В следующем году Государственный академический русский концертный оркестр «Боян» отметит полвека. В 1968 году баянист, дирижер, композитор, педагог Анатолий Иванович Полетаев из небольшой группы музыкантов создал русский оркестр, назвав его в честь легендарного сказителя Бояна. Все эти десятилетия Полетаев является бессменным руководителем «Бояна».
Основу репертуара оркестра составляет русская классическая музыка.
С годами коллектив оркестра «Боян» расширялся. В концертах оркестра
принимали участие знаменитые музыканты и певцы: Дмитрий Гнатюк, Юрий
Гуляев, Борис Штоколов, Александр Ведерников, Вергилиус Норейко,
Анатолий Соловьяненко, Юрий Богатиков, Евгений Нестеренко и многие
другие.
«Боян» - уникальный коллектив, поскольку сочетает симфонические
инструменты с народными. Он с огромным успехом гастролировал в Японии,
Германии, Великобритании, странах Скандинавии, Болгарии и Чехословакии,
Польше. Конечно же, ценят его и в России - любители народной и
симфонической музыки, которые еще не перевелись, несмотря на засилье в
электронных СМИ так называемой попсы.
Свою культурную миссию в «Бояне» видят в сохранении и приумножении
традиций русской, славянской музыки, воспитании и просвещении молодого
поколения.
«Русский народ - это не только лапти и сарафаны. Но это еще и Невский и
Суворов, Пушкин и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Ломоносов и
Менделеев, Циолковский и Чижевский, Курчатов и Королев, Жуков и
Гагарин... Это высший уровень науки, это люди, первыми вышедшие в
космос. А для того, чтобы народ выживал, ему необходимо достоинство,
самосознание и понимание ценности того, что он русский. Чтобы человек
стал зрелым, осознающим себя патриотом, ему нельзя обойтись без того,
что является достижением всей планеты: это русский характер, русский
интеллект, русская изобретательность, русская находчивость и русский
гуманизм, русское свободолюбие, добромыслие и добросердечие. Эти
свойства нельзя потерять, их надо сохранять и укреплять», - убежден
Анатолий Полетаев.
Однако у нынешней российской власти представления о русском народе,
очевидно, иные. «Боян» не получает президентских и правительственных
грантов. Напротив: еще со времен министра культуры Михаила Швыдкого
подвергается разного рода гонениям. Министры меняются, а политика,
направленная фактически на уничтожение музыкального коллектива, остается
неизменной.
Министру культуры Российской Федерации
Мединскому В.Р.
Уважаемый Владимир Ростиславович!
Директором департамента государственной поддержки искусства и народного
творчества А.В. Малышевым на основании экспертной комиссии выражена
просьба, а по сути приказ, об изменении устава Государственного
академического русского концертного оркестра «Боян» и превращении его в
камерный без сохранения названия.
Подобные действия вызывают по крайней мере недоумение у творческого
коллектива оркестра, который, несмотря на прямое указание президента РФ
В.В. Путина о сохранении и выделении ему отдельного помещения, постоянно
подвергался ущемлению его положения, был поставлен в неравные условия с
подобными государственными коллективами, назначениями некомпетентных в
музыке руководителей и т.д.
Вы должны были знать о высоком предназначении этого оркестра и его
международной известности после гастролей во многих странах мира.
В настоящее время ко мне устно и письменно приходят сотни откликов и
требований о пересмотре такого полускрытого экзаменования
высокопрофессионального коллектива. Согласно Конституции РФ, ст. 1,
Россия является демократическим государством, этот термин подчеркивает,
что власть у нас народная и скрывать от народа состав экспертной
комиссии, прослушивание и требование о новом прослушивании при наличии
независимых экспертов нельзя.
Должен Вам напомнить, что в России по официальным данным проживает более
70% русских, это большая часть славян, и естественен у них интерес к
славянской культуре, в частности к музыке.
Подобная деятельность прямо подпадает под ФЗ от 25 июля 2002 г. № 114 "О
противодействии экстремистской деятельности", ст. 1, пункт 1. Прямо
говорится: 1) экстремистская деятельность (экстремизм): есть возбуждение
социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Ведь
уничтожение русского оркестра, естественно, вызовет негативную реакцию
со стороны русского народа. Это может привести к наращиванию социальной
напряженности в обществе. Кому это нужно? Русский народ терпеливый, но
нельзя же его провоцировать на социальное противостояние власти.
Оставляю за собой право обращения к гаранту Конституции РФ президенту РФ
В.В. Путину, высшие судебные и властные органы с просьбой о честном и
справедливом подходе к сохранению Государственного академического
русского концертного оркестра «Боян».
Готов лично встретиться и обсудить сложившуюся ситуацию.
Основатель оркестра, художественный руководитель и главный дирижер, народный артист СССР, композитор, профессор
Анатолий Иванович Полетаев
Из отзывов об оркестре
Галина ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ,
заслуженная артистка
России:
«Любая концертная программа оркестра - национальна в самом верном смысле этого слова: «не описание сарафана» (от чего предостерегал еще великий Н.В. Гоголь), а восприятие духа народного, его размаха, удали, целомудрия и доброты. Именно поэтому программа «Сказка русской музыки» особенно близка оркестру, носящему имя древнеславянского поэта, певца-сказителя. Уникальный оркестр, ведомый профессором Полетаевым, поражает колоритом, свежестью интерпретации произведений, настолько известных, что, казалось бы, прочесть их по-новому просто невозможно. Однако чудо свершилось, и слушатели заново открывают прелесть знакомых шедевров. Они появляются в несколько ином оркестровом одеянии, в новых инструментовках, созданных дирижером специально для его особого состава. Впечатляет талант истинного мастера, бережно относящегося к творчеству великих предшественников. Истинный просветитель и пропагандист лучших традиций отечественной музыки, «Боян» увлекает слушателя темпераментом, лиризмом, яркостью динамических красок. «Сказка русской музыки» - это живописность, вдохновение и полет фантазии, это отличный подарок маэстро и его оркестра любителям русской музыки, взрослым и детям!»
Болгарская газета
«Дмитровское знамя»:
«...Состав блистал своей изысканной и тонкой нюансировкой. Острые и точные акценты, несущие большой ритмический размах, использование полной оркестровой звучности, от пианиссимо до наимощнейшего форте. Исключительный темперамент, совершенное музыкальное мастерство были проявлены не только в исполнении солистов, но и в музыкальности, и в интеллектуальной зрелости, которые демонстрировал оркестр».
Шведская газета
«Людвика тиднинг»:
«...Все представление заполнено движением. Одно мгновение оркестр звучит мечтательно и мелодично, затем - величественно и захватывающе... Все, что оркестр играет, отшлифовано с изумительным звучанием. Оркестр «Боян», который в целом совершенно фантастичен, имеет прекрасных солистов».
Николай БУРЛЯЕВ,
народный артист России, президент Международного кинофорума
«Золотой Витязь»:
«Вспоминаю встречу со знаменитым Г. Свиридовым, который неожиданно
сказал мне: «Нет в мире ничего выше русской музыки. В ней истина,
красота, гармония».
Выдающийся русский музыкант, подвижник А. Полетаев, создавший «Боян»,
осознанно избрал путь служения Истине, служение Русской музыке. Его
программа «Русский концерт» - яркое тому свидетельство. Она очищает
засоренный современный слух и сознание, лечит и укрепляет душу,
истязаемую современным демонизированным шоу эфира, возвращает к
спасительным истокам. Такая музыка нужна нашей молодежи, нужна России,
нужна миру, ибо Русская музыка спасительна и целебна».
Источник: Советская Россия