его путевые записки являются ценными с научной точки зрения. Вот некоторые из них: «Пять дней на Святой Земле и в Иерусалиме», «Поездка по Румелии», «От Босфора до Яффы», «В Лавре святого Саввы», «Заметки поклонника Святой Горы», «Из записок синайского богомольца»... Архимандрит Антонин ввел в научный оборот найденные им в библиотеках Иерусалима, Константинополя, православных монастырей малоизвестные источники. В результате научных изысканий он публиковал статьи, посвященные его открытиям. «О древних христианских надписях в Афинах», «Древний канонарь синайской библиотеки», «Св. Николай еп. Пинарский и архимандрит Сионский», «Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Ликии в Италию» - это далеко не полный перечень его публикаций, причем многие статьи выходили под псевдонимами или безымянными.

Серия его статей с описанием сокровищ православных монастырей Афона, изданная в журнале «Труды Киевской духовной академии» с 1860 по 1864 годы под названием «Заметки поклонника Святой горы» и впервые переизданная отдельной книгой в 2013 году издательством «Индрик» по сию пору мало исследована. В «Заметках поклонника» архимандрит Антонин предстает как знаток церковной и гражданской истории, местных афонских преданий, истории монашества, православного иконописания, литургики.

В ходе путешествия по Афону он описывал древнейшие археологические памятники, граффити, рукописи, образцы настенной живописи, икон и предметов декоративного искусства. Автор вступительной статьи к изданию «Заметок» 2013 года справедливо отмечает, что они, находясь в забвении, были необходимы большому числу специалистов в ХХ веке. Не случайно архимандрит Антонин в своих «Записках» настаивал на необходимости общего каталога всех рукописей (хартий), старопечатных книг, хранящихся на Афоне. Он предполагал, что это поможет всем монастырям свериться, что у них есть, и установить, что потеряно, что из рукописей разрозненно и где хранятся утраченные фрагменты. Изучение афонских рукописей, написанных на разных языках, анализ афонских граффити давали ему представление о том, иноки из каких народов в какие эпохи населяли монастыри Афона.

Так, по обилию славянских рукописей он выяснил, что славяне жили с древних времен не только в Руссике, но во многих монастырях Афона.

«Афон есть самое средоточное место православного мира, - писал он в "Записках поклонника Святой горы" - наилучшее и наиудобнейшее для сплетения подвижнеческого венца из разных народностей, - в украшение, давно ожидающей его, невесты Христовой...».

Вот еще одно его высказывание об Афоне: «Афон не знает и не признает времени. Для него Константин Великий, царевна Пульхерия, Лев Мудрый, Комнины, Палеологи, Уроши и Бесарабы все стоят в одном ряду, - все служат одной и той же, непреходящей идее иночества,- совершеннейшего жительства человеческого на земле».

Являясь настоятелем посольской церкви в Афинах (1850 -1860 гг.), архимандрит Антонин начал собирать коллекции монет, древностей и рукописей. Но не для личного пользования, а для развития отечественной науки.

Он осознавал свой долг как ученого и представителя Русской православной церкви на Востоке «отыскать и передать во всеобщую известность все, что на Востоке уцелело от минувшего тысячелетия».

Отец Антонин собирал монеты, покупая их на собственные, не такие уж и большие средства. Так, собранные его стараниями коллекции монет, были переданы в качестве дара в четыре российские духовные академии, а также Эрмитажу, Русскому археологическому обществу, музею Одесского археологического общества, русскому богословскому училищу в Константинополе, Палестинскому обществу, музею древностей при Русской духовной миссии и т.д.

Но больше всего архимандрит Антонин направлял даров в Киевскую духовную академию, выпускником которой он являлся. В Киеве хранятся «Киевские глаголические листки» - пергаменные листки, написанные глаголицей и датируемые специалистами X - XI вв. Вместе с глаголическими листками хранятся подаренные им греческие, славянские и арабские рукописи. Эти манускрипты архимандриту Антонину были вручены за его бескорыстную работу в библиотеках православных монастырей по составлению каталогов. Его библиотечной работой двигала любовь к истории и желание продлить жизнь книжных сокровищ, защитить их от возможности расхищения или уничтожения грызунами. Он не раз убеждал настоятелей восточных монастырей внимательнее относиться к библиотекам, объясняя, насколько ценными рукописями и старопечатными книгами они располагают.

В 1870 г. в период с 3 августа до 17 сентября он днями и ночами работал в библиотеке Синайского монастыря святой Екатерины, составляя расширенный каталог с научным описанием просмотренных им греческих и славянских рукописей.

В дневнике отразился его восторг в связи с знакомством с содержимым библиотеки: «Греческие, арабские, грузинские, сирианские, коптские, абиссинские и, м.б., даже армянские ... Есть одна глаголическая книжка. Видел Косму Индоплавателя, папирус грузинский и пр. и пр. Ай да Синай!».

Исследования в библиотеке Синайского монастыря позволили отцу Антонину ввести в научный оборот такие древние рукописи как Феодосиево Евангелие и Кассиеву Псалтырь. Открытый им документ «Святитель Николай епископ Пинарский и архимандрит Сионский», позволил рассеять заблуждение католических исследователей жития святителя Николая Мирликийского, в связи с допущенным ими соединением житий двух разных святых, носивших имя Николай. На этот документ ссылаются почти все современные исследователи жития святителя Николая Чудотворца. Русскоязычных читателей он впервые познакомил с документом «Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Ликии в Италию», переведя его на русский язык и опубликовав в «Трудах Киевской духовной академии».

Личность отца Антонина привлекает внимание не только отечественных ученых, но и греческих, так как он представляет удивительный для Российской империи образец человека, в тончайших нюансах знавшего греческую культуру, древние языки, для которого, с точки зрения греков, интересы Вселенского православия и истории Церкви стояли на первом месте. Константин Папулидис, ученик архимандрита Киприана (Керна) еще в 1994 году опубликовал на греческом языке книгу об архимандрите Антонине. На русском языке биографических книг об архимандрите Антонине ни в 1990-х, ни в 2000-х годах не выходило.

Антонин широко известен в России как отец «Русской Палестины», поскольку многие русские совершают паломничества на Святую землю, где узнают о нем. Но меньше известен этот начальник Русской духовной миссии как историк Церкви, собиратель коллекций, рукописей, составитель каталогов древней литературы. Во многих столицах мира в XIX веке за счет государственных и частных средств создавались музеи, содержащие археологические древности или копии-слепки знаменитых древностей. В Москве таковым стал Музей изящных искусств имени императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина), начинавшийся как учебный музей слепков при Московском императорском университете.

В области собирания археологических ценностей, покупки земельных участков, связанных с библейской историей, направления рукописей и нумизматических коллекций в музейные собрания Российской империи архимандрит Антонин сделал больше, чем целые институты и исследовательские общества.

Например, в Афинах им были собраны, изучены, переведены более двухсот христианских надписей. Он был первым и единственным русским ученым, составившим полный сборник афинских надписей, тогда как их изучали и публиковали коллективы английских, немецких и французских ученых. Своими изысканиями он способствовал тому, чтобы Россия стала одним из мировых лидеров в исследовании православного Востока.

К сожалению, почти весь ХХ век собранное им духовно-культурное наследие лежало под спудом. Византинистика активно развивалась в Германии, Югославии, но не в СССР. А часть участков и недвижимого имущества «Русской Палестины» было передано Н.С. Хрущевым Израилю в обмен на тонны апельсинов.

Преемник на посту начальника Русской Духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Киприан (Керн) в 1934 г. во многом объяснил причину неизвестности трудов отца Антонина в ХХ веке, отсутствия ему памятников на Родине: «Архимандрит Антонин умер в 1894 году. Его век - девятнадцатый, этот великолепный и неповторимый в истории русской мысли и чувства, нами уже начал забываться. Кровь и дым социальных катастроф нашего времени угрожают вытравить и саму память о столь недавно минувшем взлете русского духа».

Погребен отец «Русской Палестины» в Иерусалиме, в своем детище - Спасо-Вознесенском монастыре на Елеонской горе, близ места Вознесения Иисуса Христа. Сегодня это православный женский монастырь в юрисдикции Русской православной церкви за границей, игуменьями которого в ХХ веке были представительницы знатных родов. Монастырь населен не только русскими монахинями, но и православными арабками. К этому месту вольно или невольно обращены взоры всех иерусалимских паломников, так как эпоха русского присутствия на Святой земле времен Антонина запечатлена прекрасными памятниками, в частности, огромной колокольней на Елеоне, называемой «Русской свечой».

«Русская свеча», а также утонченный храм Марии Магдалины на Елеонской горе - символы православной императорской России и ее попечения о сохранении православия на Востоке, которое, по мысли и желанию архимандрита Антонина, должны были унаследовать, возделывать русские ученые и Русская церковь.

В этом красивом монастыре покоятся мощи святой из рода Романовых - преподобномученицы Елизаветы, привезенные из Алапаевска.

А Горненский женский монастырь, также построенный архимандритом Антонином на предполагаемом месте встречи Богородицы с матерью Иоанна Предтечи Елизаветой, стал плодом его исследований истории монашества и многолетних размышлений об оптимальном устроении киновийной (общежительной) обители. Горненская обитель - это не тесная монашеская крепость за высокими крепостными стенами, каковы многие афонские монастыри, не трехклассный монастырь с общими келейными корпусами, как распространено было в Киево-Печерской лавре и во многих монастырях России, а монастырь-сад, где насельницы проживают и подвизаются в отдельных домиках-кельях среди южных деревьев и цветов.

Исследователи правы, говоря, что архимандрит Антонин как личность принадлежал и остался в ХIХ веке, когда Россия и Русская церковь - невеста Христова - украшалась знаниями и открытиями церковных историков, переводами книг Святых отцов и подвигами миссионеров. Но кровь и дым социальных катастроф ХХ века отняли у Русской церкви все земные и исторические богатства, одели в новый наряд - бедную власяницу для восхождения на Голгофу. И украсилась она новыми и более драгоценными дарами - не утонченными предметами византийского искусства, не бесценными манускриптами и фресками, не сладкими распевами и духовными гимнами лучших композиторов, а драгоценной кровью Христовых новомученников и исповедников.

Романова Владислава Николаевна,

Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

Источник: Столетие.Ru
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислава Романова
Божественный свет с таежных дальневосточных сопок
К 30-летию восстановления Рождество-Богородицкого женского монастыря близ села Линевичи в южном Приморье и 25-летию игуменства настоятельницы обители матушки Варвары (Волгиной)
13.01.2024
Кому нужен «левый поворот» в советское прошлое?
Здравомыслящей части русского народа он не нужен
03.01.2024
Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого)
Глава VI. Служение архиепископа Вениамина в Чувашии (1973 – 1976 годы)
16.11.2023
Жива Русь Православная! И будет жить во веки веков!
Поздравление с 85-летием митрополита Вениамина (Пушкаря)
07.11.2023
Все статьи Владислава Романова
Бывший СССР
Украинская элита совершенно разучилась мыслить
Несколько поколений украинских руководителей, от постсоветского Кравчука до постмодернистского Зеленского, последовательно делали сознательный выбор в пользу отказа от какой бы то ни было самостоятельности во внешней и во внутренней политике
16.04.2024
День памяти епископа Исидора (Колоколова)
Сегодня мы также вспоминаем путешественника М.Д. Тебенькова и казнь убийц Александра II
16.04.2024
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
К 130-летию со дня рождения Н.С.Хрущева
15.04.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от prot
16.04.2024 21:09
На картошку!
Новый комментарий от В.Р.
16.04.2024 20:29
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
16.04.2024 20:24
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 20:13
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от Советский недобиток
16.04.2024 19:24
Самоходный самокат и его враги
Новый комментарий от Советский недобиток
16.04.2024 19:15
В поисках подковы
Новый комментарий от Хлебников_317
16.04.2024 18:50