itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Праведник дядя Ваня

0
398
Время на чтение 6 минут


Умер дядя Ваня... Лет тридцать я встречался с ним время от времени, общался, разговаривал, и всегда это получалось как-то само собой, не нарочно, в силу стечения обстоятельств. Но всегда, с самого начала нашего общения с ним, он казался мне примером настоящего, живого праведника, как бы пафосно это ни звучало - и мне радостно было от того, что я общаюсь с таким замечательным человеком. Сколько я помню его - он всегда находился при храме, казалось, жил там. Ещё с тех времен, когда в Симферопольском Свято-Троицком соборе полы были деревянные, а стены беленые, без росписей, и во дворе, в постройках, некогда принадлежавших храму, жили люди, далекие от Церкви, и в палисадниках на растяжках сушилось белье, а из окон доносился шум житейского моря и стлался кухонный чад...

Как я уже сказал, дядя Ваня всегда был при храме. Я его нигде больше и не видел, собственно, и всё наше общение так или иначе связано с храмом. И первое, что вспоминается о нём - это то, что он ходил с подносом и собирал подаяние. Но даже и это собирание денег на нужды храма (которое больше всего смущает сознание юных пономарей) в исполнении дяди Вани выглядело естественно и просто. И, конечно, само это собирание многолетнее свидетельствовало о полном и безупречном доверии к дяде Ване со стороны всех периодически и постоянно сменяющихся клирошан. Часто его можно было видеть и в «неурочное» время, когда в храме царит благоговейно-пустынная тишина и только два-три человека сосредоточенно молятся у возженных свечей, да немногие сотрудники занимаются своими делами. Дядя Ваня тоже постоянно был чем-то занят, но притом он не был сотрудником храма в собственном смысле, насколько я знаю. То есть денег и какого-то пособия он не получал из епархиальной казны, а просто по силам, доброхотно помогал чем мог в повседневных и многочисленных нуждах храма.

Сколько я его помню, дядя Ваня был сутул, жилист, в седой жидковатой бороденке, в какой-то простой рубахе с длинным рукавом, всегда, даже в жару, и в таких же незатейливых парусиновых штанах. Словом, он был простец. Но во всём, что касалось церковного - он был благоговейно собран и даже строг местами, но не ожесточен (что тоже встречается иногда у церковных «ревнителей»). Помня и всегда нося его в сердце, как образ праведника, я вдруг поймал себя на том, что о нем, собственно, и рассказывать особенно нечего. Да он и сам не стремился чем-нибудь выделиться или запомниться... И мне подумалось, что в наше время, когда каждый мнит, что должен в первую очередь как-то себя проявить, «реализовать» и выделиться - может быть, вот это черта простейшей и смиренной неприметности, причем неприметности не нарочитой, а исходящей от самой природы - и есть первая и драгоценнейшая черта подлинной праведности. Когда человек воистину «не ищет своего», не спешит кому-то что-то доказать, а просто служит Богу и людям, делая что можно доброго не напоказ и не «разово», а повседневно, просто и неприметно, день за днем, месяц за месяцем, год за годом... Вот такой был и дядя Ваня, и таким, я думаю, он запомнился большинству знавших его людей.

Важнее любых знаний - исполнение самой жизнью заповедей Спасителя

Вообще, как важно, чтобы в каждой епархии были такие живые свидетели подлинной церковной жизни, свидетели, верность которых проверена не годами даже, а десятилетиями со всем разнообразием их веяний, ветров и бурь. Это относится как к священству, так и к мирянам, простым людям, которые приходящую в храм молодежь самим своим присутствием, постоянством и кротостью могут научить едва ли не большему, чем все учебники по догматике, литургике и церковному праву... Мне вспомнилось, как я исповедовал древнюю старушку и, изумляясь её радостной чистоте, «природному» благочестию, стал допытываться, из какой она вышла среды. Как и следовало ожидать, воспитывалась она в многодетной крестьянской семье, но вот что удивительно. Отец её был вовсе неграмотным, то есть настолько, что даже расписаться не мог, но притом хранил в семье добрый порядок боголюбивой и благочестивой жизни. Бабушка эта со слезами вспоминала о том, как, при всей простоте и скудости жизни, при необходимости много и постоянно трудиться - в семье царила теплая и дружная атмосфера взаимной любви, заботы и взаимопомощи... Царила, пока власти предержащие не решили, что всё это враждебное проявление «старого мира», который, как мы помним, нужно было непременно зачем-то разрушить... Ох-ох... Но это отдельная тема, я сейчас о другом. О подлинном благочестии, которое оказывается возможным даже без наличия светской образованности. Конечно, это вовсе не означает, что знания не нужны. Нужны и полезны, спасительны даже, но при одном непременном условии. При глубоком и ясном понимании, что важнее любых знаний - исполнение самой жизнью заповедей Спасителя. Помните, как апостол Иаков говорил: Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя (Иак. 1, 22). Вот этого нам и не хватает порой за всем нашим преизбытствующим «многознанием», которое к тому же подмывает многих становиться учителями там, где самим неплохо бы было ещё подучиться смирению и простоте. Вот дядя Ваня - да, он учил, но не словами только... Какими были его слова? Да самые простецкие, незатейливые. Начинаешь ему жаловаться на жизнь: и то у тебя не так, и это... Слушает дядя Ваня, слушает, вздохнет сокрушенно, да и выдаст на малоросский манер, с доброй иронией: «Да нэ кажи, кума, у самой муж пьяница...». И всё. Но понятно как-то сразу становится, что нет таких бед, несчастий и трудностей, которые с помощью Божией нельзя было бы пережить христианину. И как-то становится отраднее и радостнее на душе...

Дядя Ваня совсем почти не рассказывал о себе, и не потому, что был как-то особенно замкнут

О жизни его за пределами храма я, как оказалось, тоже совсем ничего не знаю, хоть мы и общались с ним довольно много, особенно в 1993-м году, когда я работал сторожем сначала в Свято-Троицком соборе, а потом - в восстанавливающемся храме Петра и Павла. И вот мне подумалось сейчас, что и в этом, может быть, заключена ещё одна существенная черта той самой праведности, о которой я говорю: дядя Ваня совсем почти не рассказывал о себе, и не потому, что был как-то особенно замкнут, а потому, я думаю, что он вообще мало собой интересовался, и не казалось ему, что собственная его персона - повод для какого-то важного и содержательного разговора. Всё, что мне удалось узнать от него, - это то, что до пенсии он работал водителем троллейбуса. Всё. Но хоть он о жизни своей и не рассказывал ничего, но я уверен, что родом он был из семьи православной, церковной. Просто всё его поведение: и образ мыслей, и речь, и поступки - всё свидетельствовало о причастности к устоявшейся православной традиции... К «устоявшейся», то есть без тех новомодных чудачеств, «откровений» и нововведений, которые часто происходят не от подлинного благочестия, а именно что от ума. Причем от ума новоначального, не обученного ещё послушанию, смирению и кротости, постоянству в молитве и доброделании...

Самый яркий эпизод нашего с дядей Ваней общения связан с совместным копанием могилки для почившего настоятеля Петропавловского собора - отца Симеона Хивренко. Это было тихим и теплым сентябрьским днем 1993-го года. Причем, опять-таки - эпизод этот яркий, но и рассказать о нем особенно нечего, потому что все те неспешные и задушевные разговоры, которые мы вели с дядей Ваней весь день, пока копали по очереди эту могилку за северным приделом храма, - из этих разговоров я совсем ничего не запомнил. А запомнилась, точнее, запечатлелась, легла светлым чувством на душу и в сердце сама атмосфера. Простой, однообразно-неторопливый труд, ясный теплый день, тонкая и светлая грусть по почившем настоятеле, и вместе с тем - какая-то неизреченная тихая радость на сердце... Почему-то запомнилось, как вечером уже, после работы, поднесли нам по стакану молодого, пенящегося вина. И как дядя Ваня, перекрестившись и прочтя молитву, выпил неторопливо и чинно этот стакан до дна. И вот почему-то даже в этом простейшем действии была запечатлена какая-то простая и глубокая правда... Правда простеца, труженика, доброго, любящего Бога христианина, совершающего сознательно и мирно свой земной путь на пути в Небесное Царствие.

Жив праведник, и за нас ещё, может быть, замолвит словечко пред Богом

Последний раз я увидел дядю Ваню недавно, может быть, месяц или чуть больше того назад. Было какое-то большое торжество, кажется, день памяти святителя Луки, множество людей в самом храме Свято-Троицком и вокруг него, множество радостных улыбок, встреч, оживленных бесед, пестрых праздничных одежд. И вот, во всей этой доброй и радостной многоголосице и суете, во дворе церковном я встретил дядю Ваню. До этого я его уже несколько лет не видел. Он сильно постарел, сдал, но всё так же держался молодцом. Мы обнялись с ним, перемолвились парой каких-то совершенно не значащих, но теплых и простых слов и... всё.

А на днях мимоходом в телефонном разговоре редактор нашего православного издательства «Родное Слово» Володя обмолвился: «Ты знаешь, дядя Ваня-то умер. И похоронили уже...».

Да как же умер? Ладно, плотью, конечно, как всем нам положено, умер, почил, упокоился с миром, но душою, духом... Не умирают такие люди! Жив праведник, и за нас ещё, может быть, замолвит словечко пред Богом.

Священник Димитрий Шишкин

Источник: Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Дмитрий Шишкин
Все статьи Священник Дмитрий Шишкин
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59